Безопасность и экология на транспорте

5.1. Обеспечение безопасности;- •■

Безопасность на всех видах транспорта — острая социально-эконо­мическая проблема. Актуальность ее эффективного решения возраста­ет с каждым годом как для органов управления транспортным комп­лексом, так и для их структурных подразделений.

Для каждого вида транспорта эта проблема является комплексной, т.е. предусматривающей систему целенаправленных мер, способству­ющих предупреждению и снижению уровня аварийности, сокраще­нию числа транспортных происшествий и экономических потерь на ликвидацию их последствий. В то же время подходы к решению проблем безопасности имеют свою специфику.

Все организационные и технические мероприятия на железнодо­рожном транспорте должны отвечать требованиям безопасного и бесперебойного движения поездов. Безопасность движения обеспе­чивается содержанием в постоянной исправности всех железнодо­рожных сооружений, пути, подвижного состава, оборудования и механизмов, устройств СЦБ и связи, организацией их осмотров и предупредительного технического обслуживания.

Повышение интенсивности движения, скорости и массы поез­дов предъявляет жесткие требования к устройствам автоматичес­ких и полуавтоматических систем управления движением на пере­гонах, станциях, переездах.

Повышение безопасности движения обеспечивается: механиза­цией и автоматизацией работ на сортировочных, участковых, грузовых, пассажирских станциях и подъездных путях предприя­тий; усилением элементов железнодорожного пути; улучшением тормозных и конструктивных характеристик подвижного соста­ва; созданием необходимых условий труда и отдыха работникам и в первую очередь машинистам локомотивов; проведением не­обходимого обучения и инструктажей работников.


В октябре 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена «Государственная программа по повышению безопасности движения на железнодорожном транс­порте России на период 1993-2000 гг.», которой предусмотрены следующие основные направления деятельности:

разработка, создание и оснащение железных дорог современ­ными приборами, устройствами и системами безопасности;

внедрение обязательной сертификации технических средств на соответствие требованиям обеспечения безопасности движения;

разработка законодательных актов по обеспечению безопас­ности.

Задания программы по предупреждению аварийности выполне­ны на всех дорогах в полном объеме. Для реализации поставлен­ных задач на период 2000-2004 гг. запланировано: внедрение средств диагностики и контроля за состоянием устройств автома­тической блокировки; разрабатывается комплексная программа оздоровления грузовых вагонов; в 2000-2002 гг. должен быть обновлен парк съемных дефектоскопов; по специальной програм­ме будет продолжено внедрение дефектоскопных автомотрис. Большой комплекс мероприятий направлен на обеспечение безо­пасности в пассажирском движении. Запланированы проверки выполнения графиков движения поездов, соответствия численнос­ти работников объемам выполняемых работ во всех хозяйствах железнодорожного транспорта.

Как ни важны производственные, финансовые, социальные вопро­сы, задача обеспечения безопасности была и остается главнейшей в работе железных дорог.

Проблема безопасности движения на автомобильных дорогах приобрела чрезвычайную остроту. В нашей стране как и во всех развитых странах дорожно-транспортные происшествия анализи­руются системно с разработкой мероприятий по предупреждению аварий и ослаблению их последствий.

Первая группа мероприятий: повышение устойчивости и управля­емости машин, совершенствование тормозов, повышение надежности шин, улучшение обзорности, применение неслепящих фар, эффектив­ного сигнального оборудования и др.

Вторая группа мероприятий: повышение прочности кузова, надеж­ность дверных замков, использование энергопоглощающих (выдвиж­ных) бамперов, использование ремней и подушек безопасности, под­головников и др.


Ужесточаются требования безопасности при проектировании и строительстве дорог: сооружение дорог с многополосным дви­жением; использование специальных покрытий, обеспечивающих максимальное сцепление шин с поверхностью дорог; расширение обочин; нанесение четкой разметки дорог с использованием цвет­ных и светящихся материалов; оборудование дорог яркими, хо­рошо видимыми сигналами и светящимися или светоотражающи­ми (от действия автомобильных фар) знаками и др.

Сложные проблемы связаны с элементом системы «водитель и пешеход», необходимо проводить отбор людей, которым мож­но доверять автотранспортное средство и создавать условия бе­зопасного пересечения пешеходами автодорог (наземные пере­ходы, ограждаемые светофорами, подземные и надземные переходы).

Аварийность на автомобильном транспорте продолжает оста­ваться одной из важнейших проблем, значимость которой выхо­дит за рамки транспортной отрасли. С целью сокращения коли­чества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей реализуются мероприятия федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России».

В настоящее время разработан проект Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России на 2000-2003 гг.», одобренный правительственной ко­миссией России по обеспечению безопасности дорожного дви­жения и Экспертным Советом при Правительстве Российской Федерации.

Министерство транспорта РФ с участием других заинтере­сованных федеральных органов исполнительной власти прове­ли работу по внесению изменений и дополнений в Правила дорожного движения с целью учета в них правил ЕЭК ООН, а также других действующих международных договоров и согла­шений.

Правительством Российской Федерации внесен в Государ­ственную Думу разработанный с участием Минтранса РФ проект Федерального Закона, направленный на усиление ответственнос­ти водителей и пешеходов за нарушение Правил дорожного дви­жения.

Статистика показывает, что более 60% всех столкновений авто­мобилей в темное время суток происходит на дорогах из-за их


недостаточной освещенности. С начала 2000 г. в России введена обязательная контурная светоотражающая маркировка грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, а также автобусов. Мар­кировка наносится путем наклейки по контуру транспортных средств и отдельными полосами на их передней, задней и боковых поверхностях светоотражающей пленки в соответствии с ГОСТ Р 51253-99 и ГОСТ Р 41104-99. Выпуск такой пленки в России пока не налажен. Ориентировочная стоимость маркировки одного ав­тотранспортного средства составляет 60-100 долл. США. С 1 июня 2002 г. предусматривается нанесение ночной маркировки на про­чие грузовые транспортные средства, автобусы и другие движущи­еся по дорогам объекты большой массы.

Госстандартом России утверждены разработанные Минтран­сом РФ государственные стандарты, регламентирующие приме­нение специальных материалов для обеспечения видимости транс­портных средств в темное время суток. Разработан проект нового государственного стандарта «Устройства дорожные для прину­дительного снижения скорости автотранспортных средств» и но­вая редакция ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Вне­дрение и реализация указанных стандартов будет способствовать повышению безопасности пешеходов, снижению аварийности автотранспорта.

Всего на автомобильном и городском электрическом транспор­те в 1999 г. произошло около 160 тыс. ДТП, в которых погиб­ло 29718 человек и было ранено 182123 человека. По сравнению с 1998 г. количество происшествий и число раненых сокра­тилось соответственно на 0,3 и 0,9%, а число погибших возросло на 2,4%.

Термин «морская безопасность» не имеет законодательного опре­деления и в ряде случаев трактуется как синоним термина «безопас­ность морского судоходства».

В нашей стране под термином «морская безопасность» пони­мают постоянно поддерживаемое состояние защищенности инте­ресов населения, государства, международного сообщества, су­дов и их экипажей, портов и их персонала относительно всех возможных угроз и воздействий, связанных с морскими перевоз­ками. Частным случаем морской безопасности является поня­тие «безопасность морского судоходства», по существу свя-


1 ■'


занное с безопасностью эксплуатации судов, террористической и экологической безопасностью.

С учетом сложившейся политической и экономической обста­новки приказом Министерства транспорта России было намече­но создать в Морских администрациях портов подразделения морской безопасности, в основу работы которых должен быть положен опыт береговой охраны США, инспекции морской безо­пасности Великобритании, служб морского транспорта Нидер­ландов, Португалии, Финляндии.

Подразделения морской безопасности в портах своими действия­ми могут предотвратить многие нарушения.

Морская безопасность является важнейшей частью экономичес­кой и, следовательно, национальной безопасности страны. Обеспече­ние морской безопасности составляет необходимое условие участия России в мировой системе морских перевозок.

Принимаемые меры по обеспечению безопасности мореплавания позволили сократить число аварийных происшествий с 23 (в 1998 г.) до 11 (в 1999 г.), т.е. на 52,2%.

Обеспечение безопасности речного судоходства требует, что­бы эксплуатационные работники, плавсостав и другие должно­стные лица речного флота руководствовались документами, ко­торые условно можно подразделить на три группы: уставные, нормативно-распорядительные и органов судоходного надзора за безопасностью плавания. Правила Российского Речного Ре­гистра определяют технические условия обеспечения безопасно­сти плавания речных и озерных судов по внутренним водным путям и в прибрежных морских районах. Вводимые в эксплуата­цию суда должны находиться в технически исправном состоя­нии, подтверждаемом соответствующими документами, быть укомплектованы судовым экипажем и всем необходимым обо­рудованием.

Транспортные происшествия в зависимости от последствий для пассажиров, экипажа, судна, сооружения или экологии под­разделяются на аварийные (гибель или тяжкие телесные поврежде­ния людей; разрушение или затопление судна; посадка на мель или повреждение сооружений, повлекшее прекращение движения на 72 ч и более; разлив более 10 т нефтепродуктов) и эксплуата­ционные (не относящиеся к аварийным; при оказании помощи другим судам; при стихийных бедствиях; в ледовых условиях; при проведении экспериментов или опытов.)





Все случаи транспортных происшествий тщательно изучаются, по ним принимают соответствующие меры и устанавливают ответствен­ность за происшедшее.

На внутренних судоходных путях в 1998 и 1999 гг. произошло по три аварии. Число транспортных происшествий, классифицируемые как эксплуатационные, уменьшились со 133 до 125.

Проблема безопасности на воздушном транспорте решается в двух направлениях: повышение прочности и надежности лета­тельных аппаратов и создание средств и систем самолетовожде­ния, обеспечивающих безопасность во всех ситуациях. Анализ показывает, что наиболее ответственной операцией является взлет и посадка. На безопасность движения существенно влияют по­годные условия. Современная авиация имеет достаточно эффек­тивные средства против обледенения воздушных судов в полете. Серьезная проблема управления воздушным движением — на­хождение в воздушном пространстве над крупными городами большого количества самолетов, создающих взаимную опас­ность. Для исключения этой опасности воздушное пространство делится на зоны с контрольными пунктами наблюдения за кур­сом, скоростью и высотой полета каждого самолета в данной зоне.

Важным требованием обеспечения безопасности полетов является предупреждение перегруза воздушных судов.

В 1999 г. с воздушными судами произошло 21 авиационное про­исшествие (в том числе несколько авиакатастроф вертолетов). По сравнению с 1998 г. число происшествий уменьшилось на треть.

Обеспечение безопасного транспортирования нефтепродуктов и газа — одна из важнейших задач трубопроводного транспорта. Решение этой задачи возможно за счет предотвращения аварий на магистральных газо- и нефтепроводах. Акционерная компания «Транснефть» взяла на вооружение концепцию безопасной эксплуа­тации магистральных нефтепроводов. Основные задачи по реализации намеченной работы были возложены компанией на центр технической диагностики «Диаскан», специально созданный для этого в Подмос­ковье. Основа концепции базируется на обследовании трубопроводов при помощи внутритрубных диагностических снарядов, которые дают возможность определить аномалии геометрии труб (вмятины, гофры, овальности) и скрытые дефекты.


В 1997 г. «Диаскан» провел профилеметрию основных нефтепро­водов, а в 1999 г. — их дефектоскопию. На основе полученных данных сделаны расчеты на прочность дефектных участков, анализ характера распространения опасных дефектов нефтепровода позволя­ет выбрать оптимальную очередность проведения ремонтных работ. Суммарное количество аварий на нефтепроводах АК «Транснефть» снизилось в несколько раз. Были исключены аварии из-за коррозии и дефектов геометрии труб.

Еще одно направление по антикоррозийной защите стальных труб газо- и нефтепроводов — нанесение специального покрытия компа­нии BACF. Это новшество опробовано на газопроводе Ямал-Европа, получены положительные результаты.

Контрольные вопросы к разделу 5.1 главы 5

1. Какие меры по обеспечению безопасности движения реализуются
и намечены на железнодорожном транспорте страны?

2. Каковы основные меры по предупреждению аварий на автомо­
бильном транспорте?

3. Что понимают под термином «морская безопасность»?

4. В чем состоит концепция безопасной эксплуатации магистраль­
ных нефтепроводов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: