Статистика социального развития и уровня жизни населения»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для проведения практических занятий

По дисциплине «Статистика»

для подготовки бакалавров всех форм обучения

по направлению 080100 «Экономика»

профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

«Налоги и налогообложение»

«Финансы и кредит»

«Управление рисками»

Уфа 2013

Учебно-методические пособие включает раздаточный материал для проведения практических занятий по дисциплине «Статистика», позволяющие студентам освоить теоретические знания по основным разделам статистики: социально-экономическая статистика и система национальных счетов, статистики финансов.

В процессе создания учебно-методического пособия использовались работы ученых-статистиков: Л.А. Голуб, Г. Л. Громыко, В.Е. Овсиенко, О.Э. Башиной, Салина В.Н., Шпаковской Е.П. Р. А. Шмойловой и др.

Составитель: Халикова Э.А., канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»

Рецензент: Лейберт Т.Б., д-р экон. наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»

 
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

    С.
1. Практическое занятие № 1 «Статистика численности, состава и движения населения. Статистика социального развития и уровня жизни населения»…………….…………………………………………..  
2. Практическое занятие № 2 «Статистика рынка труда, производительности труда. Статистика оплаты труда и затрат на рабочую силу»……………………………………………………………..  
3. Практическое занятие № 3 «Статистика национального богатства»…………………………………………………………………  
4. Практическое занятие № 4 «Анализ эффективности функционирования предприятий и организаций, экономической конъюнктуры»……………………………………………………………  
5. 6. Практическое занятие № 5 «Система национальных счетов: основные понятия, методология построения»…………………………………… Практическое занятие № 6 «Статистика финансов»…………………… Рекомендуемый список литературы для выполнения практических работ………………………………………………………………………..  

Практическое занятие 1

«Статистика численности, состава и движения населения.

Статистика социального развития и уровня жизни населения»

Для усвоения лекционного материала по данной теме необходимо выполнить следующие задания.

1. Решить тестовые задания.

Предлагаются задания, в которых могут быть 1,2,3 и большее число правильных ответов. Необходимо обвести кружком номера всех правильных ответов:

Номер: 1

Задание: Временно проживающее население - это

Ответы:

1) лица, которые на момент переписи находились за пределами места постоянного жительства;

2) лица, которые на момент исчисления фактически находятся на данной территории, независимо от места постоянного жительства;

3) лица, которые на момент переписи находились на территории данного населенного пункта, а постоянно проживают в другом населенном пункте.

Номер: 2

Задание: Постоянное население (ПН) рассчитывается по формуле

Ответы:

1) ПН=НН+ВП-ВО;

2) ПН=НН-ВП+ВО;

3) ПН=ВП+ВО+НН;

Номер: 3

Задание: Перепись населения - это

Ответы:

1) выборочное специально организованное наблюдение, дающее наиболее точные демографические данные о каждом жителе страны по состоянию на определенный момент времени;

2) сплошное специально организованное наблюдение, дающее наиболее неточные демографические данные о каждом жителе страны за определенный момент времени;

3) сплошное специально организованное наблюдение, дающее наиболее точные демографические данные о каждом жителе страны по состоянию на определенный момент времени.

Номер: 4

Задание: К показателям, характеризующим естественное движение населения, относятся

Ответы:

1) естественный прирост;

2) миграционный прирост;

3) коэффициент жизненности.

Номер: 5

Задание: Коэффициент рождаемости, выраженный в промиллях, рассчитывается по формуле

Ответы:

1) число умерших/среднегодовую численность населения*1000;

2) (число родившихся - число умерших)/среднегодовую численность населения*1000;

3) число родившихся/число умерших*1000;

4) число родившихся/среднегодовую численность населения*100;

5) число родившихся/среднегодовую численность населения*1000.

Номер: 6

Задание Расчет среднегодовой численности населения производится по среднехронологической, если:

Ответы:

1) имеются данные о численности на начало и конец года;

2) имеются данные о численности, разделенные между собой разными временными интервалами;

3) имеются данные о численности, разделенные между собой равными временными интервалами.

Номер: 7

Задание: Коэффициент общего прироста определяется по формуле

Ответы:

1) Коэффициент естественного прироста +Коэффициент механического прироста;

2) Сальдо миграции + Абсолютный естественный прирост;

3) Коэффициент механического – Коэффициент естественного прироста.

Номер: 8

Задание: Скорректированные располагаемые доходы - это

Ответы:

1) сумма номинальных доходов и сальдо текущих трансфертов;

2) сумма располагаемых доходов и социальных трансфертов;

3) разница между номинальными доходами и социальных трансфертов.

Номер: 9

Задание: Индекс развития человеческого потенциала включает в себя

Ответы:

1) общий объем ВВП в данной стране;

2) объем потребленных товаров и услуг в среднем за год населением

3) достигнутый уровень образования.

Номер: 10

Задание: Если коэффициент эластичности потребления составил 0,5, то это означает

Ответы:

1) потребление увеличивается в половину раза медленнее, чем доходы населения;

2) потребление уменьшаются в половину раза медленнее, чем доходы населения;

3) потребление уменьшаются в половину раза быстрее, чем доходы населения.

Номер: 11

Задание: Для оценки степени неравенства в распределении населения по доходу рассчитываются показатели

Ответы:

1) Индекс реальных доходов;

2) Коэффициент Джини;

3) Коэффициент Лоренца и коэффициент Джини.

Номер: 12

Задание: Децильный коэффициент дифференциации доходов населения характеризует

Ответы:

1) во сколько раз минимальный доходы 10% самого богатого населения превышает максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения;

2) во сколько раз максимальные доходы 10% самого бедного населения превышает минимальные доходы 10% самого богатого населения;

3) во сколько раз минимальные доходы 10% самого бедного населения превышает минимальные доходы 10% самого богатого населения.

2. Необходимо решить следующие ситуационные задачи:

1. Имеются данные об изменении численности населения в течение года (тыс. чел.):

Период Численность населения, млн. чел.
на 01.01.2002  
на 01.04.2002 60,2
на 01.07.2002 60,5
на 01.10.2002 60,7
на 01.01.2003 61,2

ВВП за год составил 1480 млн. руб. Коэффициент механического прироста составил 10 промиллей.

Определите:

1. общий прирост населения;

2. среднегодовую численность населения;

3. сальдо миграции (млн. чел.);

4. сальдо естественного движения (млн. чел.);

5. общее воспроизводство населения;

6. индекс ВВП на душу населения.

2. Имеются следующие данные:

Страны Год Родившиеся живыми Умершие Численность населения на конец года Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
всего В возрасте до 1 года
А   13,4 9,3 7,3 88,2  
  12,5 19,1 14,0 80,4  
В   14,5 11,1 6,0 46,5  
  11,7 11,0 3,7 40,5  
С   12,7 12,1 12,0 50,4  
  9,6 15,4 14,7 46,2  

Определите:

1. среднегодовую численность населения за год;

2. коэффициенты рождаемости, смертности, естественного, механического и общего прироста, младенческой смертности, жизненности по каждой стране;

3. проследите динамику каждого показателя по каждой стране;

4. установите характеристики и уровень жизни в странах. Дайте оценку уровня жизни в странах.

3. Среднегодовая численность населения города равна 264 тыс. человек. Коэффициент жизненности равен 3. Коэффициент смертности составил 5 промиллей. За год в городе на постоянное жительство поселилось 42 тыс. человек, а выехало 46 тыс. человек. ВВП составил 121 млн. руб., индекс уровня образования составил 0,87, индекс грамотности составил 0,7.

Определите:

1. коэффициент общего прироста населения;

2. количество родившихся и умерших людей за год;

3. абсолютный прирост (уменьшение) численности населения за год;

4. индекс ВВП на душу населения;

5. индекс доли учащейся молодежи моложе 25 лет в общей численности населения.

4. Среднегодовая численность населения составила 36 тыс. человек, среднегодовая численность женщин фертильного возраста – 15 тыс. человек. Коэффициент плодовитости равен 56 промиллей.

Определите:

1. коэффициент рождаемости.

5. Численность населения характеризуются следующими данными:

Период Численность населения, тыс. чел.
на 01.01.2002 90 500
на 01.02.2002 90 550
на 01.03.2002 90 600
на 01.04.2002  
на 01.07.2002  
на 01.10.2002  
на 01.01.2003  

Определите среднюю численность населения в первом квартале, в первом полугодии и за год в целом.

6. Численность населения региона характеризуется следующими данными:

Год Численность населения на начало года, тыс. чел.
   
   
   
   
   
   
   

Рассчитайте:

1. абсолютные приросты (методом цепных и базисных подстановок);

2. темпы роста и прироста (методом цепных и базисных подстановок);

3. среднегодовой абсолютный прирост;

4. среднегодовые темпы роста и прироста;

5. проанализируйте динамику численности населения региона на 01.01.2001 год (используя разные методы).

7. На критический момент переписи в населенном пункте зарегистрировано 58 605 человек. Счетчики установили, что количество временно отсутствующих составило 3560 человек, а временно проживающих в этом населенном пункте – 3005 человек.

Определите численность постоянного населения.

8. На начало года имеются следующие данные по населенному пункту, тыс. чел.:

- наличное население – 500;

- временно проживающие – 5;

- временно отсутствующие – 3.

В течение года произошли следующие изменения, тыс. чел.:

- родилось всего – 8, в том числе у постоянных жителей – 6,5;

- умерло всего – 7, в том числе у постоянных жителей – 6,2;

- прибыло на постоянное жительство – 4;

- выехало на постоянное жительство (из числа постоянных жителей) – 2,3.

Численность временно проживающих на конец года увеличилась на 0,6, а численность временно отсутствующих уменьшилась на 1,2.

Определите:

1) численность постоянного населения на начало и на конец года;

2) численность наличного населения на конец года;

3) среднегодовую численность постоянного населения;

4) показатели естественного и миграционного движения постоянного населения.

9. Имеются следующие данные о распределении населения РФ по возрастным группам (тыс. человек):

  1959 г. 1989 г. 2000 г.
Все население      
в том числе в возрасте, лет:      
0-4      
5-9      
10-14      
15-19      
20-24      
25-29      
30-34      
35-39      
40-44      
45-49      
50-54      
55-59      
60-64      
65-69      
70 и более      

Проанализируйте состав населения по возрастным группам. Для этого необходимо:

1) рассчитать удельный вес отдельных возрастных групп во всем населении за 1959, 1989, 2000 г.г.;

2) определить динамику численности населения различных возрастных групп, приняв за базу сравнения 1959 г.;

3) определить динамику удельных весов различных возрастных групп (1959 г.=100).

4) На основе полученных результатов сделайте выводы.

10. Численность населения города на 20 января 2000 г. равнялась 950 тыс. чел. За период с 1 по 19 января включительно родилось 750 чел., умерло 630 чел., приехало на постоянное место жительства 150 чел., а выехавших не было. За весь 2000 г. родилось 10 000 чел., умерло 12 980 чел., приехало на постоянное место жительства 18 520 тыс. чел., выехало 13 010 чел.

Определите:

1) среднюю численность населения за 2000 г.;

2) коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста (изменения) населения;

3) коэффициенты интенсивности миграции по прибытию и выбытию и общей интенсивности миграции населения (миграционного прироста);

4) коэффициент интенсивности миграционного оборота;

5) коэффициент эффективности миграции;

6) коэффициент общего прироста населения.

11. В городе в 2001 г. родилось 2283 ребенка, умерло в возрасте до одного года 115 детей, из них 30 детей было рождения предыдущего года. Всего в 2001 г. родилось 2484 ребенка.

Рассчитайте коэффициент младенческой смертности.

12. Численность населения города на начало года составляла 8 тыс. чел. За год родилось 840 чел., умерло 790 чел. Сальдо миграции составило 155 чел. Число женщин в возрасте 15-49 лет в среднем за год составило 19,5 тыс. чел.

Определите:

1) общие коэффициенты рождаемости и смертности;

2) специальный коэффициент рождаемости;

3) коэффициенты естественного, миграционного и общего прироста населения.

13. Численность населения на 01.01 – 300 тыс. чел., на 01.07 – 304 тыс. чел., на 01.10 – 300 тыс. чел., на 01.01 следующего года – 269 тыс. чел. За год родилось 7 тыс. человек, умерло 12 тыс. человек. Индекс грамотности составил 0,67, индекс доли молодежи в возрасте до 25 лет в обшей численности населения – 0,54. ВВП – 11 940 долл.

Определите:

a. коэффициенты механического, естественного и общего прироста;

b. сальдо миграции (тыс. чел.);

c. индекс уровня образования населения;

d. индекс ВВП на душу населения.

14. На основе данных о доходах и платежах населения определите индекс реальных доходов населения, проанализируйте и сделайте выводы. Цены в среднем за период выросли на 22 %.

Показатели, (млн. руб.) 2001 г. 2002 г.
Фонд заработной платы    
Социальные трансферты    
Платежи в финансовую систему    
Приобретение платных услуг    
Приобретение материальных благ в учреждениях непроизводственной сферы (бесплатно) 16,5  

15. Конечные доходы рабочих в базисном периоде составили 5650 тыс. руб. Розничные цены на товары и услуги в отчетном периоде по сравнению с базисным снизились в среднем на 2 %, численность рабочих возросла на 4 %.

Определите: индекс реальных доходов рабочих и индекс реальных доходов в расчете на одного работающего.

16. Среднедушевой денежный доход с 1000 руб. в базисном периоде в отчетном периоде возрос до 1080 руб. Расходы на непродовольственные товары возросли соответственно с 600 до 800 руб.

Определите коэффициент эластичности расходов на непродовольственные товары в зависимости от денежных доходов.

17. Имеются данные о потреблении населения товаров:

Товары Стоимость приобретенных товаров в текущих ценах (тыс. руб.) Изменение цен на товары в отчетном периоде по сравнению с базисным (в %)
базисный период отчетный период
Одежда     +4,0
Обувь     -6,4
Ткани     -5,0

Определите:

1) общий индекс физического объема потребления товаров населением;

2) общий индекс физического объема потребления на душу населения, если численность населения на этот период увеличилась на 4 %.

18. Индекс грамотности в стране составил 0,99, а индекс уровня образования равен 0,87. Определите индекс доли учащейся молодежи моложе 25 лет в общей численности населения.

19. Средняя продолжительность жизни на Украине составляла в 2000 г. 68,8 года, что ниже 1992 г. на 4 года. Уровень образования в целом в 2000 г. снизился на 2 % за счет снижения уровня образования населения в возрасте до 24 лет на 7 % по сравнению с 1992 г. и составил соответственно 91 т 37 %. ВВП на душу населения в 1992 г. составил 14 464 тыс. руб., в 2000 г. – снизился на 3 %.

Определите индекс развития человеческого потенциала для 1992 и 2000 гг. Сравните полученные результаты и сделайте выводы.

20. Имеются следующие данные:

Показатели Страна А Страна Б Страна В Страна Г
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении        
Уровень грамотности взрослого населения        
Совокупная доля учащейся молодежи (в числе лиц до 25 лет)        
Реальный ВВП на душу населения        

Определите: в какой стране уровень жизни выше, рассчитайте для этого индексы развития человеческого потенциала.

21. Имеются следующие данные:

Показатели Единица измерения Варианты
       
           
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении лет        
Уровень грамотности взрослого населения %        
Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений %        
Номинальный ВВП на душу населения тыс. руб. ?   -  
Индекс-дефлятор ВВП доля 1,16 1,06 - 1,22
Реальный ВВП тыс. руб.   ?   ?
Численность населения тыс. чел.        
Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении % ? 0,74 ? 0,87
Индекс грамотности старшего поколения % ? 0,95 ? ?
Индекс совокупной доли учащихся и студентов % ? ? ? ?
Индекс реального объема ВВП на душу населения % 0,95 ? 0,92 ?
Индекс развития человеческого потенциала % ? 0,85 ? ?

Заполните недостающие клетки данными.

22. Имеются следующие данные:

Показатели Страна А Страна Б Страна В
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет      
Уровень грамотности взрослого населения, %      
Совокупная доля учащейся молодежи (в числе лиц до 25 лет), %      
Реальный ВВП на душу населения, тыс. руб.      

Необходимо найти индекс развития человеческого потенциала и сравнить уровень развития жизни в странах.

23. Имеются следующие данные о распределении населения России по размеру среднедушевых доходов:

Группы населения по среднедушевому доходу, руб. Млн. чел. Кумулятивная частота
До-400 25,6  
400,1-600,0 27,8  
600,1-800,0 25,2  
800,1-1000,0 19,6  
1000,1-1200,0 19,5  
1200,1-1600,0 17,9  
1600,1-2000,0    
Свыше 2000,0 13,1  
Все население В том числе со среднедушевым доходом 158,7  

Определите:

1. Нижний и верхний дециль;

2. децильный коэффициент дифференциации доходов населения.

24. Имеются следующие данные:

Среднедушевой денежный доход в месяц, руб. В процентах к итогу
до 400 0,1
400-500 1,5
500-600 2,4
600-700 3,8
700-800 4,9
800-900 6,2
900-1000 7,0
1000-1100 8,9
1100-1200 9,9
1200-1300 10,8
1300-1400 9,7
1400-1500 8,2
1500-1600 6,4
1600-1700 5,3
1700-1800 4,2
1800-1900 3,5
1900-2000 2,9
2000-2100 1,8
2100-2200 1,5
2200 и выше 1,0
ИТОГО 100,0

Рассчитайте:

1) среднедушевой доход;

2) модальный доход;

3) медианный доход;

4) коэффициент дифференциации доходов;

5) постройте кривую Лоренца;

6) коэффициент Джини;

7) на основе проведенных расчетов дайте экономическую интерпретацию полученным результатам.

25. Имеются следующие данные о распределении общего объема денежных доходов:

Показатели 2001 г. 2002 г.
Денежные доходы    
В том числе по 20 %-ным группам населения:    
первая 6,3 6,2
вторая 10,7 10,3
третья 15,0 14,3
четвертая 21,1 19,7
пятая 46,9 49,5

Постройте кривые Лоренца и рассчитайте коэффициенты Джина по годам. Сравните результаты и сделайте выводы.

26. Потребление отдельных видов продуктов питания характеризуется следующими данными:

Продукт Объем потребления в текущих ценах, млн. руб. Индексы цен, %
2010 г. 2011 г.
Мясо     150,0
Рыба     170,0
Картофель     100,2
Масло животное     190,0
Хлеб и хлебобулочные продукты     130,0
Сахар     130,0

Определите:

1) индекс физического объема потребления данных продуктов;

2) индекс уровня потребления, если численность населения данной территории за этот период увеличилась на 3 %.

27. В результате обследования домашних хозяйств было обнаружено, что за истекший период потребление овощей увеличилось на 2,2 % по сравнению с предыдущим годом, а молочных продуктов снизилось на 1,5 %. За этот же период среднедушевой доход домашних хозяйств вырос на 8%.

Определите коэффициент эластичности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: