Понятие мониторинга в системе функций финансового менеджмента

В экономической теории и практике под мониторингом состояния предприятия понимают анализ и оценку финансового и экономического состояния предприятия на основе данных финансового и управленческого учета.

С позиций финансового менеджмента мониторинг состояния ПИДРИЕМСТВА можно рассматривать как функциональную подсистему, которая содержит следующие функции управления: прогнозирование, планирование, учет, контроль, анализ и оценка показателей финансово-хозяйственного состояния предприятия. Другими словами - это специальная система методов и инструментов, направленных на функциональную поддержку менеджмента предприятия в области информационного обеспечения его безопасности.

Мониторинг можно охарактеризовать как систему информирования о состоянии достижения стратегических и тактических целей предприятия, отклонения прогнозируемых и планируемых показателей состояния предприятия от заданных значений, расчет аналитических показателей анализа и оценки финансовго состояния предприятия, показателей состояния предприятия в отрасли и рынках (товарных и финансовых).

Перечень функциональных групп данных, с которыми работает мониторинг в системе финансового менеджмента, представленный в табл. 9.1.

Таблиця 9.1 - Контролинг у системе функций финансового менеджмента

Источники финансирования Мониторинг Инвестиции
Управление активами Финансовый анализ состояния предприятия Управление реальними инвестициями
Управление собственным капиталом Внутренний аудит и анализ Управление финансовыми инвестициями
Управление заемным капиталом Оценка инвестиционной привлекательности предприятия Оценка эффективности инвестиций
Управление привлеченным капиталом Оценка рисков Формирование инвестициионного портфеля
Управление денежными потоками Система раннего предупреждения и реагирования Оценка конъюнктуры рынков

Главной целью финансового менеджмента предприятия может считаться рост имущества акционеров в долгосрочной перспективе и платежеспособность (доходность) - в краткосрочной. Для обеспечения достижения этих целей необходимо мониторинг состояния предприятия, который обеспечивает: сбор и анализ внутренней и внешней информации о состоянии предприятия, выявление «узких мест» на предприятии», анализ финансовой деятельности отдельных«центров ответственности», анализ отдельных финансовых и инвестиционных операций; оценка финансовой деятельности предприятия в целом, анализ внешней среды и оценка новых шансов, контроль рисков деятельности предприятия, выявление резервов снижения себестоимости, повышения прибыли, выявление кризисных явлений.

Построение системы мониторинга на предприятии предусматривает определение: сфер наблюдения: внешних и внутренних, субъектов и объектов данных мониторинга и характера информации, которую нужно собрать, проконтролировать и обработать (например, системы целевых показателей и критериев их сравнения), систем аналитической обработки информации (систем и методов анализа и оценки данных) алгоритмов координации, данных для регулирования положения и т.п..

После определения периодичности сбора данных для предварительного, оперативного и ретроспективного анализа состояния предприятия переходят к организации системы сбора и обработки информации (формирование информационных каналов).

В процессе изучения и оценки различают две группы факторов влияния на деятельность предприятия:

– внешние, или экзогенные, которые не зависят от деятельности предприятия;

– внутренние, или эндогенные, зависящие от деятельности предприятия.

Внешние факторы делятся на три подгруппы:

– социально-экономические факторы общего развития страны;

– рыночные факторы, содержащие данные о товарных и финансовых рынках, касаются деятельности фирмы;

– другие внешние факторы, определяемые спецификой деятельности предприятия.

Внутренние факторы также делятся на группы в зависимости от особенностей деятельности предприятия и уровней управления:

– факторы производственной деятельности;

– факторы, связанные с инвестиционной деятельностью;

– показатели, характеризующие эффекты и риски финансовой деятельности;

– показатели стратегического прогнозирования состояния предприятия;

– факторы текущего финансового состояния;

– перечень критериев сравнения и правил регулирования.

Так, например, устойчивый экономический рост предприятия обеспечивается следующими основными параметрами его финансового развития:

– коэффициентом рентабельности реализации продукции и услуг;

– политикой распределения прибыли, отражается коэффициентом капитализации чистой прибыли;

– политикой формирования структуры капитала, выражается коэффициентом финансового левериджа или соответственно политикой финансирования активов (коэффициент левериджа активов);

– политикой формирования состава активов, определяется коэффициентом оборачиваемости активов.

Все показатели устойчивого экономического развития меняются во времени и для обеспечения финансового равновесия предприятия должны периодически корректироваться с учетом внутренних условий его развития, изменений конъюнктуры рынков и других факторов внешней среды функционирования предприятия.

Таким образом, изменяя значение перечисленных параметров финансовой стратегии предприятия, регулирующие темпы его экономического развития в условиях финансового равновесия. Поэтому мониторинг значений указанных показателей имеет значение для стратегии деятельности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: