— У меня картинки, на которых изображены разные овощи (дети видят перевернутые карточки). Догадайтесь, какие овощи нарисованы. Если вы будете называть правильно, я буду переворачивать картинку и показывать вам рисунок.
— Как мы можем все назвать одним словом?
ОВОЩИ
— Зачем нам нужны овощи?
- Где растут овощи? {На огороде, на грядках.)
- Чтобы овощи хорошо росли, их нужно поливать и полоть. Что значит полоть? {Вырывать траву, которая мешает овощам расти.)
Согласование прилагательных с существительными, обогащение качественного словаря
— На столе лежат овощи (натуральные). Как они называются?
— Вот схема. Что на ней изображено? {Круг.) {Рис. 13.)
— Найдите овощи, которые по форме напоминают круг.
ПОМИДОР СВЕКЛА ЛУК КАПУСТА
— Правильно. Все эти овощи КРУГЛЫЕ. Скажите об этом.
КАПУСТА КРУГЛАЯ
ПОМИДОР КРУГЛЫЙ
ЛУК КРУГЛЫЙ
СВЕКЛА КРУГЛАЯ и т. д.
— А огурец круглый? {Нет.) Он ПРОДОЛГОВАТЫЙ.
— Посмотрите на схему. {Рис. 14.) Огурец такой?
— Что еще продолговатое?
КАРТОФЕЛЬ ПРОДОЛГОВАТЫЙ
КАБАЧОК ПРОДОЛГОВАТЫЙ и т. д.
— Посмотрите на эту карточку. Какого она цвета? {Зеленого.)
— Найдите овощи такого же цвета. Скажите о них.
КАПУСТА ЗЕЛЕНАЯ ОГУРЕЦ ЗЕЛЕНЫЙ
— Найдите овощи оранжевые, желтые, красные. (Показываются соответствующие карточки.)
ОРАНЖЕВАЯ МОРКОВЬ КРАСНЫЙ ПОМИДОР
ЖЕЛТЫЙ ЛУК
— Составим схему о капусте. Найдите форму, на которую похож этот овощ. Поставьте на схему. Найдите карточку с цветом капусты и тоже поставьте на схему.
— Что получилось? Давайте прочитаем схему вместе. {Рис. 15а.)
— Кто составит схему о луке? {Рис. 156.)
—Потрогаем овощи. Какие они на ощупь: твердые, как палочка, или мягкие, как вата? {Рис. 16.)
—Какие овощи мягкие? {Помидор.)
ПОМИДОР МЯГКИЙ
Рис. 16 |
— Какие овощи твердые?
ОГУРЕЦ ТВЕРДЫЙ КАПУСТА ТВЕРДАЯ
МОРКОВЬ ТВЕРДАЯ КАРТОФЕЛЬ ТВЕРДЫЙ
Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий овощей
— Каждый овощ можно назвать ласково. Как?
КАПУСТА —КАПУСТОЧКА КАРТОШКА—КАРТОШЕЧКА
ОГУРЕЦ — ОГУРЧИК ПОМИДОР—ПОМИДОРЧИК
ЛУК — ЛУЧОК СВЕКЛА — СВЕКОЛКА
МОРКОВЬ — МОРКОВОЧКА и т. д.