Подготовка личного состава образовательного учреждения к действиям в чрезвычайных ситуациях

Подготовка сотрудников и учащихся образовательных учреждений осуществляется в соответствии с “Положением об организации обучения населения в области гражданской обороны”, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2.11.2000 г. № 841.

Планирование, подготовка и обучение учащихся и персонала образовательного учреждения по вопросам гражданской обороны в образовательном учреждении должна осуществляться заблаговременно, с проведением всестороннего обеспечения.

Основными з а д а ч а м и подготовки личного состава образовательного учреждения в области гражданской обороны являются:

· изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, приемов оказания первой медицинской помощи;

· совершенствование алгоритмов работы и навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне применительно к условиям деятельности образовательного учреждения;

· выработка умений и навыков проведения срочных неотложных мероприятий для предотвращения, снижения уровней (степени) возникающих угроз, компетентного участия в проведении аварийно-спасательных мероприятий и других работ;

· владение персоналом образовательного учреждения приемами и способами действий по защите сотрудников, обучающихся (воспитанников) и материальных средств от опасностей, возникающих при ведении боевых действий и вследствие таких действий, а также чрезвычайных ситуациях техногенного или природного характера.

Лица, подлежащие обучению вопросам гражданской обороны, подразделяются на следующие категории:

а) руководители образовательных учреждений (начальники ГО объектов), работники органа (ответственные должностные лица), отвечающие за вопросы гражданской обороны образовательного учреждения;

б) персонал, входящий в состав нештатного формирования гражданской обороны образовательного учреждения (как правило – крупного ВУЗа);

в) персонал, не входящий в состав формирования гражданской обороны образовательного учреждения;

г) учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования.

Обучение работников образовательных учреждений в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием разработанной тематики и форм обучения.

Обучение является обязательным и проводится по категориям:

- руководящий состав и ответственные работники по вопросам гражданской обороны учреждений проходят подготовку (переподготовку) в учреждениях повышения квалификации федеральных, региональных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах по гражданской обороне, на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

педагогические работники и другие сотрудники образовательных учреждений обучаются по месту работы.

Повышение квалификации начальников гражданской обороны и ответственных работников по вопросам гражданской обороны учреждений, а также преподавателей курса «Основ безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» образовательных учреждений профессионального образования проводится не реже одного раза в 5 лет.

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей по вопросам гражданской обороны, переподготовка или повышение квалификации в течении первого года работы является обязательной.

Обучение организуется по заявкам с мест работы, согласованными с окружными управлениями образования. Для учреждений городского подчинения заявки согласуются в Департаменте образования города Москвы.

В целях организации и осуществления обучения работников системы московского образования и обучающихся образовательных учреждений в области гражданской обороны:

а) окружные управления образования (управления образования учреждений городского подчинения):

- планируют и осуществляют мероприятия по обучению должностных лиц и ответственных работников образовательных учреждений по вопросам гражданской обороны, педагогических работников и других сотрудников подведомственных образовательных учреждений;

- осуществляют организационно – методическое руководство и контроль за выполнением государственных образовательных стандартов, разработанных программ, методик обучения учащихся государственных образовательных учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности;

- организуют и проводят учебно-методические сборы руководителей и преподавателей образовательных учреждений по вопросам гражданской обороны;

- участвуют в организации и проведении пропаганды знаний в области гражданской обороны;

- участвуют в организации обеспечения государственных образовательных учреждений учебной литературой, наглядными пособиями, другими обучающими материалами и компьютерными программами.

б) образовательные учреждения:

- планируют, проводят и обеспечивают обучение своих работников и обучающихся в области гражданской обороны;

- уточняют (с учетом специфики деятельности образовательного учреждения) программы обучения в области гражданской обороны как для работников, входящих в состав нештатных формирований, так и не входящих в них;

- создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;

- разрабатывают, организуют и проводят объектовые учения и тренировки по гражданской обороне.

При обучении различных категорий обучающихся в области гражданской обороны используются следующие основные ф о р м ы о б у ч е н и я:

а) для руководящего звена (начальников ГО учреждений), должностных лиц и ответственных работников по вопросам гражданской обороны:

- самостоятельная подготовка;

- переподготовка и повышение квалификации на специальных курсах, организуемых органами исполнительной власти, в учебно-методических центрах, других курсах гражданской обороны;

- участие в сборах, тренировках и учениях, проводимых по плану вышестоящих органов по гражданской обороне;

б) для работников, входящих в состав формирований:

- проведение плановых занятий по разработанной тематике по месту работы (на объекте) в составе формирования;

- участие в тренировках и учениях по гражданской обороне;

в) для работников, не входящих в состав формирований:

- проведение плановых занятий по месту работы (на объекте) в составе учебных групп;

- участие в тренировках, учениях проводимых в образовательном учреждении;

- индивидуальное изучение способов защиты от возможных опасностей (совершенствование навыков, выполнение нормативов и т. д.);

г) для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования:

- обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

- участие в тренировках и учениях по гражданской обороне, проводимых в образовательном учреждении;

- изучение пособий, инструкций, памяток, просмотр специальных учебных фильмов, телепрограмм по тематике гражданской обороны;

- участие в работе кружков, отрядов, дружин и других внеклассных мероприятиях по вопросам ГО.

Примерная программа обучения сотрудников образовательных учреждений, не входящих в формирования ГО, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является элементом единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Она разработана в соответствии с рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Примерная программа рассчитана по объему на 14 часов [78].

Обучение работников образовательных учреждений проводится по решению их руководителей, как в рабочее время, так и без отрыва от основной деятельности.

Для проведения занятий в учреждениях создаются учебные группы по структурным подразделениям, а при небольшом количестве сотрудников - общие. Состав группы не должен превышать 25 человек. Для проведения практических занятий решением руководителя разрешается учебную группу делить на две или несколько подгрупп.

Занятия проводятся руководящим составом учреждения, инженерно-техническими работниками, а также другими подготовленными лицами.

Занятия по медицинским темам и по проблемам психологической подготовки проводят соответствующие специалисты.

При организации обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах) для проведения занятий по отдельным темам целесообразно привлекать научных работников, профессорско-преподавательский состав, работников структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

Руководители учебных групп ежегодно назначаются приказами руководителей образовательных учреждений (начальников гражданской обороны объектов). Они должны пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям или на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Занятия, как правило, проводятся на собственной учебной материальной базе. Они должны обеспечиваться необходимым имуществом и оборудованием, учебными и наглядными пособиями. При этом предпочтение отдается техническим средствам обучения, образцам средств защиты, измерительной аппаратуре, специальной технике (тушения пожаров, ведения спасательных и других неотложных работ).

На занятиях целесообразно применять активные методы обучения (дискуссии, обучающие игры, в том числе и компьютерные), использовать диапозитивы, учебные кинофильмы, видео- и аудиоматериалы.

Начальникам гражданской обороны образовательных учреждений предоставляется право с учетом местных физико-географических условий, специфики расположенных вблизи объектов производств, особенностей контингента обучаемых, степени усвоения ранее изученных вопросов и других факторов, корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем примерной программы, уточнять формы и методы проведения занятий, а также их содержание без сокращения общего количества часов, предусмотренного примерной программой. Эти изменения, а также разбивка тем на отдельные занятия должны найти отражение в программе, разрабатываемой в образовательном учреждении.

Руководитель образовательного учреждения обязан оказывать организационную, техническую и методическую помощь руководителям учебных групп, осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий, о чем делать соответствующие записи в журнале учета занятий учебной группы. Он же несет полную ответственность за организацию обучения работников образовательного учреждения, как начальник гражданской обороны учреждения.

В ходе занятий серьезное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны, воспитанию стойкости, готовности выполнять обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине с учетом специфики работы с обучающимся контингентом.

Учебный год завершается итоговым занятием. Оно проводится в целях проверки результатов обучения, закрепления полученных знаний и практических навыков. При этом обучаемые сдают зачет в объеме изученной программы с выполнением практического задания (норматива) по одной из тем программы.

В результате обучения работники образовательных учреждений, не входящие в состав формирований гражданской обороны, д о л ж н ы з н а т ь:

- основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;

- задачи и возможности гражданской обороны в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- задачи и возможности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в обеспечении защиты работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;

- методы формирования у людей психологической устойчивости к стрессовому воздействию факторов чрезвычайных ситуаций, пути привития навыков управления своим психологическим состоянием;

д о л ж н ы у м е т ь:

- четко действовать по сигналам оповещения, практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- защищать себя, членов семьи, обучающихся и воспитанников от чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени, четко и уверенно действовать в случае возникновения угрозы или аварии на своем объекте;

- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;

- проводить частичную санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ);

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах и повреждениях [79].

Все категории личного состава образовательного учреждения и учащихся, и персонала получают знания и умения, принимая участие в проводимых учениях и тренировках по вопросам гражданской обороны в образовательном учреждении.

Рекомендуемая литература:

Г а в р и л о в М.А., П и л и п е н к о В.Ф. Организация мероприятий по гражданской обороне в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие. Выпуск 5 //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 112 с.

Гражданская оборона и пожарная безопасность (методическое пособие) /Под ред. М.И. Фалеева. – 2-е изд., пер. – М.: Институт риска и безопасности, 2004.

Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко - М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.

Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт. - сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов; под науч. ред. Л.Я. Олиференко. – М.: Айрис - пресс, 2006.- 192 с. - (Методика).

П и л и п е н к о В.Ф., Г а в р и л о в М.А. Организация работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 2 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 88 с.

П е т р о в С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. – М.: МИОО, 2005.- 224 с.

Планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мероприятий гражданской обороны. Рекомендации /Под общ. ред. В.А. Пучкова. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: