Перспективные направления развития организации

Характерной чертой последних лет, а также будущего периода становится переход от узкой специализации к интеграции управленческой деятельности, изменения в ее содержание и характер, в стиле управления. Руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, по допомогоюрозкриттю их способностей, формировать вокруг себя группу однодумнцив. При таком подходе организационные структуры из пирамидальных должны превращаться в плоские, с минимальным числом уровней между высшим руководителем и непосредственными исполнителями, с ориентацией на связь с потребителями.

На основе теоретических исследований форм организаций будущего наметились два вида организаций: горизонтальные корпорации, сетевые организации.

Горизонтальные организации. Основными признаками горизонтальных организаций являются:

– организационная структура формируется вокруг базовых процессов со специфическими целями в каждом из них (разработка новых изделий, производство и сбыт продукции), а не в зависимости от функционального разделения труда;

– организационная структура формируется по функциям управления, отдельным заданиям, поставленным задачам (прогнозирование рыночного спроса на данный продукт);

– плоская иерархия, при которой сокращается вертикальное администрирование, положено полный отказ от иерархии и обособления функциональных органов;

– выявляются и устраняются работы, которые не обеспечивают получение добавленной стоимости;

– происходит минимизация деятельности внутри каждого базового процесса;

– основными «несущими опорами» становятся автономные межфункциональные рабочие группы (команды), каждая из которых имеет определенную цель, осуществляется четкий контроль достижения этих целей;

– используется минимально возможное количество автономных групп (команд) для осуществления соответствующих базовых процессов, в которые входят 9-12 высококвалифицированных специалистов;

– основной критерий эффективности - степень удовлетворения потребностей конкретных потребителей.

Основными преимуществами организационных структур горизонтального типа являются:

– гибкость организации, максимальное приспособление к постоянно меняющимся требованиям рынка;

– сокращение нерациональных расходов;

– мобилизация всех ресурсов организации.

Многомерные организации. Такие организации называются «Предприятие на предприятии», «фабрика в фабрике», организации с «внутренним рынком» и т. п.

Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, получающая статус «центра прибыли», а в отдельных случаях является самостоятельной организацией.

Главным преимуществом многомерного подхода является максимальное сближение производителя и потребителя, позволяет удовлетворять его потребности.

Каждое подразделение в многомерной организации может быть организовано так, как и организация в целом. Многомерная структура применима к любому подразделению организации. Чем меньше подразделение, тем меньше его штат и больше разнообразных обязанностей у его руководителя.

В многомерной организации отношения членов автономной группы с ее высшим руководителем и другими подразделениями ничем не отличается от отношений с другими клиентами. Многомерными организациями они называются потому, что имеют несколько переменных: ресурсы, результаты, территория, рынок, потребитель.

Сетевые организации. Сетевые организационные структуры. Перенос рыночных отношений на внутреннюю сферу компаний (внутренние рынки) обусловило создание нового типа структур - сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитие взаимоотношений с другими фирмами. Сетевые системы отражают связи между элементами внутренней и внешней среды организации. Термин "сетизация" означает метод, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей. Сетевая модель одинаково применима как в качестве модели внутриорганизацийного сотрудничества между потенциальными ресурсами, так и между организациями и группами организаций.

При создании организации - сети, организация разбивается для более гибкого выполнения производственных программ на самостоятельные в хозяйственные, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). На смену централизованогованим приходят федеративные структуры. Сети с организаций могут быть представлены двумя организационными моделями:

– сеть, формируется вокруг крупной организации. В этом случае большая организация представляет собой ядро ​​сети. Собирает вокруг себя организации меньшего размера, поручая им выполнение отдельных видов деятельности. Крупные организации занимают доминирующее положение в деловых операциях, является главным заказчиком, и сеть становится иерархованою. Мелкие организации попадают в зависимость от более крупного партнера;

– сеть организаций, близких по масштабам. Большинство организаций, объединенных в сеть, юридически самостоятельны, но в хозяйственном плане поддерживают устойчивость друг друга, что очень важно для всех. Отдельные виды деятельности при сетизации могут быть переданы другим организациям, которые специализируются на определенных видах деятельности, например, на маркетинговых исследованиях, на обеспечении сырьем и материалами, составлении бухгалтерской отчетности, подборе кадров и повышении их квалификации, послепродажном обслуживании и т.д. В целом организация может освободиться от многих видов деятельности и сконцентрировать все ресурсы на приоритетных для себя областях специализации.

Оболочечная организация – это организация, как часть бизнес-функций, прежде всего производство продукции, передает на контрактной основе сторонним подрядчикам, а сама сосредоточивается на трансакционного составляющей бизнеса, то есть определяет, что и сколько производить, как и кому реализовывать.

Преимущества сетевых организаций достаточно значительны:

– адаптивность организаций к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры;

– концентрация деятельности организации на приоритетных областях, специализации на уникальных процессах;

– существенное сокращение расходов, их рациональная структура и повышение доходов;

– низкий уровень занятости, исключение дублирования использования квалифицированной рабочей силы;

– привлечение к совместной деятельности в рамках сети лучших партнеров, исключение использования второсортных исполнителей.

Трудности, оказавшись при внедрении сетевых принципов, говорят о том, что должны быть определенные границы для "безграничных" организаций.

Современные телекоммуникационные технологии расширяют границы сотрудничества. Современные компьютерные технологии позволяют осуществлять совместную групповую работу в удаленном режиме. Такие группы (команды) называются виртуальными. В таких группах (командах) меняется статус работника в организации, он рассматривается не как функционер, а как потенциальный ресурс, содержащий совокупность знаний и умений, доступный для всех в рамках организации.

В современных условиях виртуальными становятся не только группы (команды), но и целые организации. При определенных условиях в качестве виртуального ресурса может быть и менеджер, которого можно использовать виртуально, то есть без физического контакта с ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: