Подготовка сотрудников и учащихся образовательных учреждений осуществляется в соответствии с “Положением об организации обучения населения в области гражданской обороны”, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2.11.2000 г. № 841.
Планирование, подготовка и обучение учащихся и персонала образовательного учреждения по вопросам гражданской обороны в образовательном учреждении должна осуществляться заблаговременно, с проведением всестороннего обеспечения.
Основными з а д а ч а м и подготовки личного состава образовательного учреждения в области гражданской обороны являются:
· изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, приемов оказания первой медицинской помощи;
· совершенствование алгоритмов работы и навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне применительно к условиям деятельности образовательного учреждения;
|
|
· выработка умений и навыков проведения срочных неотложных мероприятий для предотвращения, снижения уровней (степени) возникающих угроз, компетентного участия в проведении аварийно-спасательных мероприятий и других работ;
· владение персоналом образовательного учреждения приемами и способами действий по защите сотрудников, обучающихся (воспитанников) и материальных средств от опасностей, возникающих при ведении боевых действий и вследствие таких действий, а также чрезвычайных ситуациях техногенного или природного характера.
Лица, подлежащие обучению вопросам гражданской обороны, подразделяются на следующие категории:
а) руководители образовательных учреждений (начальники ГО объектов), работники органа (ответственные должностные лица), отвечающие за вопросы гражданской обороны образовательного учреждения;
б) персонал, входящий в состав нештатного формирования гражданской обороны образовательного учреждения (как правило – крупного ВУЗа);
в) персонал, не входящий в состав формирования гражданской обороны образовательного учреждения;
г) учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования.
Обучение работников образовательных учреждений в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием разработанной тематики и форм обучения.
Обучение является обязательным и проводится по категориям:
|
|
- руководящий состав и ответственные работники по вопросам гражданской обороны учреждений проходят подготовку (переподготовку) в учреждениях повышения квалификации федеральных, региональных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах по гражданской обороне, на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
педагогические работники и другие сотрудники образовательных учреждений обучаются по месту работы.
Повышение квалификации начальников гражданской обороны и ответственных работников по вопросам гражданской обороны учреждений, а также преподавателей курса «Основ безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» образовательных учреждений профессионального образования проводится не реже одного раза в 5 лет.
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей по вопросам гражданской обороны, переподготовка или повышение квалификации в течении первого года работы является обязательной.
Обучение организуется по заявкам с мест работы, согласованными с окружными управлениями образования. Для учреждений городского подчинения заявки согласуются в Департаменте образования города Москвы.
В целях организации и осуществления обучения работников системы московского образования и обучающихся образовательных учреждений в области гражданской обороны:
а) окружные управления образования (управления образования учреждений городского подчинения):
- планируют и осуществляют мероприятия по обучению должностных лиц и ответственных работников образовательных учреждений по вопросам гражданской обороны, педагогических работников и других сотрудников подведомственных образовательных учреждений;
- осуществляют организационно – методическое руководство и контроль за выполнением государственных образовательных стандартов, разработанных программ, методик обучения учащихся государственных образовательных учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности;
- организуют и проводят учебно-методические сборы руководителей и преподавателей образовательных учреждений по вопросам гражданской обороны;
- участвуют в организации и проведении пропаганды знаний в области гражданской обороны;
- участвуют в организации обеспечения государственных образовательных учреждений учебной литературой, наглядными пособиями, другими обучающими материалами и компьютерными программами.
б) образовательные учреждения:
- планируют, проводят и обеспечивают обучение своих работников и обучающихся в области гражданской обороны;
- уточняют (с учетом специфики деятельности образовательного учреждения) программы обучения в области гражданской обороны как для работников, входящих в состав нештатных формирований, так и не входящих в них;
- создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
- разрабатывают, организуют и проводят объектовые учения и тренировки по гражданской обороне.
При обучении различных категорий обучающихся в области гражданской обороны используются следующие основные ф о р м ы о б у ч е н и я:
а) для руководящего звена (начальников ГО учреждений), должностных лиц и ответственных работников по вопросам гражданской обороны:
- самостоятельная подготовка;
- переподготовка и повышение квалификации на специальных курсах, организуемых органами исполнительной власти, в учебно-методических центрах, других курсах гражданской обороны;
- участие в сборах, тренировках и учениях, проводимых по плану вышестоящих органов по гражданской обороне;
|
|
б) для работников, входящих в состав формирований:
- проведение плановых занятий по разработанной тематике по месту работы (на объекте) в составе формирования;
- участие в тренировках и учениях по гражданской обороне;
в) для работников, не входящих в состав формирований:
- проведение плановых занятий по месту работы (на объекте) в составе учебных групп;
- участие в тренировках, учениях проводимых в образовательном учреждении;
- индивидуальное изучение способов защиты от возможных опасностей (совершенствование навыков, выполнение нормативов и т. д.);
г) для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования:
- обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
- участие в тренировках и учениях по гражданской обороне, проводимых в образовательном учреждении;
- изучение пособий, инструкций, памяток, просмотр специальных учебных фильмов, телепрограмм по тематике гражданской обороны;
- участие в работе кружков, отрядов, дружин и других внеклассных мероприятиях по вопросам ГО.
Примерная программа обучения сотрудников образовательных учреждений, не входящих в формирования ГО, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является элементом единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Она разработана в соответствии с рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Примерная программа рассчитана по объему на 14 часов [78].
Обучение работников образовательных учреждений проводится по решению их руководителей, как в рабочее время, так и без отрыва от основной деятельности.
Для проведения занятий в учреждениях создаются учебные группы по структурным подразделениям, а при небольшом количестве сотрудников - общие. Состав группы не должен превышать 25 человек. Для проведения практических занятий решением руководителя разрешается учебную группу делить на две или несколько подгрупп.
|
|
Занятия проводятся руководящим составом учреждения, инженерно-техническими работниками, а также другими подготовленными лицами.
Занятия по медицинским темам и по проблемам психологической подготовки проводят соответствующие специалисты.
При организации обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах) для проведения занятий по отдельным темам целесообразно привлекать научных работников, профессорско-преподавательский состав, работников структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Руководители учебных групп ежегодно назначаются приказами руководителей образовательных учреждений (начальников гражданской обороны объектов). Они должны пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям или на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Занятия, как правило, проводятся на собственной учебной материальной базе. Они должны обеспечиваться необходимым имуществом и оборудованием, учебными и наглядными пособиями. При этом предпочтение отдается техническим средствам обучения, образцам средств защиты, измерительной аппаратуре, специальной технике (тушения пожаров, ведения спасательных и других неотложных работ).
На занятиях целесообразно применять активные методы обучения (дискуссии, обучающие игры, в том числе и компьютерные), использовать диапозитивы, учебные кинофильмы, видео- и аудиоматериалы.
Начальникам гражданской обороны образовательных учреждений предоставляется право с учетом местных физико-географических условий, специфики расположенных вблизи объектов производств, особенностей контингента обучаемых, степени усвоения ранее изученных вопросов и других факторов, корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем примерной программы, уточнять формы и методы проведения занятий, а также их содержание без сокращения общего количества часов, предусмотренного примерной программой. Эти изменения, а также разбивка тем на отдельные занятия должны найти отражение в программе, разрабатываемой в образовательном учреждении.
Руководитель образовательного учреждения обязан оказывать организационную, техническую и методическую помощь руководителям учебных групп, осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий, о чем делать соответствующие записи в журнале учета занятий учебной группы. Он же несет полную ответственность за организацию обучения работников образовательного учреждения, как начальник гражданской обороны учреждения.
В ходе занятий серьезное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны, воспитанию стойкости, готовности выполнять обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине с учетом специфики работы с обучающимся контингентом.
Учебный год завершается итоговым занятием. Оно проводится в целях проверки результатов обучения, закрепления полученных знаний и практических навыков. При этом обучаемые сдают зачет в объеме изученной программы с выполнением практического задания (норматива) по одной из тем программы.
В результате обучения работники образовательных учреждений, не входящие в состав формирований гражданской обороны, д о л ж н ы з н а т ь:
- основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;
- задачи и возможности гражданской обороны в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- задачи и возможности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в обеспечении защиты работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;
- методы формирования у людей психологической устойчивости к стрессовому воздействию факторов чрезвычайных ситуаций, пути привития навыков управления своим психологическим состоянием;
д о л ж н ы у м е т ь:
- четко действовать по сигналам оповещения, практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- защищать себя, членов семьи, обучающихся и воспитанников от чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени, четко и уверенно действовать в случае возникновения угрозы или аварии на своем объекте;
- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;
- проводить частичную санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ);
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах и повреждениях [79].
Все категории личного состава образовательного учреждения и учащихся, и персонала получают знания и умения, принимая участие в проводимых учениях и тренировках по вопросам гражданской обороны в образовательном учреждении.
Рекомендуемая литература:
Г а в р и л о в М.А., П и л и п е н к о В.Ф. Организация мероприятий по гражданской обороне в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие. Выпуск 5 //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 112 с.
Гражданская оборона и пожарная безопасность (методическое пособие) /Под ред. М.И. Фалеева. – 2-е изд., пер. – М.: Институт риска и безопасности, 2004.
Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко - М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.
Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт. - сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов; под науч. ред. Л.Я. Олиференко. – М.: Айрис - пресс, 2006.- 192 с. - (Методика).
П и л и п е н к о В.Ф., Г а в р и л о в М.А. Организация работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 2 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 88 с.
П е т р о в С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. – М.: МИОО, 2005.- 224 с.
Планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мероприятий гражданской обороны. Рекомендации /Под общ. ред. В.А. Пучкова. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС, 2004.