1. При изучении темы «Мышление» обратите внимание на следующее: познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятий, но они, так же как и представления, не дают человеку достаточно полных знаний о предметах и явлениях действительности. Процесс мышления позволяет человеку выделить существенные признаки предметов, явлений, вскрыть закономерные связи и отношения, существующие между ними, проникнуть в сущность вещей и явлений, познать законы, действующие в окружающем мире.
2. Необходимо глубоко проанализировать сущность мыслительного процесса, уяснить его основные особенности. Обобщенность познания, характерная для мышления, возможна только благодаря единству мышления и речи.
3. Важно понять и усвоить такие особенности мышления, как опосредованность и обобщенность познания.
4. Необходимо обратить внимание на проблемный, поисковый характер мыслительной деятельности как на одну из ее особенностей. Мышление человека всегда направлено на решение задачи, возникшей перед ним в процессе деятельности.
|
|
5. Для понимания сущности мыслительного процесса важно понять сущность мыслительных операций, в которых и протекает мышление. Основное значение в деятельности мышления имеют анализ и синтез.
Обобщение, т. е. объединение предметов и явлений в группы по общему, существенному признаку, является необходимым условием формирования понятий, установления закономерностей.
Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Благодаря абстракции человек может отвлечься от единичного, конкретного.
Классификация, так же как обобщение, — это объединение предметов и явлений в группы по общему существенному для них признаку, который человек находит в каждом предмете данной группы.
Систематизация строится на основе выделения частных и более общих существенных признаков. В мыслительной операции конкретизации осуществляется обратный путь мысли — от знания существенных общих признаков группы предметов или явлений, установленных в обобщении, к нахождению этих признаков в отдельных предметах и явлениях.
6. Важно знать, что основу мыслительного действия, операции и формы составляют мыслительные операции анализа и синтеза. Анализ — это мыслительное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.
Анализ позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем.
|
|
Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.
Чем глубже, полнее, последовательнее анализирует человек данную ему задачу, тем более правильным, т. е. более соответствующим действительности, оказывается и тот конечный результат, то новое открытие, к которому он приходит. Сила и развитость мышления человека во многом объясняются совершенством отдельных мыслительных операций (сравнения, классификации, обобщения, конкретизации) и отработанностью отдельных форм мышления (суждения, умозаключения). Логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения) выражают установленные в процессе познания общие существенные признаки предметов и явлений, общие существенные связи и отношения между ними.
7. При изучении видов мышления надо установить зависимость особенностей мыслительной деятельности от содержания задачи, стоящей перед человеком, от способа ее подачи и решения. В связи с этим различают следующие виды мышления: практическое (наглядно-действенное и наглядно-образное) и теоретическое (понятийное и образное).
8. Изучая вопрос о развитии мышления, надо обратить внимание на то, что нельзя рассматривать виды мышления как ступени или уровни, через которые последовательно проходит развитие мышления. Новые формы мыслительной деятельности, возникающие в процессе развития человека, вызывают качественные изменения внутри каждого вида мышления. Высшая ступень не надстраивается над низшей, не вытесняет ее, но перестраивает, поднимает на более высокий уровень — преобразует всю мыслительную деятельность человека.
9. Связь мыслительной деятельности с другими сторонами психики человека проявляется в том, что в процесс мышления всегда включены память и воображение. Человек в своей мыслительной деятельности опирается на знания, сохраненные памятью, и представления памяти и воображения. Чувства, включаясь в работу мысли, вызывают ее активность; интересы, особенности темперамента и характера придают своеобразие умственной деятельности человека; воля обеспечивает целенаправленность и напряженность мысли. В мыслительной деятельности формируются умственные способности, т. е. такие качества ума, которые характеризуют познавательную и практическую деятельность данного человека: пытливость, глубина и широта мысли, гибкость и подвижность ее, самостоятельность, критичность, креативность мышления (способность к творчеству).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что является источником наших мыслей?
2. В чем выражается общественно-историческая сущность мышления?
3. В чем проявляются отличия мышления человека от мышления животных?
4. Почему из того факта, что мысль реальна, нельзя утверждать, что она материальна?
5. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.
6. Назовите основные виды мышления и раскрыть их связь.
7. Покажите общность и различия между чувственными и понятийными образами.
8. Каковы особенности продуктивного мышления и чем оно отличается от репродуктивного мышления?
9. Составьте схему основных этапов мыслительного действия. Дайте сравнительную характеристику способов поиска решений мыслительных задач.
10. От чего зависят индивидуальные особенности мышления? (тип мышления).
11. Какого характера умозаключения проявляются при решении задач? Приведите примеры.
12. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны? Проиллюстрируйте примерами.
13. Любопытство и любознательность. В чем их общность, а в чем отличия?