Кевляк Людмила Тадеушевна

Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы

Кафедра теории и истории государства и права

Ключевые слова: Верховный Совет БССР, Президиум Верховного Совета БССР, эвакуация, компетенции, высшие органы государственной власти и управления.

Вопрос о структуре, составе и деятельности высших органов государственной власти и управления в любое время занимает основное место в системе государственности, а вопрос об особенностях деятельности высших органов в период Великой Отечественной войны, представляет особый интерес. Такой интерес обусловлен тем, что уже в первые месяцы Великой Отечественной войны высшие органы власти и управления Белорусской ССР, в связи с временной оккупацией территории республики прекратили свою деятельность на территории БССР и эвакуировали [1, с. 348].

В период Великой Отечественной войны распространенным явлением для государств, чьи территории были оккупированы, было функционирование их высших органов власти и управление в эвакуации. Практика признания высших органов власти и управления в эмиграции (в изгнании) была широко распространена в военный период. В большинстве случаев их признавали, хотя говорить об эффективности их деятельности в военный период было затруднительно. Иногда даже и не приходилось говорить о необходимости признания в буквальном смысле, если органы государственной власти и управления оказались за рубежом в результате оккупации руководимого ими государства. В настоящее время, с точки зрения современного международного права на практике признание в эмиграции (в изгнании) используется достаточно редко, так как такое представительство не отвечает критериям признания - в частности из-за того, что оно больше не связано с территорией и населением страны, не осуществляет эффективного контроля и не имеет властных полномочий, поэтому институт признания правительств в эмиграции на современном этапе развития международного права используется достаточно редко.

В военное время, единственный законотворческий орган Белорусской ССР – Верховный Совет БССР приостановил свою деятельность. Это было связано с тем, что созвать всех депутатов в военный период на очередную сессию было невозможно, так как значительная их часть находилась в составе действующей армии и выполнять свои депутатские функции не могли [1, c. 143]. К тому же, вся территории Белоруссии была оккупирована. В 1942 г. истек срок полномочий Верховного Совета БССР первого созыва. Однако, продолжал свою деятельность Президиум Верховного Совета БССР, который реализовывал некоторые конституционные полномочия [2].

Изменения в деятельности Президиума Верховного Совета БССР в военный период коснулись компетенций, кадровых перестановок, состава, структуры, местонахождения. Когда вся территория Беларуси была оккупирована Президиум Верховного Совета БССР эвакуировал в Москву. Находясь в эвакуации в Москве, Президиум Верховного Совета БССР, получал ряд льгот от союзных республик. Так, например, Президиум получал финансирование из союзных средств на продолжение своей деятельности. В начале 1942 г. в Москве была создана рабочая группа Президиума Верховного Совета БССР в составе: председателя Президиума; секретаря Президиума; заместителя Управляющего Делами – заведующим общим отделом; помощника председателя Президиума; референта информационно-статистического отдела; референта комиссии по рассмотрению заявлений о помиловании; главного бухгалтера [3, с. 2].

Начало Великой Отечественной войны стало тяжелым испытанием для всего СССР и поставило перед высшими органами государственной власти и управления совершенно новые, несравнимые с мирным временем, задачи. Военный период существенным образом изменил соотношение функций государства, выдвинув на первый план функцию обороны страны. В соответствии с этими изменениями, штат Президиума Верховного Совета БССР продолжал выполнять не только функции, закрепленные в Главе III Конституции Белорусской ССР 1937 г., но и к ним добавились некоторые новые:

посещать предприятия, воинские части, госпитали с целью проведения бесед о борьбе белорусского народа с немецкими оккупантами;

организовывать выступления в центральной и республиканской печати, по радио и в листовках групп депутатов и отдельных депутатов Верховного Совета БССР, а также иных граждан об их работе по обороне страны;

устанавливать связь с депутатами Верховного Совета БССР (в целях укрепления связи и оказания депутатам практической помощи посылать депутатам Верховного Советам БССР персональные письма, издания газеты «Советская Беларусь»);

оказывать помощь депутатам и их семьям [4, c. 143].

Президиум Верховного Совета Белорусской ССР в период эвакуации продолжал свою деятельность в Москве, а именно он располагался по адресу г. Москва, ул. Грицевец д. 6 и Филипповский переулок д. 22 [5, c. 37; 6, c. 69]. На указанные адреса приходит различного рода корреспонденция: просьбы граждан, переписка с иными государственными органами (Государственной Штатной комиссией при СНК СССР).

В истории функционирования государственного аппарата (и в деятельности Президиума Верховного Совета БССР) в военный период четко прослеживаются два этапа. Первый этап – от начала войны до конца 1942 г. Деятельность Президиума Верховного Совета Белорусской ССР в данный период можно охарактеризовать как период наименьшей активности, хоть некоторые компетенции все же выполнялись [7, с. 3]. В это время происходит перестройка государственного аппарата на военный лад, осуществляется объединение народных комиссариатов, проводится сокращение штатов, достигшее своего максимума. Согласно архивным документам, штат Президиума Верховного Совета БССР в этот период составлял 11 человек (председатель Президиума Верховного Совета БССР, секретарь, управляющий делами, помощник председателя, помощник секретаря, бухгалтер, стенографистка), а расходы на содержание Президиума Верховного Совета БССР касались таких отраслей деятельности как хозяйственно-административные расходы, фонд помощи Президиума, Фонд Председателя Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, содержание аппарата, канцелярские, почтовые и телеграфные расходы, расходы по пересылки депутатских денег.

Второй этап (с первых дней 1943 г.) связан с изменением положения на фронте, что позволило снова увеличить сеть государственных органов власти и управления [5, с. 1-10]. Анализируя деятельность Президиума Верховного Совета БССР на втором этапе следует выделить основные его тенденции: данный этап характеризуется ростом штата работников Президиума Верховного Совета БССР; сменой места расположения; и увеличением объема работы, что и было отражено документально. Эти особенности связаны с таким фактом, как начало освобождения территории Белорусской ССР. В связи с этим, появилась возможность возврата высших государственных органов власти и управления на територию Беларуси и возобновления деяетльности в полном объеме.

Так, еще в 1943 г. началось освобождение территории Белорусской ССР и 26 ноября 1943 г. был освобожден г. Гомель. Данный факт позволил высшим органам государственной власти и управления вернуться в Беларусь и возобновить свою деятельность. Согласно архивным данным через месяц после освобождения Гомеля, из Москвы в Новобелицу переехал Президиум Верховного совета БССР (в настоящее время это район областного центра г. Гомель). Вместе с Президиумом Верховного Совета БССР в Беларусь возвращался и Совет Народных Комиссаров БССР и Центральный Комитет Коммунистической Партии (большевиков) Беларуси, которые также располагались в Новобелице.

21-24 марта 1944 г. здесь же состоялась шестая сессия Верховного Совета Белорусской ССР. Однако для этого необходимо было провести большую работу: найти здание, для проведения шестой сессии Верховного Совета БССР (так как большая часть сооружений была разрушена), разослать приглашения депутатам, с которыми была налажена связь, установить место нахождения депутатов, связь с которыми была потеряна в военный период и неустановленна, для приглашения их на очередную сессию, подыскать и приводить в порядок место проведения сессии Верховного Совета БССР, организовать возможность проезда к месту проведения шестой сессии, организовать питание депутатов, место проживания и многое другое. Всеми организационными вопросами начал заниматься штат Президиума Верховного Совета БССР находясь еще в Москве.

Заседание первой сессии белорусского парламента в условиях военного времени проводилось в Гомеле в клубе здания фабрики «Везувий» [6, c. 74]. Так, согласно плану по подготовке и проведению шестой Сессии Верховного Совета БССР, депутатам Верховного Совета БССР, с которыми была установлена связь, высылалось уведомление с просьбой прибыть к 20 марта 1944 г. на шестую сессию Верховного Совета Белорусской ССР в Гомель, с остановкой и регистрацией в Москве. В уведомлении также был указан адрес регистрации: г. Москва, Филипповский переулок, д. 22 [6, c. 69]. Организовывалась отправка депутатов из Москвы до Гомеля, подготавливалось помещение для жилья депутатов, столовая для питания депутатов, помещения для заседания, охрана помещения и т.д. За каждое мероприятие назначался ответственный [6, c. 72].

Следует уточнить, что Верховный Совет БССР последний раз до начала войны собирался 27-29 марта 1941 г. (пятая сессия). С этого времени накопилось много вопросов, которые необходимо было решить на шестой сессии Верховного Совета БССР. Так, протоколы заседаний Президиума Верховного Совета БССР после марта 1941 г. не велись. В военный период было принято большое количество указов Президиума Верховного Совета БССР (41 указ Президиума Верховного Совета), которые необходимо было оформить и издать отдельным протоколом. Также необходимо было назначить дату выборов в Верховный Совет БССР. На заседании Президиума Верховного Совета БССР, которое состоялось 27 марта 1944 г. в г. Гомеле, был издан указ Президиума Верховного Совета БССР «Об издании протокола № 22 заседания Президиума Верховного Совета БССР» от 27.03.1944 г. Данным указом было решено издать протокол № 22 заседания Президиума Верховного Совета БССР и включить в него все Указы, проведенные опросом с 02.04.1941 г. до 27.03.1944 г. [8, с. 155].

В июле 1944 г. органы высшей власти и управления переезжают в Минск. Следует отметить, что за 1944 г. Президиум Верховного Совета БССР переезжал дважды: из Москвы в Новобелицу – начало 1944 г., и из Новобелицы в Минск – июль 1944 г. Далее Президиум Верховного Совета БССР продолжает свою деятельность уже на территории освобожденной столицы Белорусской ССР.

Таким образом, изменения в деятельности Президиума Верховного Совета БССР в период Великой Отечественной войны коснулись его компетенций, кадровых перестановок, состава, структуры и местонахождения. Все же Президиум продолжил свою работу в эвакуации, хоть говорить об эффективности его деятельность в военный период затруднительно. Основную работу Президиума Верховного Совета БССР в эвакуации осуществлял Председатель Президиума Верховного Совета БССР – Наталевич Н.Я. и Секретарь Президиума Верховного Совета БССР – Попков Л.Е. В эвакуации Президиум Верховного Совета Белорусской ССР продолжал осуществлять функции, ранее отнесенные Конституцией БССР 1937 г. к его компетенции, но не в полном объеме. Так, право граждан, осужденных судебными органами Белорусской ССР, было передано в компетенцию СССР. Однако, как законодательный орган, Президиум издавал указы об объединении наркоматов, о назначении и премещении народных комиссаров и членов правительства Белорусской ССР, о присвоении почетных званий. Учитывая специфику военного времени к компетенциям Президиума Верховного Совета БССР добавились некоторые новые, такие как посещение предприятий, воинских частей с целью проведения бесед о борьбе белорусского народа с немецкими оккупантами; организация выступлений в печати, по радио и в листовках групп депутатов и отдельных депутатов Верховного Совета Белорусской ССР об их работе по обороне страны; установление связи с депутатами Верховного Совета БССР; оказание помощи депутатам и их семьям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: