Реальность национального интереса выявляется в процессе и по мере его осуществления

В рамках концепции национального интереса выделяют в качестве его составных частей:

– жизненно важные и второстепенные интересы;

– постоянные и переменные интересы;

– долгосрочные и конъюнктурные интересы.

Формирование национального интереса – длительный исторчний процесс, в котором переплетаются экономические, социальные, национально-психологические и другие факторы. Основной составляющей национального интереса является стремление к самосохранению государства, обеспечивает самосохранение нации.

Сейчас приоритет в теоретическом осмыслении национального интереса имеет школа «политического реализма». С точки зрения представителей данной школы национальный интерес определяется прежде внешнеполитическими условиями. Исключение из концепции национального интереса внутриполитических факторов «реалістами» объясняется тем, что данная группа проблем относится к сфере так называемого «общественного интереса», т.е. интереса, определяемого различными сегментами гражданского общества.

Для отечественной политологии характерны разногласия принципиального порядка как в понимании самой категории «национальный інтерес», так и в формулировании национальных интересов.

Концепция общей безопасности. Зарождение и активное обсуждение некоторых важнейших аспектов концепции общей безопасности происходит в начале 1980-х годов. Однако основные положения данной концепции были сформулированы несколько позже - на рубеже 1980 - 1990 - х гг, после завершения "холодной войны". Начало теоретических споров по общей безопасности были заложены статьей американского профессора Ричарда Ульмана из Принстонского университета "Заново определяя понятие безопасности" (1983 г.). С его точки зрения, наибольшую угрозу национальной безопасности представляют те действия, которые чреваты резким снижение качества жизни населения определенного государства за относительно соответствия, но за короткий промежуток времени и могут повлиять на резкое уменьшение круга политических альтернатив, в распоряжении правительства страны или частных неправительственных организаций внутри государства.

В том же 1983 г. была опубликована работа английского исследователя Берри Бузана «Народ, государство и страх». Ее автор в качестве наименьшей единицы (или точкой отсчета) при анализе понятия «безопасность» рассматривает личность.

Идеи двух указанных исследователей легли в основу нового (так называемого поствестфальского) подхода к изучению проблем безопасности, который иначе называют «безопасность человека».

В рамках концепции общей безопасности обжалуются претензии национального государства на исключительное положение в области обеспечения безопасности, причем как внешней, так и внутренней. Сторонники концепции общей безопасности отмечают, что роль отдельных групп граждан, органов местного самоуправления, неправительственных и надгосударственных организаций, национальной и международного общественного мнения в деле обеспечения безопасности не менее значительна, чем роль национального государства.

Одной из отличительных особенностей концепции общей безопасности критика представлений о территории государства как о приоритетном объект в обеспечении безопасности уряда и государства. В рамках данной концепции безопасность человека (или "человеческое измерение безопасности") понимается как единство социальных условий, обеспечивающих достойную выживания, благосостояние и свободу. В свою очередь, в основе такого понимания лежит комплекс представлений о минимально достаточной безопасности, которая является производной от ценностей, в той или иной мере разделяемых всеми людьми на Земле.

Представление о минимально достаточной безопасности включают в себя несколько аспектов:

– представление о физической безопасности, связанные с сохранением жизни человека, его здоровье, защищенностью от голода, неблагоприятных воздействий окружающей среды, социального и политического насилия, угрожающего жизни и здоровью человека;

– представление об экономической безопасности, включающие в себя оценку доступности вознаграждает занятости, обеспечивает удовлетворение не только базовых потребностей, но и формирование страхуют сбережений для исключительных случаев;

– представление о социальной безопасности, связанные с оценкой статуса человека в обществе, его защищенности от угроз физической и экономической безопасности, формируется как формальными и неформальными общественными институтами, так и государством;

– представление о этнокультурной безопасности, включающие в себя оценку безопасности этнической идентичности личности и общества, с которой личность себя отождествляет, оценку возможностей развития культуры, разделяемой личностью с общностью;

– представление о безопасности достоинства, связанные с оценкой гуманистической полноты безопасности, цены безопасности для человека, с оценкой меры подавления индивидуальности ради обеспечения безопасности.

Последний из упомянутых аспектов представлений о минимально достаточной безопасности составляет одно из существенных различий между концепцией национальной и концепцией общей безопасности. Так, если концепция национальной безопасности рассматривала человека лишь в одном его качестве - как подданного (гражданина) государства, выделяя лишь общность одного типа - нацию и единственный вид связи между людьми - политический, то концепция общей безопасности рассматривает человека как носителя многих общественно значимых качеств, которые раскрываются в рамках сообществ разного типа.

В течение 1990-х гг концепция общей безопасности получила офицальне признание. Некоторые ее положения нашли свое отражение в государственных доктринах, а также в международных правовых актах, например в смысле Хартии европейской безопасности, принятой 19 ноября 1999 в Стамбуле.

Однако концепция общей безопасности не смогла вытеснить, заменить основные идеи концепции национальной безопасности. Более того, уже с середины 1990-х гг. наметилась тенденция к отказу от характерной для концепции общей безопасности идеи о построении мировой системы безопасности.

Концепция социетальной безопасности. Основной идеей концепции социетальной безопасности является декларирование в качестве приоритетной задачи защиты системы благ от угрожающих внешних воздействий.

В рамках концепции социетальной безопасности выделяют несколько основных угроз безопасности:

– давление на комфортность социальной среды, образованной материально обеспеченным, но стареющим населением, со стороны значимой и все более увеличивается массы молодых, но бедных мигрантов;

– усиление собственных экологических проблем в развитых странах мира в результате неэффективного управления технологическими процессами в соседних регионах;

– проникновение на Запад организованной преступности из смежных бедных государств Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки;

– влияние последствий этнических конфликтов на состояние безопасности в развитых странах мира;

– распространение терроризма.

Сторонники данной концепции открыто указывают, что источник угроз безопасности западного мира коренится в совершенно определенных регионах мира (Восток, Африка). Именно поэтому в рамках концепции социетальной безопасности говорится о пространственно ограниченную безопасности, о безопасности Европы и Северной Америки. Таким образом, осуществляется уход от понимания безопасности как дела всего человечества.

В законченном виде концепция социетальном безопасности еще не сформировалась, однако определенные практические шаги на пути реализации уже сделаны как со стороны европейского сообщества, так и США, и рядом других развитых стран мира.

Рассмотрим структуру национальной безопасности в виде рис. 7.1


Рисунок 7.1 - Структура национальной безопасности

Рассмотрим концепцию экономической безопасности на национальном уровне на рис. 7.2.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: