Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятия представляет собой производственно-хозяйственную деятельность, включающую экспорт и импорт товаров, совместное предпринимательство, а также производственную и научно-техническую кооперацию.
Реформирование ВЭД в России началось с 1986 г., когда (в бывшем СССР) вышли следующие постановления (постановления ЦК КПСС и Совмина СССР):
• «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» № 991 от 19 августа 1986 г.;
• «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» № 412 от 16 мая 1989 г.
Эти постановления принципиально изменили внешнеэкономическую деятельность страны. Если до их выхода государство имело абсолютную, монополию на все виды внешнеэкономической деятельности и предприятие являлось простым исполнителем заказов по экспортному производству со стороны внешнеэкономических управлений и ведомств, то после 1989 г. все предприятия и организации получили право самостоятельно выходить на внешний рынок, самостоятельно заключать договоры с партнерами из зарубежных стран, открывать валютные счета и т.д;
|
|
Таким образом, предприятие становится основным звеном внешнеэкономической деятельности.
Дальнейшее реформирование ВЭД в России связано с указом Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» № 213 от 15 ноября 1991 г. На основании данного указа была отменена регистрация предприятий и организаций в качестве участников внешнеэкономической деятельности. Практически все предприятия любой организационно-правовой формы собственности могли теперь самостоятельно решать все вопросы, касающиеся осуществления внешнеторговой сделки с зарубежным партнером.
В мировой практике существуют различные виды внешнеэкономической деятельности:
• внешняя торговля, которая предполагает экспорт и импорт
промышленных и продовольственных товаров, готовой
продукции, а также обмен продукцией промышленного на
значения, что является следствием углубления международного разделения труда и создания международной технологической цепочки, а именно изготовление готового продукта по стадиям на территории нескольких стран (включенных в эту цепочку);
• совместное предпринимательство. Это создание различных
предприятий на территории страны с участием иностранного партнера для совместного освоения и производства продукции. Эта форма ВЭД позволяет создавать новые рабочие места, выпускать конкурентоспособную продукцию и решать задачи насыщения внутреннего рынка страны;
• инвестиционное сотрудничество. Предполагает вложение
иностранных инвестиций в различные проекты с целью по
лучения прибыли или в ценные бумаги (портфельные инвестиции);
|
|
• оказание услуг. Предполагаются сотрудничество в области
банковских, страховых услуг, а также туристический бизнес;
• научно-техническое сотрудничество. Предполагает совместное
проведение научно-технических работ, проведение научно-
исследовательских работ по заказам зарубежных стран.
В настоящее время основной формой ВЭД предприятия в России является внешнеторговая деятельность, которая заключается в экспорте и импорте товаров и услуг между странами.
Во внешнеторговой деятельности существуют четыре вида внешнеторговых операций:
• экспортная операция — продажа иностранному партнеру
товара с вывозом его за границу. К экспортным операциям
относится и продажа зарубежному партнеру технической
документации;
• реэкспортная операция — вывоз за границу ранее импортированного в страну товара без какой-либо дополнительной доработки. Транспортировка товаров транзитом через
страну не является реэкспортом;
• импортная операция — приобретение у иностранного
партнера товара и реализация его на внутреннем рынке
страны;
• реимпортная операция — ввоз в страну ранее экспортированного и не подвергшегося за границей переработке товара (в реимпорт не засчитываются товары временного ввоза— на выставки, ярмарки и т.д.).
В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации практически любое предприятие или организация имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок. Это предполагает, что предприятие должно самостоятельно решить все вопросы, касающиеся осуществления внешнеторговой сделки с иностранным партнером.
Организация внешнеторговой сделки проходит несколько этапов.
На первом этапе предприятие должно выбрать, какую продукцию или какие услуги будет реализовывать на внешнем рынке, исходя из собственных возможностей по выпуску продукции, ее модернизации либо состояния технической документации, или определить, какую продукцию, техническую документацию предприятие будет закупать на внешнем рынке. На данном этапе особое внимание следует уделить изучению перспектив сбыта указанной продукции на внешнем рынке, возможностей появления новой продукции и т.д.
Вторым этапом являются поиски партнера. Дня этого следует собирать информацию о фирмах, которые могут стать потенциальными партнерами, и особое внимание уделить таким вопросам, как:
• финансовое положение фирмы, ее авторитет в деловом мире;
• опыт работы на внешнем рынке, выполнение принятых обязательств;
• техническое состояние фирмы, включая оборудование, квалификацию персонала.
Следует помнить, что поиски партнера требуют определенных затрат. Сбор и обработка информации будут эффективны при наличии на предприятии квалифицированных специалистов. Надо считаться с тем, что значительная часть информации составляет коммерческую тайну, поэтому информация не всегда будет полной и достоверной.
Третьим этапом заключения внешнеторговой сделки являются переговоры. В процессе их проведения необходимо четко зафиксировать следующие требования:
• передачу прав на представительство и перечень товаров или услуг, которые будут реализовываться представителем партнера по сделке;
• территорию, на которую распространяется действие договора;
• срок действия договора;
• права и обязанности экспортера и представителя;
• право, которым руководствуются при заключении внешне
торговой сделки. Результатом переговоров является заключение внешнеторгового контракта.