Одно из направлений управления персоналом на предприятии набор и отбор работников. Предприятие заинтересовано в повышении конкурентоспособности, что требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных работников. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умения, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор производства.
Прием (наем) на работу — это ряд действий, предпринимаемых предприятием для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных предприятием.
Отбор — процесс, в котором предприятие отбирает из списка заявителей кандидата или несколько кандидатов, которые наилучшим образом подходят по критериям для вакантного места, принимая во внимание условия окружающей обстановки.
Перед тем как принять решение о наборе кадров, необходимо провести анализ работы, изучить ее со всех точек зрения. На фирмах зарубежных стран этому этапу придают особое значение. Прежде всего составляется общая схема анализа работы, которая включает:
|
|
· характеристику работы;
· квалификационные требования (к исполнителю определенной работы);
· рекламу;
· заявление о поступлении на работу;
· сокращенный список;
· соответствующие тесты и собеседования;
· выбор кандидата.
Менеджеру по персоналу зарубежной фирмы советуют подумать над вопросами, на основе ответов на которые можно получить информацию, позволяющую составить описание работы и подобрать соответствующего ей работника. Например, для фирм малого бизнеса рекомендуется подумать над следующими вопросами:
· Каково название работы?
· Где нужно выполнять эту работу?
· Какова цель работы?
· Кто отвечает за работника? За что отвечает работник?
· С кем работник имеет дело в процессе выполнения работы?
· В чем заключаются основные задачи работы?
· Как эти задачи выполняются?
· Какие рабочие стандарты (нормы) ожидаются?
· Какие умения, знания и опыт нужны для выполнения этой работы?
· Эта работа требует физического и/или умственного труда?
· Какие задачи являются простыми?
· Какие задачи являются сложными?
В целом процесс набора и отбора кадров можно представить в виде схемы на рис. 14
Рис. 14 Процесс набора и отбора кадров
В процессе набора работников выявляются источники набора персонала. Существует много способов набора нового персонала. Цель менеджера по персоналу — правильно выбрать источник (источники), который может дать нужного кандидата на должность. Рекомендуется задавать самому себе один простой вопрос, даст ли этот источник достаточное количество подходящих работников при приемлемых затратах. Источниками могут служить: прежние сотрудники, случайные претенденты, размещение объявлении в средствах массовой информации; государственные и коммерческие агентства по трудоустройству; учебные заведения, различно семинары, фестивали, праздники и т.д.
|
|
После набора соответствующего количества кандидатов необходимо провести отбор, т.е. окончательный выбор претендента. Собеседования и объективные тесты — самые распространенные методы, используемые для окончательного выбора.
Собеседование преследует три основные цели: а) дает возможность менеджеру оценить соответствие кандидата его будущей работе; б)позволяет кандидату решить, подходит ли эта работа для него; в) создает образ хорошего бизнеса. В ходе отборочного собеседования должны быть получены ответы на следующие три вопроса:
• Сможет ли кандидат выполнять данную задачу?
• Будет ли выполнять ее?
• Подойдет ли кандидат для данной работы (будет ли он наилучшим)?
Чтобы достичь этих целей, менеджер должен знать, как подготовиться, провести и оценить собеседование. После завершения процесса собеседования происходит обсуждение кандидата, которое можно проводить и во время непосредственного собеседования. Подписание контракта является итогом отбора кадров на ту или иную вакантную должность.
Другим методом отбора выступают тесты, при использовании которых необходимо соблюдать определенные принципы:
• качество, которое оценивает тест, должно быть четко
определено;
• тест должен быть стандартизованным;
• результаты тестов должны быть надежными, достоверными;
• тест должен проводиться в стандартных условиях.
Обычно тесты подразделяются на пять групп: 1) тест на определение способности; 2) на определение квалификационных навыков; 3) на проверку личных качеств; 4) для отбора группы; 5) медицинский тест.
6.3 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Одно из основных направлений эффективности системы управления персоналом — подготовка работников предприятие. Существует несколько видов обучения:
• без отрыва от производства в специализированных учреждениях;
• с отрывом от производства в специализированных
учреждениях;
• через экстернат с аттестацией в специализированных
учреждениях;
• самообразование без аттестации;
• на рабочем месте.
Процесс внутрипроизводственного обучения является непосредственной задачей линейного руководства и неотъемлемой частью стратегии развития потенциала кадров, что требует создании эффективной системы подготовки и переподготовки персонала. Для каждой категории работников необходимо разработать собственную подсистему подготовки и переподготовки. Существуют различные организационные формы обучения.
Для организации процесса обучения специалиста используют модель обучения, которая в качестве основы может применятся для работы менеджерами по управлению персоналом (рис 15).
Рис. 15. Модель систематического обучения
Определение потребности в обучении может проводиться на Различных уровнях (предприятия, подразделения, рабочие места). Они зависят от результатов освоения новой работы, перевода на новую работу, продвижения по службе, внесения изменений в законодательство, при реорганизации, аттестации т.п. Заключительный этап состоит в оценке результатов обучения, которая включает итоги обучения, определение степени подготовки, экономическую эффективность обучения, сроки окупаемости затрат.
Весьма важными являются знание существующих методов приемов обучения и умение рационально их использовать в управленческой деятельности. Среди значительного многообразия методов и приемов целесообразно выделить следующие из них:
|
|
• рабочие инструкции — для работ, не требующих специального или длительного обучения;
• переходное обучение — на курсах с использованием
тренажеров;
• имитация — аналогия или воспроизведение реальной системы, если обучение сопряжено с опасностью или отличается
большой сложностью (например, подготовка летчиков);
• ролевые игры;
• обучение претендентов для расширения кругозора и улучшения мыслительного процесса;
• фильмы и телепередачи;
• лекции;
• дискуссии;
• ротация — временное использование кадров на других постах (важна для обучения менеджеров);
• использование персонала, особенно менеджеров, для работы в других отраслях промышленности;
• дистанционное обучение.
Руководство предприятия должно решить, какой из методов обучения наиболее приемлем для той или иной категории работников или отдельного работника. Правильному выбору методов обучения помогут ответы на следующие вопросы.
• О чем нужно подумать? Что необходимо учитывать при
выборе обучения (изменение технологии, информацию по
изменению законодательства и т.д.)?
• Кто достаточно квалифицирован для обучения вашего
персонала?
• Где должен обучаться персонал? Выбор места обучения
непосредственно на предприятии или вне его.
• Сколько времени отводится на обучение? Собственно
решается вопрос о выборе формы обучения, которая может
быть очной и заочной.
• Сколько будет стоить обучение? Компенсируют ли полученная информация и знания понесенные затраты?
Особое внимание следует обратить на дистанционное обучение, преимущество которого в том, что оно может происходить независимо от местонахождения работника. В России накоплен положительный опыт в этой области. Например, Всероссийский заочный финансово-экономический институт является центром заочного обучения. Он имеет несколько факультетов, специальностей и специализаций, разветвленную сеть территориальных подразделений.
|
|
Современная техника сумела расширить диапазон и интенсивность дистанционного обучения. Видеокассеты, соединенные в некоторых случаях с компьютером, позволяют обучаемому получить дополнительные стимулы, поскольку слушатель может наблюдать профессиональных преподавателей (ведущих профессоров, высококвалифицированных специалистов в определенной области знаний и т.д.). Слушатель получает хорошо разработанные методические указания и учебную литературу.
Руководители служб по управлению персоналом обязательно должны оценивать результаты обучения. Для этого используется количественная шкала по ряду вопросов. Прежде всего это непосредственная реакция участников учебного процесса — насколько понравилось им содержание учебного курса? Была ли программа интересной? Далее важно контролировать, появились ли у обучающихся лиц новые полезные знания. Приоритетными качественными ориентирами являются профессионализм, коммуникации, технические навыки.
Переподготовка персонала — это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенностью при переподготовке является то, что продолжительность обучения варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний Учащихся. Здесь рабочий имеет уже определенную квалификацию, знаком с общими правилами производственной деятельности, обладает соответствующими навыками и опытом.
Сущность повышения квалификации состоит в расширении и Углублении теоретических и практических знаний по той же профессии или специальности. Потребность в повышении квалификации — закономерный и объективный процесс, связанный с Развитием производительных сил. Квалификационный уровень работника должен соответствовать или даже быть выше требований, предъявляемых производством.
Основными формами повышения квалификации являются: производственно-технические курсы, школы по изучению передовых методов труда, курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и специальностями, курсы целевого назначения на предприятиях, институты и факультеты повышения квалификации инженерно-технических работников и др.
Производственно-технические курсы создаются с целью оказания помощи рабочим в освоении работ более высокого квалификационного разряда.
Школы по изучению передовых методов труда организуются с целью распространения опыта передовиков производства. Обучение проводится путем инструктажа, показа наиболее производительных приемов и методов, взаимного обмена опытом передовых рабочих.
Курсы по обучению вторым и смежным профессиям и специальностям создаются с целью расширения производственного профиля рабочих, которые получают дополнительные знания и навыки по смежным работам или овладевают специальностью рабочих, занятых с ними в одной бригаде.
Курсы целевого назначения организуются для решения конкретной задачи — при внедрении новых машин, аппаратов, технологий.
Наиболее массовая форма повышения квалификации специалистов — институты повышения квалификации, где ИТР и служащие предприятий, организаций проходят краткосрочное обучение.
Присвоение рабочим разрядов, повышение в должности специалистов осуществляются с учетом их подготовки, которая становится необходимой составной частью подготовки и повышения квалификации.
Одна из важнейших задач системы управления персоналом — предоставление работникам условий по развитию своих возможностей для карьеры. Понятие карьеры имеет много значений. С точки зрения производства карьера — это продвижение по службе, что связано с трудовым опытом, профессионализмом, которые человек приобретает на протяжении всей своей жизни. Деловая карьера человека проходит четыре стадии:
• предварительную (обучение в школе, другом учебном
заведении);
• первоначальную (переходы с одной работы на другую);
• стабильной работы (с сохранением одной и той же работы),
• отставки (выход на пенсию).
Продолжительность каждой стадии различна для каждого человека, но большинство проходит через все эти стадии.
6.4 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Труд представляет собой целесообразную деятельность человека с целью создания материальных и духовных ценностей, т.е. потребительных стоимостей. Труд - главный элемент любого производства остается вечным, естественным условием человеческой жизни.
Под производительностью труда понимается эффективность труда, т.е. способность труда производить в единицу рабочего времени большее или меньшее количество тех или иных потребительных стоимостей. Рост производительности труда выражается в увеличении количества продукции (объема выполненных работ) в единицу рабочего времени или в уменьшении рабочего времени, затрачиваемого на производство единицы продукции (работ).
Следует различать понятия производительности живого и общественного труда. Под производительностью живого труд а понимают затраты рабочего времени работников данного предприятия на изготовление единицы продукции (объема работ). Производительность общественного труда определяют с учетом полных затрат рабочего времени на производство продукции, т.е. с учетом как затрат живого труда работников, участвующих в изготовлении данной продукции, так и затрат рабочего времени, овеществленных в оборудовании, сырье, материалах и т.д., используемых при производстве этой продукции.
Уровень производительности труда работников предприятия или отдельных его подразделений П в общем виде выражается отношением объема произведенной продукции Q к затратам рабочего времени за один и тот же период времени Т, т.е.
П = QIT.
Затраты рабочего времени можно измерять человеко-часами, человеко-днями или среднесписочной численностью работников за тот или иной период. В связи с этим различают понятия часовой, дневной и месячной (годовой) производительности труда.
Количество продукции, созданное работником в среднем за час рабочего времени, определяет часовую производительность труда. Количество продукции, приходящейся на один отработанный человеко-день нормальной продолжительности с учетом перерывов и простоев в течение рабочего дня, характеризует дневную производительность труда. При отсутствии внутрисменных простоев дневная производительность труда равна часовой, умноженной на продолжительность рабочего дня.
Месячная (годовая) производительность труда представляет собой отношение продукции, созданной в течение месяца (года), к среднесписочной численности работников за тот же период.
Производительность труда можно рассчитать по отношению как к численности рабочих, так и ко всей численности промышленно-производственного персонала. Это зависит от поставленной задачи планирования и анализа.
Объем производства продукции при расчете производительности труда измеряют натуральным, стоимостным (ценностным) и трудовым методами.
При натуральном методе в расчет принимают объем производства продукции в натуральном измерении (тонны, метры и т.д.). Этот метод успешно применяют в отраслях, производящих однородную продукцию (нефтяной, газовой, угольной, лесозаготовительной, электроэнергетической).
Несмотря на простоту и наглядность, этот метод имеет и недостатки. На любом промышленном предприятии выполняют работы, которые сложно выразить в натуральной форме (услуги промышленного характера на сторону, своему капитальному строительству и т.д.).
При трудовом методе расчета производительности труда продукцию исчисляют в нормах трудоемкости, что дает возможность суммировать различные виды продукции и работ. Однако в связи с несовершенством норм затрат рабочего времени этот метод не нашел широкого применения.
Наиболее распространен в промышленности стоимостной метод измерения производительности труда, по которому объем производства валовой (товарной) продукции в оптовых ценах предприятия за определенный период делят на среднесписочную численность промышленно-производственного персонала.
В бурении нефтяных и газовых скважин производительность труда исчисляют в натуральном и в стоимостном выражениях. При натуральном методе выполненный за данный период объем буровых работ в метрах проходки относят к среднесписочной численности работников (рабочих) за тот же период времени, а при стоимостном методе объем производства, принимаемый по сметной стоимости выполненных буровых работ, делят на среднесписочное число работников (рабочих) за одно и то же время.
В добыче нефти и газа также применяют натуральный и стоимостной методы измерения производительности труда. В первом случае объем добычи нефти и газа принимают в тоннах, а во втором — в сумме валовой (товарной) продукции в оптовых ценах предприятия. В обоих случаях производительность труда можно определить на один человеко-час, один человеко-день или на одного среднесписочного работника (рабочего).
На предприятиях нефтяной промышленности на производительность труда в значительной степени влияют природные условия разбуривания и эксплуатации нефтяных залежей. По показателям выработки продукции часто трудно, а порой и невозможно судить о роли коллектива предприятия в проведении мер по улучшению использования технических средств и трудовых ресурсов. Поэтому в отрасли широко применяют показатель производительности труда в виде удельной численности.
Удельная численность в нефтегазодобыче представляет собой среднесписочную численность промышленно-производственного персонала, приходящуюся на одну скважину действующего фонда.
В бурении этот показатель определяют как частное от деления среднесписочной численности работников (рабочих) на число буровых установок, непосредственно занятых в процессе бурения.
6.5 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Резервы и источники роста производительности труда — это неиспользованные возможности сбережения рабочего времени, заключающиеся в ликвидации нерациональных затрат труда, внедрении новой техники, передовой технологии и рациональной организации производства.
Эти резервы могут быть подразделены в зависимости от ряда признаков по видам, методам использования, месту возникновения и по характеру использования.
В нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности различают резервы следующих трех групп: снижение трудоемкости добычи и выработки продукции; улучшение использования рабочего времени и улучшение использования кадров.
Резервы роста производительности труда первой группы заключаются в повышении технического уровня производства, полном использовании продукции скважин, улучшении организации труда и производства, в повышении культурно-технического уровня трудящихся.
Резервы второй группы связаны с уменьшением невыходов рабочих, ликвидацией внутрисменных потерь рабочего времени и простоев, обусловленных организационно-техническими причинами и нарушениями трудовой дисциплины.
Резервы третьей группы кроются в рациональном использовании кадров и охватывают возможности сокращения численности административно-управленческого персонала, обеспечения постоянства состава квалифицированных кадров и др.
По характеру использования резервы повышения производительности труда могут быть отнесены к текущим, т. е. таким, использование которых предусмотрено годовым народнохозяйственным планом или к перспективным, использование которых требует относительно продолжительного времени и связано с совершенствованием техники, технологии и организации производства.
Факторы. Определяющие рост производительности труда, по методам их использования включают: внедрение и производство новой и новейшей техники и передовых технологических процессов, улучшение использования техники, совершенствование организации производства и труда, рациональное использование природных ресурсов, рост культурно-технического уровня и квалификации кадров, развитие творческой инициативы и производственной активности трудящихся.
Между этими источниками роста производительности труда существует органическая связь. Неиссякаемым источником повышения производительности труда, влияющим на все отмеченные факторы, является социалистическое соревнование.
Широкая основа для роста производительности труда создается народнохозяйственными и внутрипроизводственными факторами.
К народнохозяйственным факторам относится рациональное размещение промышленности, планомерное вооружение ее новой техникой, подготовка кадров и повышение их культурно-технического уровня в результате общегосударственных мероприятий и другие, а к внутрипроизводственным – факторы, зависящие от качества работы предприятий и уровня хозяйственного руководства. Они состоят в полном и всестороннем использовании всех резервов предприятия на основе улучшения техники и лучшего ее использования, совершенствования форм организации производства и труда, повышения квалификации рабочих, использования передового производственного опыта.
Научно-технический прогресс – материальная основа роста производительности труда
В нефтегазодобыче одним из эффективнейших путей технического прогресса и повышения производительности труда является дальнейшее совершенствование систем и методов разработки месторождений.
При разработке нефтяных месторождений с поддержанием пластового давления, с внедрением которого связаны глубокие сдвиги в объеме и экономике добычи нефти, повышение производительности труда, обеспечивается увеличением текущей добычи нефти и конечной нефтеотдачи пластов; разрежением сетки разработки месторождений, что сокращает численность трудящихся, участвующих в разбуривании и эксплуатации залежи; продлением (в экономически оправданных пределах) наименее трудоемкого фонтанного способа эксплуатации скважин и сокращением срока разработки месторождений, что снижает трудовые затраты на эксплуатацию залежи.
На поздней стадии разработки месторождений и при наличии значительного количества неизвлеченной нефти росту производительности труда способствуют вторичные методы добычи нефти. Основой повышения производительности труда при применении этих методов является значительный рост текущей добычи нефти, обеспечиваемой увеличением конечной нефтеотдачи пластов и сокращением сроков их разработки. Текущая добыча нефти возрастает при значительном увеличении дебитов скважин. Фонд эксплуатационных скважин преимущественно сохраняется неизменным или пополняется бурением новых скважин, рассчитанных на положительное влияние новой технологии.
6.6 СУЩНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Доход работника предприятия может складываться из заработной платы, включаемой в издержки производства, денежных выплат по трудовым и социальным льготам, по ощрений из прибыли, а также дивидендов, выплачиваемых по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия, стоимости продуктов в натуральном выражении и других доходов. Заработная плата — часть фонда индивидуального потребления материальных благ и услуг, которая поступает работникам в соответствии с количеством и качеством их труда, а также его результативностью (вкладу в результаты труда коллектива). Заработная плата представляет собой сумму денежных выплат и стоимость натуральной оплаты за работу, выполненную по трудовому договору (контракту).
В современных условиях хозяйствования организация заработной платы строится на соблюдении следующих принципов:
• самостоятельности предприятий в организации заработной платы, в установлении форм, систем и размера оплаты труда работников;
• государственного регулирования оплаты труда;
• дифференциации заработной платы в зависимости от условий труда и района проживания;
• материальной заинтересованности работников в высоких
конечных результатах труда;
• опережении темпов роста производительности труда над
ростом заработной платы;
• согласовании общих условий оплаты с профсоюзами.
Различают номинальную заработную плату, т. е. ее денежный размер, и реальную заработную плату, под которой понимается определенное количество приобретаемых товаров и услуг:
,
где УР — реальная заработная плата; УН — номинальная заработная плата; Р — уровень цен на предметы потребления и услуги.
Существенное влияние на величину реальной заработной платы оказывают спрос и предложение.
Реальная заработная плата выше там, где больше спрос на рабочую силу, а предложение труда воздействует на динамику заработной платы в обратно пропорциональной зависимости. Графически величину заработной платы можно определить, сложив кривые спроса и предложения труда.
Д1 Д1 С1
Р1 Р1 Е
С Д
О К1 К
Величина заработной платы
Кривая CC1 характеризует предложение, ДД1 — спрос на рабочую силу. Четырехугольник ОР1ЕК1 определяет величину заработной платы. Точка Е — точка равновесия спроса и предложения.
В процессе труда виды работ неодинаковы: работа может быть приятной и неприятной, престижной и не престижной, работники имеют разные категории, квалификации, условия труда меняются в зависимости от местонахождения, климата и т. д. Все это формирует неодинаковость заработной платы. Экономические системы, где действуют рыночные механизмы, отражают перечисленные моменты в ставках заработной платы. Чтобы склонить людей выполнить малопривлекательную работу, ставки заработной платы повышаются. Привлекательные виды работ притягивают больше желающих, в связи с этим их зарплата устанавливается на более низком уровне.
Организация заработной платы строится на основе коллективных договоров, заключаемых, как правило, на 1-3 года между работодателями и работниками предприятия в лице профсоюзов. В них регулируются следующие вопросы: формы, системы и размер оплаты труда, вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты, механизм изменения оплаты труда в соответствии с ростом цен, уровнем инфляции, выполнение показателей коллективного договора, занятость, переобучение, условия высвобождения работников, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков, улучшение условий и охраны труда работников, экономическая безопасность и охрана здоровья, льготы для работников и т. д. В своей правовой основе коллективные договоры должны исходить из генеральных и отраслевых соглашений.
Одним из элементов, определяющих размер оплаты труда, является прожиточный минимум. Он представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Используется в качестве базы для проведения адресной социальной политики, для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального пособия по безработице и стипендий студентов.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой прожиточный минимум более высокого стандарта. Соотношение между бюджетом прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета, по данным Министерства труда РФ, составляет примерно 1:2.
Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которую получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства.
Минимальная ставка заработной платы основывается на минимальном размере оплаты труда. Месячная минимальная заработная плата работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязательства (нормы труда), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.