И непрерывной правой частью

Рассмотрим линейное дифференциальное уравнение второго порядка с постоянными коэффициентами

, (1)

f (t) – непрерывная функция действительного переменного.

Требуется найти частное решение уравнения, удовлетворяющее начальным условиям:

(2)

где – заданные числа (задача Коши).

Будем предполагать, что функция f (t) является оригиналом. Искомую функцию y (t) и её производные также предполагаем оригиналами. Полагаем f (t) F (p), y (t) Y (p).

Для решения поставленной задачи (1), (2) перейдём от уравнения (1) к изображающему (или операторному) уравнению, связывающему изображения Y (p) и F (p).

Применяя два раза теорему о дифференцировании оригинала, получим:

у ′(t) pY (p) – y 0,

y ″(t) p 2 Y (p) – py 0у 0

Далее, применяя теорему линейности, перейдём от уравнения (1) к операторному уравнению:

. (3)

Из уравнения (3) выразим .Искомое частное решение y (t) является оригиналом, соответствующим данному изображению. Оно определяется с помощью таблиц соответствия.

Пример 2. Найти частное решение уравнения удовлетворяющее начальным условиям:

Решение. Обозначим через y (t) искомое частное решение, через Y (p) – его изображение. Тогда

у pY (p) – y (0) = pY (p),

y p 2 Y (p) – py (0) – у ′(0) = p 2 Y (p),

2 t – 2 = .

Операторное уравнение будет иметь вид

откуда

.

Дробь представим в виде суммы простых дробей и найдем коэффициенты этого представления:

Из системы:

Откуда .

Тогда

.

Используя таблицы соответствия, найдём: Y (p) tet sin t.

Таким образом, искомое частное решение

y (t) = tet sin t.

Ответ: y (t) = tet sin t.

Задание 7. Рассмотрим задачу Коши для бесконечной однородной струны. Пусть требуется найти решение волнового уравнения

при начальных условиях

u (x, 0) = f (x),

.

Искомое решение задачи Коши для бесконечной струны u (x, t) определяется по формуле

,

которая называется формулой Д’Aламбера или решением Д’Aламбера.

Пример. Методом Д’Aламбера найти уравнение u = u (x, t) формы однородной бесконечной струны, определяемой волновым уравнением

если в начальный момент t 0 = 0 форма струны и скорость точки струны с абсциссой х определяются соответственно заданными функциями

u(x, 0) = f (x), .

Здесь начальная форма струны f (x) = ex, а начальная скорость ее F (x) = cos2 x.

Решение. Искомое решение u (x, t) найдем по формуле Д’Aламбера:

.

Так как f (x) = ex, F (x) = cos2 x, то

и (х, t) = = =

.

Ответ: и (х, t) = .

Задание 8. Рассмотрим задачу линейного программирования:

max(min) Z = c 1 x 1 + c 2 x 2,

x 1 ≥ 0, x 2 ≥ 0.

Строим область допустимых решений Ω, которая является пересечением полуплоскостей, определяемых неравенствами системы ограничений вида ai 1 x 1 + ai 2 x 2bi, i = 1, …, m. Известно, что прямая ai 1 x 1 + ai 2 x 2 = bi делит плоскость на две полуплоскости, причем для любой точки (x 1; x 2) одной полуплоскости ai 1 x 1 + ai 2 x 2bi, а для любой точки (x 1; x 2) другой полуплоскости ai 1 x 1 + ai 2 x 2bi. Другими словами, решением неравенства

ai 1 x 1 + ai 2 x 2bi

является одна из полуплоскостей, ограниченная прямой ai 1 x 1 + ai 2 x 2 = bi (и является выпуклым множеством).

Чтобы уточнить, какая полуплоскость является решением конкретного неравенства, достаточно подставить в него координаты любой точки одной полуплоскости: если числовое неравенство верно, то эта полуплоскость является решением неравенства, если нет – то другая. На практике удобно в качестве такой точки выбирать начало координат х = 0, у = 0. Искомая область Ω является пересечением построенных выпуклых множеств и также является выпуклым множеством.

Вектор = (с 1; с 2), где с 1 = , с 2 = , называется вектором градиентом целевой функции Z = Z (х 1; х 2). Он показывает направление наискорейшего возрастания функции. Вектор – (антиградиент) показывает направление наискорейшего убывания функции.

Вектор = (с 1; с 2) перпендикулярен к прямым Z = const, которые называются линиями уровня целевой функции.

Порядок графического решения задачи линейного программирования (ЗЛП):

1) с учетом условий ограничений строим область допустимых решений Ω;

2) строим вектор = (с 1; с 2) наискорейшего возрастания целевой функции;

3) проводим произвольную линию Z = Z 0 (проще провести линию нулевого уровня Z = 0) перпендикулярно вектору ;

4) при нахождении max Z (х 1; х 2) перемещаем линию уровня Z = Z 0 в направлении вектора так, чтобы она касалась области Ω в ее крайнем положении (крайней точке). При нахождении min Z (х 1; х 2) поступаем аналогично, перемещая линию уровня в антиградиентном направлении;

5) определяем оптимальные планы

Х 1* = ( *, *) и Х 2* = ( *, *)

и экстремальные значения целевой функции

Z min = Z (Х 1*) и Z max = Z (Х 2*).

Пример. Решить задачу линейного программирования графическим методом:

max(min) Z = 3 x 1 + 2 x 2,

x 1 ≥ 0, x 2 ≥ 0.

Решение. Построим область допустимых решений Ω. Из теории следует, что это будет выпуклое множество. Для этого запишем уравнения границ области допустимых решений. Заменив в ограничениях знак неравенства знаком равенства

x 1 + 2 x 2, = 14, (I)

x 1 – 4 x 2, = – 22, (II)

x 1x 2, = 2, (III)

построим эти прямые.

Определим полуплоскости, удовлетворяющие неравенствам ограничениям. Пересечение этих полуплоскостей образует треугольник АВС, который и является областью допустимых решений Ω. Покажем ее на рисунке 2 штриховкой.

Рисунок 2 – Область допустимых решений Ω

Строим вектор = (3; 2) – градиент целевой функции Z (х 1; х 2).

Далее проводим линию нулевого уровня 3 x 1 + 2 x 2, = 0, перпендикулярную вектору = (3; 2).

Перемещаем линию нулевого уровня в направлении вектора . Первой точкой контакта линии уровня с треугольником АВС является точка А и, следовательно, Z min = Z (А). Последняя точка контакта – точка С, и следовательно, Z max = Z (C).

Найдем координаты точек A и С и вычислим экстремальные значения целевой функции.

Точка A – точка пересечения прямых (I) и (II).

А (2; 6), Z min = Z (А) = Z (2; 6) = 3·2 + 2·6 = 18.

Точка С – точка пересечения прямых (II) и (III).

С (10; 8), Z max = Z (C) = Z (10; 8) = 3·10 + 2·8 = 46.

Ответ: Z min = 18, Z max = 46.

Вопросы для подготовки к зачету


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: