Волшебный мир дерева

«Лес – вот истинный Прометей, похитивший огонь с неба, похищенный им луч солнца приводит в движение чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника, и перо поэта»

Это выражение принадлежит великому русскому ученому К. А. Тимирязеву.

Ни камень, ни металл, ни какой другой материал не напоены такой поэзией и какой – то особой теплотой, которую так щедро излучает дерево – самый живой и излюбленный материал народных умельцев.

Художественная обработка древесины у многих народов - самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX - XV вв., украшенную резьбой и росписью. Также археологические раскопки показали, что в XI –XII веках, техника обработки дерева была достаточно развита и кроме топора, пилы, молотка и ножа, мастера применяли долота, сверла, стамески разных профилей. В X веке встречаются изделия выполненные на токарном станке (кстати он был деревянным).

Дерево в русском народном искусстве с давних времен самый распространенный материал. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой. Развитие художественной обработки древесины тесно связано с общим развитием русского искусства и архитектуры. Подлинных древних памятников искусства художественной обработки древесины сохранилось немного, поэтому изучают их по летописям, литературным источникам, фольклору, изображениям в живописи и миниатюре, свидетельствам иностранцев, посещавшим Русь, а также привлекая памятники народного искусства позднего времени, которые сохранили традиционные формы под влиянием стойких социально - экономических, бытовых и художественных факторов.

Русское искусство художественной обработки древесины – явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян, селившихся с первого тысячелетия н.э. по берегам Днепра, Волги, Дона, озера Ильмень. На стенках славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству летописи, казалось, «обладали» жизнью. Языческие религиозные представления древних славян обусловили широкое использование, особенно в декоративно-прикладном искусстве, мифологических

изобразительных мотивов (фантастические звери, женские фигуры рядом с конями и др.).

древесина, как строительный материал, обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Из древесины возводили жилые строения и хозяйственные постройки, укрепления и городские стены, мосты и храмы; делали лодки, корабли, сани и телеги, кареты, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (прялки, веретена), посуду (ложки, ковши, ведра, кадки), всевозможные музыкальные инструменты. Народ, прекрасно зная, ценные качества дерева, умело использовал все его части. Так, берестой (эластичный слой коры березы), которая не впитывает влагу, покрывали крышу, из полосок бересты шили чехлы для хранения плотницкого и столярного инструмента, чтобы предохранить его от ржавления, делали всевозможные туески для хранения продуктов питания, на бересте писали знаменитые новгородские грамоты. Из капа и капокорня (наплыва на корнях лиственных пород деревьев), обладающего твердостью, упругостью и редкой красотой природного рисунка текстуры, изготовляли тонкостенную посуду. Из хорошо гнущегося ивового прута плели большие и маленькие корзины, люльки. Из луба (волокнистый внутренний слой коры липы или других лиственных деревьев) гнули короба для приданого. Даже тонкие корни ели и сосны – все шло в дело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: