Умножив уравнение (4.50) на ток якоря Iа, получим уравнение мощностей электродвигателя
(4.52)
где: -мощность, потребляемая двигателем из сети;
- полная механическая мощность двигателя;
- мощность потерь в цепи якоря.
Так как , где M – полный момент на валу двигателя,
- угловая частота, то
(4.53)
(4.54)
; ; ;
(4.55)
Тогда
(4.56)
для конкретной машины.
(4.57)
В установившемся режиме вращающий момент двигателя равен статическому моменту:
(4.58)
Для неустановившегося режима работы () появляется динамический момент
где J -момент инерции всех вращающихся частей;
- угловое ускорение.
Знак момента зависит от знака ускорения
При увеличении частоты n динамический момент положительный (), и складываясь со статическим моментом Мст, он увеличивает тормозной момент на валу двигателя.
При уменьшении частоты n динамический момент отрицательный (), поэтому общий тормозной момент уменьшается.
Тогда уравнение моментов двигателя постоянного тока
(4.59)