В экономической теории и практике под мониторингом состояния предприятия понимают анализ и оценку финансового и экономического состояния предприятия на основе данных финансового и управленческого учета.
С позиций финансового менеджмента мониторинг состояния ПИДРИЕМСТВА можно рассматривать как функциональную подсистему, которая содержит следующие функции управления: прогнозирование, планирование, учет, контроль, анализ и оценка показателей финансово-хозяйственного состояния предприятия. Другими словами - это специальная система методов и инструментов, направленных на функциональную поддержку менеджмента предприятия в области информационного обеспечения его безопасности.
Мониторинг можно охарактеризовать как систему информирования о состоянии достижения стратегических и тактических целей предприятия, отклонения прогнозируемых и планируемых показателей состояния предприятия от заданных значений, расчет аналитических показателей анализа и оценки финансовго состояния предприятия, показателей состояния предприятия в отрасли и рынках (товарных и финансовых).
|
|
Перечень функциональных групп данных, с которыми работает мониторинг в системе финансового менеджмента, представленный в табл. 9.1.
Таблиця 9.1 - Контролинг у системе функций финансового менеджмента
Источники финансирования | Мониторинг | Инвестиции |
Управление активами | Финансовый анализ состояния предприятия | Управление реальними инвестициями |
Управление собственным капиталом | Внутренний аудит и анализ | Управление финансовыми инвестициями |
Управление заемным капиталом | Оценка инвестиционной привлекательности предприятия | Оценка эффективности инвестиций |
Управление привлеченным капиталом | Оценка рисков | Формирование инвестициионного портфеля |
Управление денежными потоками | Система раннего предупреждения и реагирования | Оценка конъюнктуры рынков |
Главной целью финансового менеджмента предприятия может считаться рост имущества акционеров в долгосрочной перспективе и платежеспособность (доходность) - в краткосрочной. Для обеспечения достижения этих целей необходимо мониторинг состояния предприятия, который обеспечивает: сбор и анализ внутренней и внешней информации о состоянии предприятия, выявление «узких мест» на предприятии», анализ финансовой деятельности отдельных«центров ответственности», анализ отдельных финансовых и инвестиционных операций; оценка финансовой деятельности предприятия в целом, анализ внешней среды и оценка новых шансов, контроль рисков деятельности предприятия, выявление резервов снижения себестоимости, повышения прибыли, выявление кризисных явлений.
|
|
Построение системы мониторинга на предприятии предусматривает определение: сфер наблюдения: внешних и внутренних, субъектов и объектов данных мониторинга и характера информации, которую нужно собрать, проконтролировать и обработать (например, системы целевых показателей и критериев их сравнения), систем аналитической обработки информации (систем и методов анализа и оценки данных) алгоритмов координации, данных для регулирования положения и т.п..
После определения периодичности сбора данных для предварительного, оперативного и ретроспективного анализа состояния предприятия переходят к организации системы сбора и обработки информации (формирование информационных каналов).
В процессе изучения и оценки различают две группы факторов влияния на деятельность предприятия:
– внешние, или экзогенные, которые не зависят от деятельности предприятия;
– внутренние, или эндогенные, зависящие от деятельности предприятия.
Внешние факторы делятся на три подгруппы:
– социально-экономические факторы общего развития страны;
– рыночные факторы, содержащие данные о товарных и финансовых рынках, касаются деятельности фирмы;
– другие внешние факторы, определяемые спецификой деятельности предприятия.
Внутренние факторы также делятся на группы в зависимости от особенностей деятельности предприятия и уровней управления:
– факторы производственной деятельности;
– факторы, связанные с инвестиционной деятельностью;
– показатели, характеризующие эффекты и риски финансовой деятельности;
– показатели стратегического прогнозирования состояния предприятия;
– факторы текущего финансового состояния;
– перечень критериев сравнения и правил регулирования.
Так, например, устойчивый экономический рост предприятия обеспечивается следующими основными параметрами его финансового развития:
– коэффициентом рентабельности реализации продукции и услуг;
– политикой распределения прибыли, отражается коэффициентом капитализации чистой прибыли;
– политикой формирования структуры капитала, выражается коэффициентом финансового левериджа или соответственно политикой финансирования активов (коэффициент левериджа активов);
– политикой формирования состава активов, определяется коэффициентом оборачиваемости активов.
Все показатели устойчивого экономического развития меняются во времени и для обеспечения финансового равновесия предприятия должны периодически корректироваться с учетом внутренних условий его развития, изменений конъюнктуры рынков и других факторов внешней среды функционирования предприятия.
Таким образом, изменяя значение перечисленных параметров финансовой стратегии предприятия, регулирующие темпы его экономического развития в условиях финансового равновесия. Поэтому мониторинг значений указанных показателей имеет значение для стратегии деятельности предприятия.