Кручением называется такой вид деформации стержня (вала), при котором в поперечных сечениях возникает только крутящий момент.
5.2.1. Определение крутящего момента
Для определения крутящего момента в каком-либо сечении используют метод сечений.
Рассмотрим пример, показанный на рис. 25а. Здесь к четырём шкивам, сидящим жёстко на валу, приложены внешние скручивающие вал моменты разной направленности. Для определения крутящего момента в сечении z рассмотрим равновесие, например, левой части (рис. 25б), для которой уравнение равновесия имеет вид:
, откуда .
При определении крутящих моментов придерживаются правила знаков: если наблюдатель смотрит на поперечное сечение со стороны внешней нормали и видит крутящий момент Мк направленным против часовой стрелки, то момент считается положительным.
В любом сечении вала действует крутящий момент, равный сумме внешних моментов, находящихся по одну сторону этого сечения. Делая поочерёдно аналогичные сечения вала на участках между шкивами
(рис. 25а), находим значении . Распределение крутящего момента по длине вала изображается в виде эпюры, показанной на рис. 25в.
5.2.2. Перемещения при кручении
Опыт показывает, что при кручении круглых валов:
– плоские поперечные сечения до деформации остаются плоскими и после приложения нагрузок, сами сечения при этом не искажаются;
– расстояние между любыми двумя поперечными сечениями не меняется;
– все образующие поверхности вала (линии, параллельные его оси) поворачиваются на один и тот же угол.
Деформация вала при кручении происходит за счёт сдвига одного сечения относительно другого из-за касательных напряжений τ, действующих в сечении (рис. 26). Для выяснения закона изменения деформации по сечению вырежем из вала двумя поперечными сечениями элемент длиной dz, условно закрепив жёстко один из его торцов (сечение I−I). В результате действия крутящего момента сечение II−II повернётся относительно условно закреплённого сечения I−I на угол . Точка В переместится в положение В1. Угол между новым положением образующей АВ1 и первоначальным АВ называется относительным углом сдвига или относительным сдвигом.
Из рис. 26 видно, что
,
откуда находим
. (5.8)
Отношение представляет угол закручивания на единицу длины вала, обозначается θ и называется относительным углом закручивания. Здесь ρ – текущий радиус-вектор.
Подставляя значение γ (5.8) в формулу (5.4) закона Гука при сдвиге, получим
. (5.9)
Полученное выражение определяет закон распределения касательного напряжения по сечению. Поскольку в сечении , то напряжения изменяются пропорционально радиусу ρ. Из (5.9) следует, что на контуре сечения касательные напряжения принимают максимальные значения.
Крутящий момент является результирующим моментом внутренних сил (рис.27) относительно оси z:
. (5.10)
Подставляя (5.9) в (5.10), получим
.
Поскольку , то , или
, (5.11)
где – полярный момент инерции сечения.
Из (5.11) получаем формулу для определения относительного угла закручивания вала:
, (5.12)
тогда угол закручивания
. (5.13)
Если , и l различны на разных участках вала, то в общем случае полный угол закручивания вала можно определить как сумму углов закручивания вала отдельных его участков:
, (5.14)
где – угол закручивания i-го участка;
n – число участков.
5.2.3. Напряжение
Подставляя (5.12) в (5.9), получим формулу, определяющую касательные напряжения, действующие в нормальном сечении вала:
. (5.15)
Максимальные значения касательных напряжений, возникающих на контуре сечения, т. е. при (d – диаметр вала), можно записать в виде:
В случае круглого сечения .
5.2.4. Условия прочности и жёсткости
Условие прочности при кручении записывается как
, (5.16)
где [τ] – принятое допускаемое значение касательных напряжений для материала вала.
Условие (5.16) прочности при кручении вала позволяет решать следующие основные задачи:
– проектировочный расчёт: по известному значению крутящего момента в сечении и материалу вала ([τ]) подбираются необходимые размеры поперечного сечения для обеспечения безопасности работы по величине полярного момента сопротивления:
, (5.17)
по значению Wр определяют диаметр вала;
– проверочный расчёт: по известному размеру вала и материалу из которого он изготовлен (задано [τ]), проверяется, выдержит ли он заданную нагрузку в виде крутящего момента ; используется выражение (5.16);
– определение допускаемой внешней нагрузки [ М ] (или установление работоспособности). По известным геометрическим параметрам сечения (Wp – задано) и материалу вала ([τ]) находится допускаемая величина внешней нагрузки:
[М] = [τ] Wp. (5.18)
Выбор величины допускаемого напряжения при кручении [τ] зависит как от свойств материала вала, так и от принятого коэффициента запаса прочности [n].
При расчёте стальных валов в случае статического нагружения можно использовать эмпирическую зависимость [τ] = (0,5 – 0,6) [σ].
Примечание. Большинство валов испытывают при работе переменные по времени нагрузки, они также воспринимают одновременно и изгибные нагрузки, поэтому их нагружения нельзя считать статическими, и в практике машиностроения для стальных валов, в зависимости от материала и условий работы, принимают более низкий диапазон изменения допускаемых напряжений, а именно: [τ] = 20 – 40 МПа.
Произведение GJp называется жёсткостью вала при кручении. Она характеризует способность вала сопротивляться скручиванию. В технике наряду с оценкой прочности валов имеет значение соблюдение условий жёсткости, т. е. условий, исключающих появление при эксплуатации чрезмерных деформаций. Условие жёсткости для валов имеет очевидный вид:
. (5.19)
При проектировочном расчёте:
. (5.20)
При проверочном расчёте:
. (5.21)
Допускаемый относительный угол закручивания [ θ ] принимается для разных конструкций валов и различных видов нагрузки в диапазоне или (0,00175–0,035 рад.) на один метр длины вала.
Вопросы для самопроверки
1. Что называется сдвигом?
2. Что называется абсолютным и относительным сдвигом?
3. Как формулируется закон Гука при сдвиге?
4. Как связаны между собой модуль продольной упругости Е и модуль сдвига G?
5. Как производится расчёт на прочность при сдвиге?
6. Какой вид деформации называют кручением?
7. Чему равен крутящий момент в каком-либо сечении вала?
8. Как определяют наибольший крутящий момент?
9. Как определяют напряжение при кручении?
10. Как определяется угол закручивания вала?
11. Чему равна жёсткость стержня (вала) при кручении и что она характеризует?