double arrow

Рабочие характеристики двигателей постоянного тока

Рабочие характеристики определяют его эксплуатационные характеристики.

Рабочие характеристики – это зависимости:

1) ; при U=const. (скоростная характеристика);

2) при U=const (механическая характеристика)

3) ; при U=const (нагрузочная характеристика)

Двигатели с последовательным возбуждением применяются в тех случаях, когда требуется большой пусковой момент и когда нет необходимости обеспечивать постоянство частоты вращения. Они используются в различных приводах управления органами самолетов (щитками, рулями и т.п.).

Двигатели с параллельным возбуждением применяются в тех случаях, когда требуется примерно постоянная частота вращения и нет резких изменений момента сопротивления приводного механизма. Они обычно используются в приводах насосов.

Двигатели со смешанным возбуждением применяются в тех случаях, когда требуется создать большой пусковой момент и ограничить частоту вращения при холстом ходе, а также при резких изменениях нагрузки и необходимости сохранения примерно постоянной частоты вращения (например, в электростартерах большой мощности).

ДПТ параллельного возбуждения (рис. 4.33, 4.34)

Особенность: ток обмотки возбуждения не зависит от нагрузки.

1. Скоростная характеристика.

 
 

Iа

Iа
Рис. 4.33 Электрическая схема Рис.4.34 Рабочие характеристики

ТУ- тормозное устройство

Из вышеприведенной формулы видно, что при постоянном напряжении U и постоянном сопротивлении цепи якоря Rя частота вращения n меняется, так как появляется падение напряжения в цепи якоря , и магнитный поток Ф уменьшается из-за реакции якоря.

При увеличении нагрузки, то есть тока Ia, происходит уменьшение частоты вращения n, а уменьшение магнитного потока Ф, наоборот, вызывает увеличение частоты вращения n. Поэтому частота вращения ДПТ с параллельным возбуждением при увеличении нагрузки, то есть Ia, уменьшается незначительно. При изменении нагрузки от ХХ до номинальной уменьшение частоты вращения n незначительно ()

Такая характеристика называется жесткой.

2. Механическая характеристика

Момент и мощность на валу:

Так как с увеличением нагрузки частота вращения уменьшается незначительно, то график несколько отклоняется вверх.

3. Нагрузочная характеристика

Если пренебречь моментом ХХ , то полезный момент на валу и полезная мощность . Тогда ток якоря

При увеличении нагрузки и при уменьшении частоты вращения и магнитного потока () график будет отклоняться вверх более значительно, чем график .При .

При разрыве цепи обмотки возбуждения магнитный поток Ф уменьшится до значения потока статочного магнетизма ФОСТ, при котором в случае малой нагрузки на валу двигателя частота вращения может резко возрасти и стать опасной для механической прочности двигателя.

Iа
 
 

ДПТ последовательного возбуждения (рис. 4.35, 4.36)

Iа
Рис. 4.35 Электрическая схема Рис.4.36 Рабочие характеристики

При небольших нагрузках в пределах ненасыщенного состояния стали магнитный поток пропорционален току якоря (), поэтому момент на валу пропорционален квадрату тока якоря ().

При значительных нагрузках, то есть при сильном насыщении стали, магнитный поток можно считать постоянным, тогда момент на валу пропорционален току якоря , как и ДПТ параллельного возбуждения.

При ХХ и малых нагрузках на валу ток якоря и магнитный поток имеют небольшие значения, следовательно, резко возрастает частота вращения ротора (), и ДПТ может пойти “в разнос“.

Характеристика называется мягкой. Пунктирными линиями характеристик показаны нагрузки, при которых двигатель может пойти “в разнос“.

Следовательно, нельзя допустить работу ДПТ с последовательным возбуждением при ХХ и при малых нагрузках.

ДПТ смешанного возбуждения (рис. 4.37)

ДПТ СВ обладают свойствами, соответствующими промежуточному положению между двигателями параллельного и последовательного возбуждения.

 
 

ДПТ СВ имеет конечную частоту вращения ХХ, определяемую магнитным потоком параллельной обмотки, поэтому он “в разнос” не пойдет.

IН
Рис. 4.37 Сравнительные скоростные и механические характеристики ДПТ

На рис. 4.37 показаны сравнительные скоростные и механические характеристики ДПТ (1- последовательного возбуждения; 2- смешанного возбуждения; 3- параллельного возбуждения).

В ДПТ параллельного возбуждения магнитный поток пропорционален току возбуждения Iв, но так как Iв очень мал, по сравнению с током якоря Iа, то пусковой момент пропорционален пусковому току якоря (), а в ДПТ с последовательным возбуждением ток возбуждения равен току якоря, и пусковой момент пропорционален квадрату пускового тока якоря . Следовательно, при одинаковой мощности ДПТ с последовательным возбуждением будет создавать на валу значительно больший пусковой момент.


Вопросы для самопроверки

1. Поясните принцип действия машины постоянного тока.

2. Запишите формулы ЭДС и электромагнитного момента машины постоянного тока.

3. Что такое реакция якоря в машине постоянного тока?

4. Перечислите способы борьбы с реакцией якоря в машинах постоянного тока.

5. Что такое коммутация в машине постоянного тока? Какие виды коммутации Вы знаете? Перечислите способы улучшения коммутации.

6. Нарисуйте энергетическую диаграмму генератора постоянного тока.

7. Запишите уравнение ЭДС генератора постоянного тока.

8. Запишите уравнение электромагнитного момента генератора постоянного тока и уравнение моментов.

9. Нарисуйте характеристики генератора постоянного тока.

10. Расскажите о самовозбуждении генератора постоянного тока. Перечислите условия, при которых возможен процесс самовозбуждения.

11. Нарисуйте энергетическую диаграмму двигателя постоянного тока.

12. Запишите уравнение вращающего момента и основные уравнения двигателя постоянного тока.

13. Как осуществляется регулирование частоты вращения и реверс двигателя постоянного тока?

14. Нарисуйте рабочие характеристики двигателя постоянного тока.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.И.Бертинов, Д.А.Бут, С.Р.Мизюрин, Б.Л.Алиевский, Н.В.Синева. Специальные электрические машины. \Под ред. А.И.Бертинова\ -М.: Энергоиздат, 1982. -552 с.

2. Э.Д.Брускин, И.М.Синдеев. Электроснабжение летательных аппаратов. -М.: Высшая школа, 1988. -264 с.

3. В.А.Винокуров, А.К.Кустиньш, А.Б.Лебедев, В.И.Прохоров. Авиационные электрические машины. \Под ред. В.А.Винокурова \ -М.: Воениздат, 1969. -303 с.

4. О.Д.Гольдберг. Испытания электрических машин. –М.: Высшая школа, 2000. -255 с.

5. О.Д.Гольдберг, Я.С.Гурин, И.С.Свириденко. Проектирование электрических машин.\Под ред. О.Д.Гольдберга\ –М.: Высшая школа, 2001. -430 с.

6. А.А.Дубенский. Проектирование электрических машин летательных аппаратов, часть I (конспект лекций). -М.: МАИ, 1976. -58 с.

7. Л.В.Журавлева. Электроматериаловедение. –М.: Издат. центр "Академия", 2003. –312 с.

8. А.В.Иванов-Смоленский. Электрические машины. -М.: Энергия, 1980. -928 с.

9. М.М.Кацман. Электрические машины. –М.: Высшая школа, 2003. -469 с.

10. М.М.Кацман, Ф.М.Юферов. Электрические машины автоматических систем. \Под ред. Ф.М.Юферова \ -М.: Высшая школа, 1979. -261 с.

11. М.А.Комар. Основы электропривода и аппараты управления. -М.: Энергия, 1968. -343 с.

12. М.И.Комисар. Авиационные электрические машины и источники питания. –М.: Машиностроение, 1990.

13. И.П.Копылов. Математическое моделирование электрических машин. –М.: Высшая школа, 2001. -327 с.

14. И.П.Копылов. Электрические машины. –М.: Высшая школа, 2002. -607 с.

15. И.П.Копылов, Б.К.Клоков, В.П.Морозов, Б.Ф.Токарев. Проектирование электрических машин. \Под ред. И.П.Копылова\ Изд третье. –М.: Высшая школа, 2002. -757 с.

16. Е.М.Лопухина, Г.А.Семенчуков. Автоматизированное проектирование электрических машин малой мощности. –М.: Высшая школа, 2002. -511 с.

17. Г.Н.Петров. Электрические машины, часть I (Введение. Трансформаторы). -М.: Энергия, 1974. -240 с.

18. Ю.Д.Сибикин, М.Ю.Сибикин. Справочник по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий. –М.: Высшая школа, 2002. -248 с.

19. Н.В.Синева. Специальные электрические машины, конспект лекций, часть II –Индукционные машины-. \Под ред. А.И.Бертинова\ -М.: Энергоиздат, 1972. -219 с.

20. Электрические системы и сети в примерах и иллюстрациях. \Под ред. проф. В.А.Строева\. –М.: Высшая школа, 1999. -352 с.

21. Электротехника. \Под ред. проф. А.Я.Шихина\ –М.: Высшая школа, 2001. -336 с.

  ОГЛАВЛЕНИЕ Стр.
Глава 3. АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ………  
3.1. Конструкция и принцип действия асинхронного электродвигателя………………………………………......  
3.2. Режимы работы асинхронной машины…………………...  
3.3. Уравнения напряжений асинхронного двигателя………..  
3.4. Уравнения МДС и токов асинхронного двигателя………  
3.5. Приведение параметров обмотки ротора, векторная диаграмма и схемы замещения асинхронного двигателя..  
3.6. Потери и КПД асинхронного двигателя………………….  
3.7. Электромагнитный момент и механические характеристики асинхронного двигателя………………..  
3.8. Механические характеристики асинхронного двигателя при изменениях напряжения сети и активного сопротивления обмотки ротора……………………………  
3.9. Рабочие характеристики асинхронного двигателя………..  
Глава 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА.  
4.1. Принцип действия генератора и двигателя постоянного тока…………………………………………………………..  
4.2. Устройство коллекторной машины постоянного тока….  
4.3. Электродвижущая сила и электромагнитный момент машины постоянного тока………………………………….  
4.4. Реакция якоря в генераторах постоянного тока и способы её устранения……………………………………..  
4.5. Коммутация в машинах постоянного тока……………….  
4.5.1. Сущность коммутационного процесса……………………  
4.5.2. Виды коммутации. Распределение плотности тока в контакте щетки……………………………………………..  
4.5.3. Круговой огонь по коллектору……………………………  
4.5.4. Способы улучшения коммутации…………………………  
4.6. Энергетическая диаграмма. Уравнение ЭДС генератора..  
4.7. Электромагнитный момент. Уравнение моментов………  
4.8. Характеристики генератора постоянного тока  
4.9. Энергетическая диаграмма двигателя постоянного тока..  
4.10. Пуск двигателя. Вращающийся момент и основные уравнения двигателей постоянного тока…………………  
4.10.1. Пуск двигателя. Уравнение ЭДС двигателя………………  
4.10.2. Вращающий момент двигателя. Уравнение мощностей и моментов……………………………………………………  
4.11. Регулирование частоты вращения и реверсирование двигателей постоянного тока………………………………  
4.12. Рабочие характеристики двигателей постоянного тока….  
  Литература  
  ОГЛАВЛЕНИЕ  
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: