Мировой опыт свидетельствует, что основная проблема управления транспортом в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении рационального соотношения между воздействием государства на деятельность транспортных предприятий (компаний) и степенью их самостоятельности. От этого соотношения зависит решение многих вопросов экономической, социальной и технической политики на транспорте.
Становление и развитие рынков транспортных услуг всегда получало отражение в реализации следующих тенденций: первая из них проявляется в приватизации транспортных компаний и «невмешательстве» государства в их хозяйственную деятельность; вторая тенденция реализуется в стремлении государства координировать и регламентировать эту деятельность созданием для всех видов транспорта единой нормативно-правовой базы в виде законов, положений, правил и контролировать их соблюдение; третья тенденция заключается в сохранении государственной или муниципальной монополии управления отдельными видами транспорта и обеспечении совершенствования и развития их материально-технической базы, контроля экономической и кадровой политики.
В ходе экономических реформ, проведенных на российском транспорте в 90-х годах XX века, образовался конгломерат предприятий, включающих множество акционерных хозяйств и компаний, в том числе с участием государства, а также муниципальных органов. К концу 90-х годов в акционерные общества было преобразовано 93% предприятий речного транспорта, 75% — морского, 70% — автомобильного транспорта общего пользования.
Железнодорожный транспорт страны в силу его высокой социальной и экономической значимости долгое время оставался
в стороне от процессов массовой приватизации. Вместе с тем на железных дорогах Российской Федерации активно проводились мероприятия по коммерциализации их деятельности. В середине 1998 г. Правительством РФ было принято постановление «О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта». Согласно постановлению функции железных дорог как государственных предприятий должны быть ограничены в основном оказанием услуг по пользованию инфраструктурой отрасли, включающей пути и путевое хозяйство, локомотивное и станционное хозяйства, системы электроснабжения, сигнализации и связи, информационного обеспечения перевозок, а также объекты технического обслуживания подвижного состава в пути следования. Кроме того, должен быть создан так называемый конкурентный сектор отрасли, представляющий услуги, оказываемые грузовыми, пассажирскими, экспедиторскими компаниями на железных дорогах.
Реализация ряда мероприятий концепции позволила уже на первом этапе (1998-2000 гг.) уменьшить почти на 40% совокупную транспортную составляющую в конечной цене промышленной продукции благодаря прежде всего реализации эффективной тарифной политики. Вместе с тем, железным дорогам не удалось преодолеть негативную тенденцию активного старения основных фондов.
Решение этой коренной проблемы за счет внутренних источников отрасли привело бы к резкому росту тарифов, сокращению эксплуатационных расходов, сбоям в стабильности работы железных дорог и безопасности движения. Действующая структура управления не способствует активному привлечению сторонних инвестиций. В свете этого МПС России разработало и представило Правительству России проект дальнейшего развития структурной реформы железнодорожного транспорта. Обязательным условием реализации проекта является соблюдение следующих основных принципов:
• сохранение единства российских железных дорог и государ
ственного контроля за их деятельностью;
• выведение из компетенции МПС России функций хозяйствен
ного управления железнодорожным транспортом, которые пере
даются самостоятельному хозяйственному субъекту — российс
кой государственной акционерной компании «Российские желез
ные дороги» (РЖД) с сохранением за МПС России только функций
государственного управления;
• обеспечение доступа всех компаний-перевозчиков к производствен
ной инфраструктуре железнодорожного транспорта на равных усло
виях;
• выведение из системы федерального железнодорожного транспорта
ряда вспомогательных и обслуживающих предприятий, не нарушаю
щее устойчивой работы транспорта;
• четкое разграничение в системе железнодорожного транспорта
естественно-монопольной и конкурентной сфер деятельности при
государственном регулировании тарифов и цен на услуги только
в естественно-монопольной сфере.
В проекте были определены новые функции МПС России после образования компании «РЖД», структура, функции и органы управления этой компанией, принципиальные положения в области инвестиционной, научно-технической, социальной, финансово-правовой политики на железнодорожном транспорте.
В ноябре 2000 г. проект «Концепция развития структурной реформы железнодорожного транспорта» был одобрен Правительством России.
Проведение реформы намечено в три этапа: 1 — (2000— 2001 гг.); II — (2002-2004 гг.); III — (2005 г. и далее). На первом этапе будет проходить формирование необходимой законодательной и нормативно-правовой базы, на втором — реальное разделение функций государственного и хозяйственного управления работой железнодорожного транспорта; на третьем — предусмотрена частичная продажа пакетов акций дочерних фирм и обществ компании «РЖД» при сохранении 100% акций самой компании в государственной собственности. Вырученные средства будут поступать в компанию «РЖД» в виде инвестиционных ресурсов и расходоваться на обновление и пополнение ее основных фондов. Созданная в рамках компании «РЖД» Федеральная дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении будет выделена из нее в виде дочернего акционерного общества.
Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении могут организационно выделяться из состава железных дорог, их отделений и образовывать хозяйственные общества с участием субъектов РФ, компании «РЖД» и других заинтересованных юридических лиц.
Пассажирские и грузовые операторские фирмы — перевозчики, выделившиеся из компании «РЖД» или вновь созданные,
постепенно сформируют конкурентный сектор в сфере железнодорожного транспорта.
В центральном аппарате Министерства путей сообщения России сегодня имеются 14 департаментов по основным направлениям деятельности, научно-технический совет, а также главное управление научно-технической политики, управления проектирования и капитального строительства, внешних связей, статистики, реестра и имущества предприятий, главный вычислительный центр и некоторые другие подразделения. Структурная схема современного управления железнодорожным транспортом России представлена на рис. 38.
С образованием в 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) появился новый аспект в управлении транспортом, обусловленный необходимостью выработки новых подходов в координации работы различных видов транспорта на территории бывшего СССР.
В начале 1992 г. был образован Совет по железнодорожному транспорту стран СНГ в составе руководителей железнодорожных администраций этих стран. Создан также исполнительный орган — дирекция этого Совета. В работе Совета участвуют в качестве ассоциированных членов железнодорожные администрации Болгарии, а также стран Балтии.
Совет координирует работу железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и вырабатывает согласованные принципы его деятельности, организует совместную эксплуатацию грузовых вагонов и контейнеров. Дирекция Совета обеспечивает реализацию его решений, в оперативном режиме координирует эксплуатационную деятельность железных дорог, подготавливает проекты различных нормативных документов, решений и рекомендаций. Важнейшие вопросы деятельности железнодорожного транспорта определены Советом глав государств и Советом глав правительств государств — участников Содружества.
В соответствии с соглашениями глав государств и глав правительств СНГ были разделены инвентарные парки грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами — участниками Содружества, Латвией, Литвой, Эстонией, организована их совместная эксплуатация и техническое содержание.
Советом глав правительств принят комплекс важнейших решений:
Рис. 38. Структурная схема управления железнодорожным транспортом
Р О X
Совет уделяет большое внимание формированию единой тарифной политики. Установлено, что тарифы и уровень ставок за перевозку транзитных грузов определяют непосредственно железнодорожные администрации. А для выработки рекомендаций по уровню ставок за перевозки полномочные представители железнодорожных администраций ежегодно проводят Тарифные конференции.
На Министерство транспорта России возложены функции проведения государственной политики в области автомобильного, воздушного, морского, речного, промышленного, городского электрического транспорта и метрополитена, а также дорожного хозяйства. В структуру аппарата министерства входят соответствующие этим функциям службы, департаменты и управления. Кроме того, в составе министерства имеются департаменты координации транспортных систем и логистики; государственного имущества на транспорте; инвестиционной политики и программ развития; экономики; международного сотрудничества, а также управления: законодательно-правовое, научно-техническое, безопасности на транспорте, социального развития и кадров, региональной транспортной политики. Структурная схема управления этого министерства приведена на рис. 39.
В 1990 г. в составе Министерства транспорта России образована Российская транспортная инспекция (РТИ), созданы ее региональные отделения на территории страны. Главные задачи РТИ — осуществление лицензирования и государственного контроля за соблюдением транспортного законодательств правил безопасности и экологических требований при эксплуатации транспортных средств и путей сообщения.
РТИ обеспечивает контроль за соблюдением требований международных договоров России в области автомобильного транспорта в пунктах пропуска автомобилей через государственную границу.
РТИ решает возложенные на нее задачи во взаимодействии с администрациями субъектов муниципальных органов и МВД России в сферах автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Систему дорожного хозяйства Российской Федерации с 1999 г. возглавляет Государственная служба дорожного хозяй-
ОБЩЕТРАНСПОРТНЫЕ ДЕПАРТАМЕНТЫ И УПРАВЛЕНИЯ |
РОССИЙСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ИНСПЕКЦИЯ |
МИНИСТР ТРАНСПОРТА
Гражданской авиации |
дорожного хозяйства |
России
РЕЧНОЙ РЕГИСТР |
МОРСКОЙ РЕГИСТР |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЧНАЯ инспекция |
ГЛАВНАЯ МОРСКАЯ инспекция |
СЛУЖБЫ
БАССЕЙНОВЫЕ УПРАВЛЕНИЯ водного транспорта и управления водных путей |
МОРСКИЕ АДМИНИСТРАЦИИ портов |
ДЕПАРТАМЕНТЫ СЛУЖБ и УПРАВЛЕНИЯ промышленного, городского электрического транспорта и метрополитена
ПРЕДПРИЯТИЯ автомобильного, воздушного, морского, речного, промышленного, электрического транспорта и метрополитена и дорожного хозяйства | МИНИСТЕРСТВА, КОМИТЕТЫ по транспорту субъектов и муниципальных органов России |
Рис. 39. Структура управления Министерства транспорта России
ctnea. Она осуществляет исполнительные, разрешительные и контрольные функции в области дорожного хозяйства, атакже осуществляет оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда России и обеспечивает его целевое и эффективное использование. В дорожном хозяйстве страны функ-ционируют предприятия различных форм собственности. В их числе: 172 унитарных дорожных предприятия, обслужи-
вающих 42% общей протяженности федеральных автодорог и 142 предприятия смешанных форм собственности, осуществляющих содержание как федеральных, так и территориальных автодорог; около 200 предприятий, являющихся собственностью субъектов федерации и обслуживающих территориальные и федеральные дороги; хозяйственные товарищества и общества выполняют работы по строительству и ремонту дорог.
Управление работой указанных предприятий осуществляют федеральные управления автомобильных дорог (Управтодоры), а также управления автомобильными магистралями (Упрдоры).
В результате реструктуризации и реформирования воздушного транспорта создана Государственная служба гражданской авиации. Сегодня 270 авиапредприятий сохраняют государственную собственность. Образовано около 100 открытых акционерных обществ. Акционерные предприятия используют федеральное имущество, которое не подлежит приватизации — аэродромы и объекты управления воздушным движением. В структуре службы несколько региональных управлений воздушного транспорта, а также Го-савианадзор.
В 90-х годах активно развивалась тенденция по созданию ассоциаций и союзов транспортных предприятий. В 1999 г. создан Российский автотранспортный союз (РАС). В него вошли более 100 акционерных компаний, объединений и ассоциаций (региональных\и межрегиональных), а также научно-исследовательский институт автомобильного транспорта.
В автодорожном хозяйстве создана крупная негосударственная структура — Российская ассоциация территориальных органов управления автодорогами (РАДОР). В ее составе 60 организаций.
Многочисленные негосударственные ассоциации, объединения, союзы созданы на морском и речном транспорте.
В 2001 г. несколько отечественных ассоциаций экспедиторских компаний объединились в Ассоциацию экспедиторов Российской Федерации.
Управление работой нефтепроводного и нефтепродуктопро-водного транспорта осуществляет открытое акционерное общество «Транснефть», созданное в 1992 г. В ее составе 17 акционерных дочерних обществ, а также ОАО «Гипротрубопровод». Управление работой газопроводов возложено на государственную компанию «Газпром».
- - Контрольные вопросы к разделу 4.1 главы 4
1. Какова структура управления железнодорожным транспортом
России?
2. Чем занимается Совет по железнодорожному транспорту стран '
СНГ?
3. Какие функции возложены на Министерство транспорта России? j
4. Изложите главные задачи Российской транспортной инспек
ции.
5. Как организовано управление дорожным хозяйством страны?