Принципы и система противодействия терроризму в Российской Федерации

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных п р и н ц и п а х:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Система противодействия терроризму – это совокупность субъектов безопасности, осуществляющих комплекс мер и мероприятий политического, правового, организационного, социально-экономического, военного, специального и информационно-пропагандистского характера с целью выявления, предупреждения и пресечения террористической деятельности, ликвидации последствий и устранением причин и условий ее порождающих.

Для борьбы с террором задействуется вся система национальной безопасности страны, структура которой предусмотрена Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ и Указами Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 и 12 мая 2009 г. № 537 (См.: Рис. 3).

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

1.Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);

2. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);

3. Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);

4. Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);

5. Министерство обороны Российской Федерации (МО России).

Правительством Российской Федерации также определен Перечень федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности [12], в их числе: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерство образования и науки Российской Федерации и еще 27 министерств и ведомств Российской Федерации.

Правовую основу противодействия терроризму на территории города Москвы (помимо законодательных и иных нормативных правовых документов федерального уровня) составляют:

Устав города Москвы (с последними изменениями от 22 октября 2008 г.);

Закон г. Москвы от 28 марта 2001 г. N 9 "Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка";

Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. N 36 "О Московской городской народной дружине";

ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление ФСБ России по субъекту РФ

       
   
 
 


Рис. 3 Система противодействия терроризму в Российской Федерации

Распоряжение Мэра Москвы от 6.05.1998 г. N 446-РМ "О создании Межведомственной антитеррористической комиссии г. Москвы " (приложение – Положение о Межведомственной антитеррористической комиссии г. Москвы);

Постановление Правительства Москвы от 23.03.2004 г. № 172-ПП “О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы”;

Указ Мэра Москвы от 21.05.2007 г. № 25-УМ “О системе антитеррористической деятельности в городе Москве” (Приложение 1. Персональный состав Антитеррористической комиссии города Москвы. Приложение 2. Концепция антитеррористической деятельности в городе Москве. Приложение 3. Типовое положение об антитеррористической комиссии административного округа города Москвы. Приложение 4. Типовое положение об антитеррористической комиссии района, входящего в состав административного округа города Москвы. Приложение 5. Типовое положение об антитеррористической комиссии отраслевого (Функционального) органа исполнительной власти города Москвы. Приложение 6. Положение о нештатной постоянно действующей рабочей группы при Антитеррористической комиссии города Москвы. Приложение 7. Положение о Научно-техническом совете при Антитеррористической комиссии города Москвы);

Постановление Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. № 911-ПП “Об утверждении базовых требований к охране объектов города Москвы, оплачиваемой за счет средств бюджета города Москвы” (См.: Приложение 2.1.)

Противодействие терроризму и обеспечение этого процесса необходимыми силами, средствами и ресурсами на территории Москвы возглавляет Правительство города Москвы.

1.4. Система обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения [13]

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2004 г. № 1040 “О мерах по противодействию терроризму” и решений Московской межведомственной антитеррористической комиссии в Департаменте образования города Москвы созданы Антитеррористическая комиссия и Общественный совет по безопасности образовательных учреждений. Состав комиссии и Положение о ней утверждаются приказами Руководителя Департамента образования города Москвы (См. образец приказа в Приложении 1.2.).

Основными руководящими документами Департамента образования города Москвы по организации работы в интересах обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения являются:

Приказ Руководителя Департамента образования г. Москвы от 02.12.2003 г. № 1015 “О принятии к руководству методических рекомендаций для разработки документов по обеспечению безопасности и противодействию терроризму в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы”;

Методические рекомендации по составлению комплекта документов Департамента образования г. Москвы (приложение – Памятка руководителю образовательного учреждения по мерам антитеррористической и противодиверсионной защиты обучающихся и сотрудников. – М., 2003. – 10 с.);

Приказ Департамента образования города Москвы от 10.06. 2004 г. № 294 “О введении в штатное расписание должности заместителя руководителя по обеспечению безопасности ” (Приложение 1. Должностная инструкция (примерная) заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности);

Решение Коллегии Департамента образования г. Москвы от 7.10.2004 г. № 18 “О состоянии безопасности учащихся и мерах, принятых по ее обеспечению в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы”;

Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2007 г. № 671 “О создании антитеррористической комиссии Департамента образования города Москвы”.

Инструкция руководителю образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников, воспитанников и обучающихся в условиях повседневной жизнедеятельности, рассмотренная и рекомендованная к использованию Антитеррористической комиссией Департамента образования города Москвы (См.: Приложение 1.3).

Антитеррористическая и противодиверсионная защищенность объектов образования занимает центральное и ведущее положение в системе обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений.

Рекомендации, инструкции, памятки, правила, перечни документов, необходимые руководителям образовательных учреждений для организации и проведения этой работы, в концентрированном виде собраны в ряде методических изданий, в частности:

Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко - М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.

Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Настольная книга руководителя /(сост. Н.В. Андреева и др.; под общ. ред. Л.Н. Антоновой; отв. ред. Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко). – 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006.- 248 с.- (Методика).

Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Рабочие материалы заместителя руководителя / (Сост. А.И. Котова, Е.С. Кушель, Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко; под общ. ред. Л.Н. Антоновой, Н.В. Буркова; отв. редакторы: Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко). -М.: Айрис-пресс, 2006. – 160 с.- (Методика).

Нормативные акты требуют, чтобы в каждом образовательном учреждении для работы по обеспечению его антитеррористической защиты велись дела, со следующими документами:

· руководящие указания федеральных органов, Правительства Москвы, распорядительные документы Департамента образования города Москвы, главы местной администрации, окружного управления образования;

· материалы антитеррористической комиссии и общественного совета по безопасности образовательных учреждений Департамента образования города Москвы; антитеррористической комиссии и общественного совета по безопасности образовательных учреждений окружного управления образования; антитеррористической группы образовательного учреждения; справочные материалы о выполнении решений в части, касающейся охраны объекта;

· приказы руководителя образовательного учреждения;

· переписка по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

· планы работы образовательного учреждения, материалы проверок, проведенных тренировок, доклады и отчеты;

· планы и схемы охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий, другие материалы об объекте и его характеристиках.

Главным документом в организации антитеррористической безопасности конкретного образовательного учреждения является паспорт безопасности.

Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения впервые в отечественной практике введен (по рекомендации правоохранительных структур) указанием Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы А.П. Аксенова от 29 сентября 2003 г. № 4-19-13087/3 “О внедрении Методических рекомендаций структурным органам исполнительной власти г. Москвы по разработке документов планирования и обеспечения антитеррористических мероприятий и общественной безопасности на потенциально опасных, культурно-зрелищных объектах, учреждениях с большим сосредоточением людей”, а также приказом Департамента образования города Москвы от 2 декабря 2003 г. № 1015 “О принятии к руководству методических рекомендаций для разработки документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы”. Этот опыт Московского правительства оказался востребованным и в других субъектах Российской Федерации.

Паспорт безопасности разрабатывается заместителем руководителя образовательного учреждения по безопасности с группой разработчиков во взаимодействии с правоохранительными подразделениями. Сведения о структуре и его содержании по конкретному объекту составляют служебную тайну.

Этот документ, как правило, состоит из трех составных частей:

- собственно паспорта безопасности;

- плана охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий;

- плана - схемы образовательного учреждения.

При необходимости в него могут включаться и другие документы.

Для разработки паспорта безопасности руководитель образовательного учреждения назначает группу разработчиков, руководство которой возлагается на заместителя по безопасности.

Паспорт безопасности разрабатывается сроком на 5 лет. Однако, в случае изменения требований по обеспечению безопасности, серьезных изменений системы защиты - паспорт подлежит пересмотру.

В начале календарного и учебного года в паспорт безопасности вносятся изменения, произошедшие в составе персонала, оборудования, в случае установки в образовательном учреждении дополнительных средств охраны, безопасности или противопожарных средств, с учетом недостатков, выявленных по результатам проверок, тренировок или практических действий при чрезвычайных ситуациях.

Паспорт, план охраны и схема являются документами строгой отчетности, с грифом ограниченного пользования (ОП) или для служебного пользования (ДСП). Они хранятся у руководителя образовательного учреждения, копии в органах внутренних дел и ФСБ, обслуживающих данную территорию.

Первая часть паспорта безопасности (антитеррористической деятельности) образовательного учреждения состоит из следующих разделов:

· общие сведения об образовательном учреждении;

· возможные критические и чрезвычайные ситуации в образовательном учреждении в результате проведения диверсионно-террористических акций или экстремистских проявлений;

· сведения о персонале образовательного учреждения;

· силы и средства охраны образовательного учреждения;

· проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

· ситуационные планы.

В разделе «Общие сведения об образовательном учреждении» излагаются – особенности образовательного учреждения; полное и сокращенное наименование учреждения, его реквизиты, ведомственная принадлежность, вышестоящая организация с адресом и телефоном, форма собственности, данные о собственниках; наличие арендаторов, дата и №№ договоров, профиль аренды, перечень занимаемых помещений; должностные лица и работники учреждения, необходимые для организации действий при чрезвычайных ситуациях, с указанием их данных, служебных и домашних телефонов; размещение объекта по отношению к дорожной сети, другим зданиям и сооружениям.

В разделе «Возможные критические и чрезвычайные ситуации в образовательном учреждении в результате проведения диверсионно-террористических акции или экстремистских проявлений» излагаются – возможные действия террористов и последствия взрывов, пожаров, массовых беспорядков, применения отравляющих веществ, захвата заложников и иных действий террористов. Отражаются возможные качественные показатели ущерба от этих действий. По каждой рассматриваемой ситуации планируются ответные действия охраны, персонала, аварийных служб и бригад по предупреждению проявлений или ликвидации последствий аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

В разделе «Сведения о персонале образовательного учреждения» – отражаются сведения о численности преподавателей и других категорий сотрудников по сменам, их подготовленности к действиям в чрезвычайных ситуациях; сотрудниках, возглавляющих нештатные пожарные расчеты, отвечающих за безопасность, за содержание запасных выходов и путей эвакуации, систем электро-газо-обеспечения, за хранение оружия, средств защиты. Прилагается список лиц из числа персонала и учащихся, имеющих неврологические заболевания, алкогольную и наркотическую зависимость, отклонения в поведении. Отражаются данные о национальном составе и гражданстве обучающихся и сотрудников.

В разделе «Силы и средства охраны» отражаются – параметры охраняемой территории, инженерное оборудование и ограждение, силы охраны, средства охраны, организация связи, подразделение ОВД, обслуживающее образовательное учреждение, ближайшие ДНД и ДПД, оценка надежности охраны образовательного учреждения.

В разделе «Проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательного учреждения» излагаются - первоочередные, неотложные мероприятия по усилению охраны, оборудованию локальных зон, увеличения численности охраны, повышения технической оснащенности, усилению пропускного режима, планируемые тренировки и долгосрочные мероприятия, требующие значительных материальных затрат и времени для их проведения.

В разделе «Ситуационные планы» на основе моделирования возможных ситуаций, отражаются направления возможных угроз, наиболее уязвимые участки, порядок их прикрытия; расположение постов охраны; места расположения сил и средств силовых структур, их маршруты выдвижения; зоны возможного поражения людей, предполагаемые места размещения эвакуированных и пострадавших и другие вопросы.

Учитывая, что паспорт безопасности содержит большой объем информации и требует ответа на многие вопросы, его подготовка должна осуществляться на основе тщательного обследования образовательного учреждения, сбора всей необходимой информации, анализа подготавливаемых материалов и правильной организации взаимодействия с органами внутренних дел, федеральной службы безопасности, штабами ГО и ЧС, местными органами самоуправления.

Как уже отмечалось, одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер предупреждения, поэтому основными мерами антитеррористической защищенности образовательных учреждений являются меры предупреждения и профилактики. Вся работа по выполнению данных мер строится путем реализации определенных организационных и инженерно-технических мер и мероприятий. Важнейшими из них являются:

· усиление охраны образовательного учреждения; квалифицированный подбор охранных структур и сотрудников охраны [14];

· установление строгого контроля пропуска граждан и автотранспорта, исключение бесконтрольного пребывания на территории посторонних лиц; обеспечение надежного круглосуточного контроля за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади;

· исключение возможности нахождения бесхозных транспортных средств в непосредственной близости и на контролируемой территории;

· запрещение ведения ремонтных и иных работ сомнительными фирмами и организациями, а также рабочими, не имеющими московской регистрации; недопущение проживания лиц, в том числе осуществляющих строительные или ремонтные работы в зданиях и на территории образовательного учреждения;

· обеспечение пожарной безопасности [15], выявление недостатков в вопросах пожарной безопасности, которыми могут воспользоваться преступные элементы в террористических целях; своевременный вывоз с территории образовательного учреждения твердых бытовых отходов (подробнее см. в разделе 3 настоящего пособия);

· ежедневный предупредительный контроль мест массового нахождения людей (классов, аудиторий, помещений и площадок для проведения занятий, совещаний, собраний, культурно-массовых и спортивных мероприятий), а также подвалов, чердаков, подсобных помещений, проверка состояния решеток и ограждений;

· планирование и выполнение работ по инженерно-техническому оборудованию образовательного учреждения [16];

· постоянное поддержание оперативного взаимодействия с территориальными органами МВД и ФСБ России, прокуратурой, военными комиссариатами и военным командованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: