Развитие детского рисунка

Рассмотрим динамику развития детского рисунка (человека) по Роуму:

1. Самые ранние попытки изображения принимают неузнаваемую форму.

2. Стадия «головастиков», в которой схема человека состоит из ног, выходящих из непропорционально огромной головы.

3. Переходная стадия, в которой головастик приобретает туловище и дополнительные черты.

4. Полное изображение лица человека с постепенным добавлением частей тела.

5. Переходная стадия, на которой изображения профиля приводят к «смешанному» профилю(2 глаза, 2 носа), голова в профиль, в то время как тело и конечности изображены фронтально, обе руки выходят с каждой стороны фронтально изображенного туловища.

6. Правильная профильная ориентация, начало изображения движения

Очевидно, что продвижение от стадии к стадии являлось выражением зрелости. В 1913 г. Г.Х. Ликвет доказал, что рисунки ребенка представляют логический реализм, а не попытку нарисовать то, что видно.

Внешний объект просто подсказка, а то, что рисует ребенок,- его внутренняя модель. На самом деле ребенок рисует человека одинаково, независимо от того, присутствует ли этот человек, или он рисует его по памяти. Дети рисуют то, что они знают, а не то, что видят. Их реализм точнее назвать умственным, а не визуальным.

Как только ребенок достигает 3-летнего возраста, в динамике его рисунков появляется и становится все более очевидной тенденция к изображению окружностей. Сначала они могут быть непрерывными, похожими на запутанный клубок. Вскоре они превращаются в отдельные кружки, и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову. Это крупное достижение. От кинестетического рисунка, радости запечатления движения постепенно возникает более сильное удовлетворение от создания образов увиденных предметов. Как и его древние предки, ребенок обнаруживает, что он может создавать образы.

Как сказано выше в процессе рисования ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, а изображает основную идею, внутреннюю модель. В результате он схематически разбивает предмет на основные элементы.

Обнаружено, что переход от интеллектуального реализма к визуальному реализму свойственен не только рисованию, но характеризует все психические процессы ребенка – реальность ребенка создана его собственными умозаключениями, а видение ребенка искажено его идеями. Удивительный пример рисунка того, что существует, прослеживается в следующем примере: дошкольник нарисовал то, что он назвал коровой, и перевернул лист бумаги, чтобы пририсовать сзади хвост. Этот сюжет перекликается с рассказом Спиринга о маленькой девочке, которой предъявили рисунок птицы в профиль и которая спросила, почему у птицы один глаз, после чего неудовлетворенная объяснением девочка перевернула лист бумаги и на оборотной стороне нарисовала другой глаз.

Приведенные примеры подтверждают, что рисунки детей представляют собой изображение, а не воспроизведение, что они выражают внутренний, а не визуальный реализм. Рисунки характеризуют, прежде всего, самого ребенка, нежели служащий моделью предмет, т.к. в изображении присутствуют как эмоциональные, так и познавательные элементы.

Обобщая можно сказать, что исследователи дают следующие ответы на вопрос: «Что рисуют дети?»:

· То, для них что важно: значимые люди, потом животные, дома, деревья.

· Что-то, но не все, известное им о предмете.

· То, что в этот момент вспомнилось.

· Идея, окрашенная эмоциями.

· Внутреннюю, незримую реальность.

Следовательно, дети - экспрессионисты, для которых предмет служит исключительно ориентиром или катализатором. Результат не зависит от того, рисует ли ребенок по памяти или срисовывает с образца.

Рисунок ребенка можно рассматривать как своеобразное интервью, представленное при помощи изобразительных средств. Это интервью имеет проективный характер: в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать

Специальными исследованиями было выявлено, что подвижные дети чаще изображают подвижные объекты; рисунки активных, стеничных детей отличаются крупным форматом, яркостью красок и, наоборот, робких, астеничных — бесцветностью и мелкостью изображения; у эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; плотное закрашивание всей площади, заполнение всех межконтурных пространств, свидетельствует о наличии внутреннего беспокойства.

Признаки одаренных детей.

- Раннее развитие способностей, ранняя речь, подвижность, большой словарный запас, хорошая цепкая память, внимательность.

- Ярко выраженное абстрактное, либо образное мышление, либо и то и другое.

- Повышенная познавательная активность.

- Яркое богатое воображение и фантазия.

- Самостоятельность поведения и мышления. Склонность к самовыражению и утверждению. Умение работать самостоятельно.

- Повышенная эмоциональность, часто воспринимаемая как невоспитанность.

- Рано формируется зона особых интересов.

-Высокая работоспособность.

- Способность заниматься многими делами одновременно и ничего не забывать при этом.

-Сильно развитое чувство справедливости.

- Юмор, умение посмеяться над собой.

- Общая нестандартность мышления и поступков. Отсутствие штампов и конформизма.

- Способность браться за глобальные проблемы, явно превышающие силы ребенка.

-Излишняя самоуверенность. Высокая самооценка. Общий победный настрой.

Не удивительно, что качества одаренных детей станут основой качеств Творческой личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: