Рекомендации к работе над темой. 1. При изучении темы «Мышление» обратите внимание на следующее: позна­ва­тельная деятельность человека начинается с ощущений и восприятий

1. При изучении темы «Мышление» обратите внимание на следующее: позна­ва­тельная деятельность человека начинается с ощущений и восприятий, но они, так же как и представления, не дают человеку достаточно полных знаний о пред­ме­тах и явлениях действительности. Процесс мышления позволяет человеку вы­де­лить существенные признаки предметов, явлений, вскрыть закономерные связи и отношения, существующие между ними, проникнуть в сущность вещей и явле­ний, познать законы, действующие в окружающем мире.

2. Необходимо глубоко проанализировать сущность мыслительного процесса, уяс­нить его основные особенности. Обобщенность познания, характерная для мыш­ления, возможна только благодаря единству мышления и речи.

3. Важно понять и усвоить такие особенности мышления, как опос­ре­до­ван­ность и обобщенность познания.

4. Необходимо обратить внимание на проблемный, поисковый характер мыс­ли­тельной деятельности как на одну из ее особенностей. Мышление человека всег­да направлено на решение задачи, возникшей перед ним в процессе дея­тель­но­сти.

5. Для понимания сущности мыслительного процесса важно понять сущность мыс­лительных операций, в которых и протекает мышление. Основное значение в дея­тельности мышления имеют анализ и синтез.

Обобщение, т. е. объединение предметов и явлений в группы по общему, сущест­венному признаку, является необходимым условием формирования поня­тий, установления закономерностей.

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явле­ниями или их отдельными признаками.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, приз­на­ки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Благодаря абстракции чело­век может отвлечься от единичного, конкретного.

Классификация, так же как обобщение, — это объединение предметов и явле­ний в группы по общему существенному для них признаку, который человек нахо­дит в каждом предмете данной группы.

Систематизация строится на основе выделения частных и более общих су­щест­венных признаков. В мыслительной операции конкретизации осуществляется обрат­ный путь мысли — от знания существенных общих признаков группы пред­ме­тов или явлений, установленных в обобщении, к нахождению этих признаков в от­дельных предметах и явлениях.

6. Важно знать, что основу мыслительного действия, операции и формы сос­тав­ляют мыслительные операции анализа и синтеза. Анализ — это мыслительное расч­ленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств пред­мета.

Анализ позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем.

Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно це­лое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

Чем глубже, полнее, последовательнее анализирует человек данную ему зада­чу, тем более правильным, т. е. более соответствующим действительности, ока­зывается и тот конечный результат, то новое открытие, к которому он приходит. Сила и развитость мышления человека во многом объясняются совершенством отдель­ных мыслительных операций (сравнения, классификации, обобщения, конк­ре­тизации) и отработанностью отдельных форм мышления (суждения, умо­зак­лю­че­ния). Логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения) выра­жа­ют установленные в процессе познания общие существенные признаки предметов и яв­лений, общие существенные связи и отношения между ними.

7. При изучении видов мышления надо установить зависимость особенностей мыс­лительной деятельности от содержания задачи, стоящей перед человеком, от спо­соба ее подачи и решения. В связи с этим различают следующие виды мыш­ле­ния: практическое (наглядно-действенное и наглядно-образное) и теоретическое (по­нятийное и образное).

8. Изучая вопрос о развитии мышления, надо обратить внимание на то, что нель­зя рассматривать виды мышления как ступени или уровни, через которые пос­ле­довательно проходит развитие мышления. Новые формы мыслительной дея­тель­ности, возникающие в процессе развития человека, вызывают качественные из­менения внутри каждого вида мышления. Высшая ступень не надстраивается над низшей, не вытесняет ее, но перестраивает, поднимает на более высокий уро­вень — преобразует всю мыслительную деятельность человека.

9. Связь мыслительной деятельности с другими сторонами психики человека прояв­ляется в том, что в процесс мышления всегда включены память и вооб­ра­же­ние. Человек в своей мыслительной деятельности опирается на знания, сохранен­ные памятью, и представления памяти и воображения. Чувства, включаясь в рабо­ту мысли, вызывают ее активность; интересы, особенности темперамента и харак­те­ра придают своеобразие умственной деятельности человека; воля обеспечивает це­ле­направленность и напряженность мысли. В мыслительной деятельности фор­ми­ру­ются умственные способности, т. е. такие качества ума, которые характеризуют поз­навательную и практическую деятельность данного человека: пытливость, глуби­на и широта мысли, гибкость и подвижность ее, самостоятельность, критич­ность, креа­тивность мышления (способность к творчеству).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что является источником наших мыслей?

2. В чем выражается общественно-историческая сущность мышления?

3. В чем проявляются отличия мышления человека от мышления животных?

4. Почему из того факта, что мысль реальна, нельзя утверждать, что она мате­риаль­на?

5. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы поз­на­ва­тель­ной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.

6. Назовите основные виды мышления и раскрыть их связь.

7. Покажите общность и различия между чувственными и понятийными образами.

8. Каковы особенности продуктивного мышления и чем оно отличается от реп­ро­дук­тивного мышления?

9. Составьте схему основных этапов мыслительного действия. Дайте срав­ни­тель­ную характеристику способов поиска решений мыслительных задач.

10. От чего зависят индивидуальные особенности мышления? (тип мышления).

11. Какого характера умозаключения проявляются при решении задач? Приведите при­меры.

12. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны? Проил­лю­стри­руйте примерами.

13. Любопытство и любознательность. В чем их общность, а в чем отличия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: