Обороны

Тактика ведения современная войны, разнообразие применяемого оружия ставят серьезные проблемы по защите населения, территорий и экономического потенциала страны, основных систем жизнеобеспечения и минимизации последствий нанесения ударов противником.

Решение данных проблем возможно прежде всего при опоре на широкую нормативно-правовую базу, регламентирующую вопросы заблаговременной организации гражданской обороны.

Гражданская оборона в Российской Федерации организуется и ведется в соответствии с положениями:

Конституции Российской Федерации (Ст.ст. 71,72);

Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2416-1 “О безопасности”;

федеральных законов Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ “Об обороне”, от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ“О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” и от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ “О гражданской обороне” (См.: Приложение 8.2);

Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ “О военном положении” (См.: Приложение 8.1.);

“Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года”, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537;

постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (См.: Приложение 8.3);

других законодательных и нормативных правовых документов Российской Федерации в данной области;

международных нормативных документов [75], отражающих общепризнанные нормы и принципы международного права.

Вопросы обороны и безопасности согласно Конституции Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации, а осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий – к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В период становления новой Российской государственности правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства были закреплены путем принятия закона Российской Федерации “О безопасности”, определившего систему безопасности, ее функции, порядок организации деятельности органов обеспечения безопасности и контроля за их работой.

Весьма важно сформулированное этим законом определение безопасности как состояния защищенности от внутренних и внешних угроз основных объектов безопасности, к которым отнесены личность – ее права и свободы, общество – его материальные и духовные ценности, государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Закон Российской Федерации “О безопасности” не только разграничил полномочия органов власти, но и установил порядок руководства государственными органами обеспечения безопасности и определил задачи федеральных органов государственной власти. В законе прямо указано, что формирования гражданской обороны и служб ликвидации чрезвычайных ситуаций включаются в силы обеспечения национальной безопасности.

Данное законодательное закрепление места гражданской обороны получило дальнейшее свое развитие в Федеральном законе “Об обороне”. В статье 21 этого закона определено, что в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется гражданская оборона, задачи и организация которой определяются федеральным законом.

В современных условиях разработка норм права, регламентирующих отношения в сфере обороны, невозможно без учета общепризнанных норм международного права, в том числе и по вопросам гражданской обороны.

В этой связи Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” в статье 5 подтверждается, что международные договора Российской Федерации, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью его правовой системы.

Международно-правовая регламентация деятельности гражданской обороны сформулирована в Дополнительном протоколе 1 к Женевской конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, который принят в 1977 году.

В этом документе сформулированы задачи гражданской обороны, а также нормы защиты организаций, персонала и материальной части самой гражданской обороны в период вооруженных конфликтов. В статье 62 Протокола указано, что «гражданские организации гражданской обороны и их персонал пользуются уважением и защитой» и имеют право выполнять порученные им задачи по гражданской обороне. Уважение и защита распространяется на здания и материальную часть, используемые в целях гражданской обороны, а также на убежища, предоставляемые для гражданского населения.

Таким образом, при определении правового положения организаций гражданской обороны следует принимать во внимание два критерия: их неучастие в боевых действиях и основное назначение – гуманитарную деятельность.

Все изложенные выше конституционные и законодательные решения Российской Федерации, международные конвенции и другие документы подвели к необходимости принятия отдельного закона о гражданской обороне.

Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ “О гражданской обороне” определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их форм собственности в области гражданской обороны, а также порядок руководства и состав гражданской обороны.

В соответствии с данным законом основными задачами гражданской обороны являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасное районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение свето- и других видов маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, медицинским обслуживанием, срочным предоставлением жилья и принятия других необходимых мер;

· борьба с пожарами, возникшими при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание людей, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;

· срочное захоронение трупов в военное время.

Федеральный закон от 9 октября 2002 г. № 123-ФЗ “О внесении дополнений в Федеральный закон “О гражданской обороне” расширил полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области гражданской обороны, уточнил порядок осуществления ее мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: