Тренировочные упражнения. Упражнение 80.Сравните следующие речевые формулы, определите степень их эффективности в деловом общении

Упражнение 80. Сравните следующие речевые формулы, определите степень их эффективности в деловом общении.

1. Я хотел бы вам предложить. – Не хотели бы вы…

2. Я думаю, что вам будет интересно. – Может быть, вас заинтересует…

3. Я считаю, что вам будет полезно…- Как вы полагаете, может ли быть вам полезно…

4. Я так считаю. – Вы не находите, что…

5. Я могу это доказать. – Сейчас вы сможете в этом убедиться.

6. Вы, конечно, об этом еще не знаете. – Вам, конечно, уже известно…

7. Это не так. – Мне видится это иначе.

8. Так не пойдет. – Давайте подойдем к этому иначе.

9. Ваша точка зрения ошибочна. – Вы совершенно правы, но учли ли вы…

10. Вы заблуждаетесь. – На вашем месте я, вероятно, думал бы так же, но ведь нужно принять во внимание…

11. Вы меня обманываете. – Я чувствую себя обманутым.

Упражнение 81. Замените категоричные утверждения на более мягкие высказывания.

  Категоричные (альтернативные) утверждения Некатегоричные (диалектические) высказывания
1. Вы всегда опаздываете. В последнее время участились случаи вашего опоздания.
2. Вы всегда противоречите мне.  
3. Ты никогда не доводишь свои планы до конца.  
4. Вы всегда уклоняетесь от общественных поручений. .
5. Ты никогда не дослушиваешь меня до конца.  
6. Вы всегда оправдываетесь.  
7. Ты никогда не делаешь ничего вовремя.  
8. Вы всегда на что-то жалуетесь.  

Упражнение 82. Подготовьтесь по предложенной в лекции методике к предстоящему деловому разговору, а также к телефонному разговору накануне встречи с деловым партнером.

Упражнение 83. Проанализируйте проведенную вами недавно деловую беседу по следующей схеме. Учтите свои ошибки при подготовке к следующему разговору.

1. Не забыли ли вы о цели беседы?

2. Каков конкретный результат встречи?

3. Мог ли он быть лучшим для вас или для дела?

4. Все ли аргументы вы использовали? Что еще можно было сказать?

5. Все ли выяснили у партнера, что хотели?

6. Удачно ли вы отвечали на вопросы?

7. Удачно ли парировали возражения?

8. Какой была атмосфера разговора?

9. Какую психологическую позицию занимал партнер? Правильную ли позицию заняли вы?

10. Удовлетворен ли встречей партнер?

11. Какое впечатление вы на него произвели?

12. Есть ли необходимость и возможность повторной встречи?

Упражнение 84. Проанализируйте приведенный ниже диалог; определите причину коммуникативной неудачи.

Молодая симпатичная женщина приходит по объявлению о проведении конкурса на должность, связанную с работой с людьми. Беседует доверительно, с приятной интонацией и милым выражением лица. Однако цели беседы она не достигает.

- Почему вы пришли к нам?

- Я на своей работе так мало получаю! Живу одна с ребенком, муж давно алименты не платит. Я уже даже газеты не выписываю. Покупаю только иногда. Вот как раз купила, а там ваше объявление.

- А работой с людьми вам приходилось заниматься?

- Да нет, но, я думаю, попробую, может и получится. Все равно у нас на работе должно быть сокращение. Боюсь, и меня сократят.

Упражнение 85. Подготовьтесь к собеседованию при приеме на работу, пользуясь следующими рекомендациями.

1. Договоритесь о собеседовании по телефону (см. образец телефонной беседы в Примечании 1).

2. Тщательно подготовьтесь к беседе (информативно, психологически, эмоционально). Приготовьте необходимые документы.

3. Позаботьтесь о своем внешнем виде (он должен соответствовать требованиям официальной обстановки).

4. Постарайтесь прийти по крайней мере за 10 минут до назначенного времени.

5. Первыми словами, адресованными тому, кто будет с вами беседовать (после приветствия) должны быть слова «Благодарю вас», - за то, что вам уделят время.

6. Не садитесь, пока вам не предложат.

7. Сидите прямо. Руки держите свободно (не делайте ими суетливых движений).

8. Смотрите в глаза собеседнику.

9. Ничего не трогайте на столе собеседника. Не пытайтесь прочесть ничего, что лежит у него на столе.

10. Говорите так, чтобы вас было хорошо слышно. Отвечайте обдуманно, правдиво и уверенно. Положительную реакцию у слушателя вызывают главным образом выражение лица и тон голоса.

11. Помните о цели беседы. Ваша задача – получить как можно больше информации о вакансии и компании.

12. Слушайте партнера! Будьте внимательны. Ведите записи. Отвечайте кратко и по делу. Не повторяйтесь.

13. Никогда не отзывайтесь дурно о других предприятиях и компаниях.

14. Не касайтесь личных тем, не обсуждайте свои опасения и заботы.

15. Следите за жестикуляцией. Демонстрируйте сдержанность и корректность.

16. Следите за сигналами окончания разговора. Прежде чем уйти, подчеркните (кратко! одним предложением!) свое желание работать в данной фирме. Не просите, не умоляйте, не хнычьте – просто выскажитесь положительно.

17. Пожмите руку. Улыбнитесь. Выйдите неторопливо, уверенным шагом.

18. Не надоедайте работодателю. Если вы не получили ответа, достаточно позвонить в течение месяца, чтобы сообщить, что вы всё еще заинтересованы в сотрудничестве, если вакансия открыта.

Примечание 1. Вариант телефонной беседы перед встречей с возможным работодателем.

- Добрый день (утро, вечер)! Могу я поговорить с Сергеем Петровичем Ивановым?

- …….

- Меня заинтересовало объявление вашей фирмы о возможности занять вакансию ………. Оно еще в силе?

- …….

- Меня зовут ………, мне ….лет, я учусь на.…. (окончил…..). У нас вполне гибкий график учебных занятий, и я имею полную возможность и огромное желание работать. Могу я направить вам свое резюме или приехать для собеседования?

- ……..

- ***Мне бы хотелось подробнее узнать об условиях работы (круг обязанностей, оклад, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, заключается ли договор, трудовая книжка. Внимание! Эти вопросы следует задавать по телефону, только если у вас нет надежды на очное знакомство. Правильнее же всё это обсудить при личной встрече).

- …………….

- Благодарю вас, я перезвоню вам (я буду у вас в назначенное время). Всего доброго.

Разговаривать стоя, с доброжелательной, располагающей интонацией, улыбаться (улыбка хорошо слышна в голосе) – создавать положительный эмоциональный фон беседы. См. список речевых стандартов деловой беседы).

Упражнение 86. Представьте себя в роли руководителя небольшого предприятия.Около месяца назад у вас была беседа с одним из заместителей генерального директора крупной фирмы. Собеседница заинтересовалась вашим предложением и обещала получить положительное решение у генерального, сказав, что видит в этом определенный интерес и для своей службы. Потом вы несколько раз звонили, но результата не было: командировка – то ее. то генерального, его занятость… И сегодня, позвонив, вы услышали то же самое. Какими словами вы предварите свою просьбу ускорить решение (проанализируйте все варианты)?

1. Мы по-прежнему ждем решения нашего вопроса.

2. Мы очень надеемся на вашу помощь.

3. Скоро месяц, как вопрос не решается.

4. Конечно, в крупных организациях и вопросов больше, и решаются они обычно дольше. Однако и наше дело уже нельзя откладывать.

5. Через три дня у нас с вами юбилей: исполнится месяц нашего знакомства.

6. Когда я рассказывал о нашем предложении, мне показалось, что решить вопрос вам будет нетрудно. Но, видно, обстоятельства сильнее нас?

7. Неплохо было бы определиться с этим вопросом в ближайшие дни, так как появилась возможность решить его с помощью другой фирмы. Но в наших общих интересах довести дело до конца.

8. Может быть, нам стоит встретиться по этому вопросу с вами или с тем, кого вы порекомендуете?

Упражнение 87. Подготовьтесь к деловой беседе в следующих ситуациях.

1.Вы пришли к декану с просьбой разрешить сдать досрочно сессию.

2.Вы пришли на курсы английского языка с просьбой о зачислении. Занятия начались две недели назад.

3. Вы пришли к заведующей ателье с претензией: после второй примерки костюма вы убедились, что он безнадежно испорчен.

4.Вы, желая устроиться на работу в солидную компанию, пришли к руководителю этой фирмы с рекомендательным письмом.

Упражнение 88. Проанализируйте предлагаемые ситуации, подготовьтесь к деловой беседе со своими сотрудниками.

Ситуация 1. Вы начальник отдела, в котором три подразделения. Вы воспринимаете свой отдел как работоспособный и дружный коллектив. Вы собрали одно подразделение из пяти человек, начальник которого внезапно для всех перешел на работу в другую организацию, для того чтобы сообщить сотрудникам, что вы приняли решение пригласить на роль нового начальника подразделения нового сотрудника и что завтра он выходит на работу. Вы понимаете, что некоторые сотрудники могли претендовать на то, чтобы занять данное место, и все сотрудники ожидали, что вы будете принимать решение совместно, советуясь с ними.

Ситуация 2. Вы — новый руководитель отдела. Вас только что назначили на эту должность, с вами пришли 5 новых сотрудников из числа ваших подчиненных по прежнему месту работы. Прежние сотрудники пока ничего о вас не знают. Цель вашей первой беседы с коллективом – представиться, определить свою психологическую позицию и статус.

Ситуация 3. Вас выбрали руководителем подразделения. Приятель не желает подчиняться вашим распоряжениям. Пока вы были равны, отношения ваши складывались как нельзя лучше, но в роли подчиненного он стал совершенно невыносим.

Ситуация 4. Вас недавно назначили руководить новым отделом. Это ваш первый день работы в новой должности. У вас в подчинении пятеро сотрудников, причем с двумя вы проработали вместе на равных позициях около года, с третьим вместе учились в институте, остальных почти не знаете. Сегодня вы назначили совещание, чтобы обсудить наиболее общие вопросы работы. Ваша цель – представиться, определить свою психологическую позицию и статус.

Упражнение 89. Проанализируйте предлагаемые ситуации с позиции руководителя предприятия, примите решение, подготовьтесь к беседе со своими подчиненными.

Ситуация 1. Вы собрали всех сотрудников, чтобы сообщить им о том, что вводится новая форма одежды и, соответственно, правила ее ношения. В дальнейшем вы хотели бы использовать эту встречу для разговора о внешнем виде сотрудников, по поводу которого было очень много нареканий со стороны вашего начальства, и вы сами не вполне удовлетворены тем, как выглядят ваши сотрудники. Для вас это одна из наиболее болезненных тем, так как на любые ваши попытки сказать что-нибудь по поводу мятой юбки, распущенных волос или стоптанных тапок вы всегда получали развернутые объяснения о ломаных утюгах, ломающихся заколках, больных ногах и в итоге о маленькой, мизерной зарплате, которую получают ваши сотрудники.

Ситуация 2. Вы собрали сотрудников для того, чтобы поговорить о времени прихода на работу. Время начала работы— 9.00, и, соответственно, сотрудникам необходимо приходить минимум за 5 минут до начала работы. Сейчас к 9.00 приходит обычно только один человек, а к 9.30 подтягиваются все остальные.

Ситуация 3. У вас около трех лет работает сотрудница Иванова, она отвечает за ксерокопирование документов. По роду деятельности у вас всегда большое количество документов для ксерокопирования. Ивановой 56 лет, она бывший инженер и живет в соседнем доме. Ее зарплата — 100—120$. Вас все устраивает. В последние три месяца (с конца апреля) Иванова периодически звонит на работу утром и сообщает, что она сегодня непридет. Сегодня вы специально пришли на работу на час раньше, чтобы к приходу Ивановой подготовить документы (технические расчеты для заказчика), необходимые для ксерокопирования. На послеобеденное время вы назначили встречу с заказчиком, чтобы самому передать ему эти материалы. После трехчасового ожидания Ивановой вы пошли выяснять, что происходит, и выяснили, что Иванова позвонила одному из рядовых сотрудников около получаса назад и сказала, что не придет сегодня на работу и возьмет два дня в счет отпуска. Вы позвонили Ивановой домой и выяснили, что она поехала оплачивать налог на дачу и вернется только через два дня.

Ситуация 4. В последнее время вы стали замечать, что в коллективе все постоянно обсуждают тему денег и заработной платы. Зарплату сотрудникам выдает бухгалтер Иванова. Бухгалтеру вы запретили обсуждать с кем-либо тему окладов. Вчера к вам пришла сотрудница Сидорова с расчетным листком сотрудницы Петровой и попросила объяснений, почему у Петровой зарплата больше. Вы сослались на занятость и обещали дать ответ сегодня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: