Рекомендации к работе над темой. Тему «память» следует рассматривать с двух сторон — со стороны ее содер­жа­ния и тех процессов, в которых совершается запечатление

Тему «память» следует рассматривать с двух сторон — со стороны ее содер­жа­ния и тех процессов, в которых совершается запечатление, сохранение и вос­про­из­ведение того, что человек воспринимает, о чем думает, что чувствует.

Важно уяснить значение памяти в познавательной и в любой другой дея­тель­ности человека, в его общении с людьми, в процессе формирования личности.

При изучении процессов памяти важно обратить внимание на следующие аспек­ты:

1. Понимание закономерностей памяти возможно только на основе знания физио­ло­гических механизмов, т. е. нервных процессов, которые протекают в больших полу­шариях мозга при запоминании, сохранении и последующем воспроиз­ве­де­нии воспринятого. При этом важно уяснить условия образования и закрепления в коре головного мозга нервных связей, лежащих в основе различных видов ассоциа­ций.

2. Анализируя процесс запоминания, следует обратить внимание на его орга­ни­за­цию и условия, способствующие лучшему запечатлению.

3. Важно отметить связь процесса запоминания с другими сторонами психики: вос­прия­тием, воображением, мышлением, волей (преднамеренное запоминание), чувст­вами (легкость запечатления материала, вызывающего переживания), инте­ресами и потребностями личности.

4. Процесс сохранения надо рассматривать как активную переработку, зак­лю­чаю­щую­ся в анализе, обобщении, систематизации того, что запомнил человек. Обра­тить внимание на зависимость сохранения от характера запоминания.

5. Воспроизведение нужно рассматривать как результат запоминания и сох­ра­не­ния. Полнота и точность воспроизведения в основном зависят от организации вос­приятия, запоминания и повторения материала в разных его вариантах.

После рассмотрения процессов памяти следует перейти к анализу ее содер­жа­ния и усвоению следующих положений.

1. Содержанием образной памяти каждого человека являются образы ра­нее вос­принятых предметов. Образная память — это память на представления, на кар­тины природы и жизни, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слу­хо­вой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Зрительная и слуховая память играют ведущую роль в жизненной ориен­ти­ров­ке всех нормальных людей. Осязательная, обонятельная и вкусовая память ин­тен­сивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, а так­же в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например у слепых, глухих и т. д.

Вопрос о природе представлений является одним из главных в этой теме. Изу­чая процесс формирования представлений, нужно обратить внимание на зави­си­мость представлений от восприятия.

2. При изучении вопроса о различных видах памяти важно выделить осо­бен­но­сти эмоциональной памяти в отличие от других ее видов. Эмоциональная па­мять — это память на переживания. При этом ее типе прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, но особенно прояв­ляется в человеческих отношениях.

На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания ма­териала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запо­ми­на­ется им без особых усилий и на более длительный срок.

3. Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроиз­ве­де­ние раз­личных движений и их систем. Она участвует в формировании двигательных, в част­ности трудовых и спортивных, умений и навыков.

Содержанием словесно-логической памяти являются мысли и слова. Опи­ра­ясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ве­дущей по отношению к ним и от ее развития зависит развитие всех других видов памя­ти человека.

4. Характер и направленность интересов человека определяют в значи­тель­ной мере и содержание его памяти. Каждый человек запоминает и сохраняет в ос­нов­ном то, что связано с целью и содержанием его деятельности и с его инте­ре­са­ми.

5. В процессе деятельности формируются индивидуальные особенности па­мя­ти людей: у одних преобладает наглядно-образный тип памяти, у других — словесно-абстрактный. Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании раз­лич­ных впечатлений. В соответствии с этим различают двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Но в чистом виде эти типы встречаются редко. Чаще встре­чается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный.

К индивидуальным особенностям относятся и такие качества памяти, как быст­рота запоминания, длительность и прочность сохранения, точность вос­про­из­ве­дения. В деятельности развиваются и типичные для каждого человека способы запо­минания: зрительный, слуховой, моторный или смешанный.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается активность процессов памяти?

2. Укажите принципиальное отличие памяти человека от памяти животных.

3. Дайте обоснование утверждению, что распад памяти является вместе с тем и рас­падом личности.

4. Назовите сугубо человеческий вид памяти. Дайте его характеристику.

5. Какое влияние на процесс запоминания оказывают действия человека с объек­том, а также цели, мотивы деятельности человека, его опыт?

6. Назовите важнейшие особенности памяти как познавательного психического про­цесса. Сопоставьте психологические, биохимические и физиологические под­ходы к определению механизмов памяти.

7. Чем отличается образ вещи в представлении от образа вещи в восприятии?

8. Почему при интенсивной и кратковременной подготовке накануне экзамена быст­рее наступает забывание?

9. Чем отличается ретроактивное торможение от проактивного? Что нужно пом­нить и практически делать для того, чтобы предупредить забывание важного мате­риала. Составьте и запишите рекомендации.

10. Закономерности запоминания сложны и многообразны. По данным пси­хо­ло­ги­че­ской литературы и собственным наблюдениям определите:

а) почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыс­лительной деятельности человека?

б) как влияет на запоминание материала отношение к нему (целевая установка, пони­мание значимости, интерес и т. д.)?

в) чем объяснить, что примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются луч­ше?

11. В чем выражается связь узнавания и воспроизведения с такими процессами, как воля и мышление?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: