Расширение НАТО и военная безопасность России

НАТО, как известно, представляет собой военно-политический союз стран Европы и Северной Америки. Его формирование относится к апрелю 1949 г., когда в Вашингтоне был подписан договор о создании Североатлантического союза, объединившего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция. В 1952 г. к Альянсу присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша, в 2004 г. – Болгария, Латвия, Эстония, Румыния, Словения и Словакия. Таким образом, в настоящее время в блок НАТО входят 26 государств (Франция в 1967 г. вышла из военной организации Альянса, оставаясь членом НАТО). Этим, видимо, дело не ограничится. В апреле 2007 г. президент США Дж. Буш подписал принятый конгрессом закон, в котором говорится о поддержке со стороны США «своевременного вступления в НАТО Албании, Хорватии, Грузии, Македонии и Украины».

Создание НАТО было следствием «холодной войны» и потому вся деятельность блока была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими социалистическими странами, впоследствии объединившимися (1955 г.) в Варшавский Договор.

Основными структурными элементами блока НАТО являются:

Североатлантический совет (наделен правами принятия решений, в его составе постоянные представители всех государств- членов блока в ранге посла, сессии Совета проводятся и на более высоких уровнях – министров иностранных дел, министров обороны, глав правительств);

Комитет военного планирования (занимается решением военных вопросов, относящихся к планированию коллективной обороны. Работает в составе постоянных


196 представителей, не реже двух раз в год проводятся заседания на уровне министров

обороны. Франция не представлена в этом комитете);

Группа ядерного планирования (рассматривает вопросы политики, связанной с ядерными силами. Заседания – на уровне министров обороны, участвующих в работе Комитета военного планирования). Совместное ядерное планирование имеет как политический, так и практический военный аспект. Семь европейских государств по специальным соглашениям с США предоставляют инфраструктуру и силы для планирования в интересах НАТО операций с использованием американского тактического ядерного оружия, размещенного в Европе (ядерные авиационные бомбы В-61);

Военный комитет (является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, Комитета военного планирования, Группы ядерного планирования. Отвечает за планирование коллективных операций. Регулярные заседания, проводящиеся обычно 3 раза в год, – на уровне начальников генеральных штабов, повседневная работа ведется военными представителями, выступающими от имени своих начальников генеральных штабов. Исландия, не имеющая вооруженных сил, на заседаниях представлена гражданским должностным лицом, Франция – специальным представителем);

Международный военный штаб (отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета, следит за практической реализацией политики и решений Военного комитета);

Генеральный секретарь НАТО – государственный деятель, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Генеральный секретарь одновременно является и главным исполнительным должностным лицом НАТО.

В командную структуру НАТО входят два военных командования стратегического уровня: первое - Объединенное оперативное командование и второе - командование ОВС НАТО по вопросам трансформации.

Первое командование (располагается в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, вблизи г. Монс) отвечает за оперативную деятельность. Ему подчинены все оперативные командования. На оперативном уровне действуют два постоянных Объединенных командования сил - в Италии и Нидерландах, которые формируют сухопутные штабы Многонациональных объединенных оперативно-тактических сил, а также постоянно действующий объединенный штаб в Португалии, на базе которого могут создаваться военно-морские штабы Многонациональных объединенных оперативно-


197 тактических сил. На тактическом уровне сохраняются шесть штабов, призванных

осуществлять управление большими смешанными соединениями.

Второе командование, созданное вместо штаба Верховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике, отвечает за функциональную реорганизацию Альянса. Его задачей является долгосрочное формирование сил блока. При этом основное внимание отводится повышению взаимодействия сил НАТО, разработке концепций и доктрин, определению требований для вооруженных сил будущего, осуществлению контроля за военным образованием и боевой подготовкой.

Основой деятельности НАТО считается совместное планирование обороны, целью которого является выработка согласованных планов развития национальных сил. Планы составляются на шесть, пять и два года (основной цикл планирования) с ежегодной корректировкой.

В интегрированной структуре военного командования (многонациональных и национальных штабах, подчиненных единому командованию НАТО) участвуют все европейские страны – члены НАТО, кроме Франции и Исландии. По существующим правилам, главнокомандующим сил НАТО является представитель США, а его заместителем – европеец, который отвечает за операции, проводимые в интересах ЕС. Основные штабы, подчиненные единому командованию (количество и места дислокации), приведены в таблице 8.2.

Таблица 8.2

Бельгия Велико- Германия Греция Испания Италия Люксем- Нидерланды Португалия Турция Франция

британия бург

1 3 7 1 1 4 1 1 1 2 1

Предоставление сил в распоряжение командования НАТО имеет три основные формы:

первая – силы, которые передаются НАТО на постоянной основе как в военное, так и в мирное время;

вторая – силы, остающиеся под национальным управлением, но проходящие боевую подготовку по планам интегрированной командной структуры НАТО. Передаются в управление НАТО в случае боевого применения. Поощряется создание многонациональных формирований, которые передаются в управление НАТО как единое целое (такими формированиями на сегодняшний день являются: корпус быстрого развертывания, немецкоамериканский и немецко-датский корпуса, Еврокорпус). Эта форма считается основной для НАТО;

третья – силы, которые готовятся в рамках национальных программ, и могут быть использованы в интересах НАТО в случае необходимости.


198 С учетом изложенного возникает естественный вопрос – зачем сегодня, после

распада Советского Союза и Организации Варшавского Договора, когда исчез противник и

достигнуты цели «архитекторов» Альянса, вообще необходим блок НАТО, почему он не

только не прекратил свое существование (или хотя бы трансформировался в чисто

политический союз), а напротив вовлекает в свою военную орбиту новых членов,

приближая свои передовые силы к границам России? Президент России В.В.Путин, выступая

в феврале 2007 г. в Мюнхене, указал, что процесс натовского расширения не имеет никакого

отношения к модернизации Альянса или к обеспечению безопасности в Европе. «Наоборот,

это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия и у нас есть

справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение?» - сказал он.

Расширение НАТО, безусловно, затрагивает политические, военные и, в определенной мере, экономические интересы России. Хотя совокупная прибавка потенциала НАТО за счет расширения не так и велика, но важно то, что Альянс ведет планомерное «военное освоение» территории «новичков», в первую очередь, балтийских государств, где осталось немало военных объектов еще со времен Варшавского Договора, и на территории которых не действуют договорные ограничения на обычные вооружения, иными словами, отсутствуют правовые механизмы, регулирующие возможность наращивания вооруженных сил и вооружений вблизи российских границ, что делает ситуацию в области европейской безопасности непредсказуемой. Одновременно, вдоль российских границ сооружаются современные объекты военной инфраструктуры.

В семи странах Европы (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Нидерланды Турция) имеется (на 13 базах) инфраструктура для базирования самолетов тактической авиации - носителей тактического ядерного оружия. Общая группировка таких самолетов в мирное время насчитывает более 400 ед., в угрожаемый период она может быть увеличена примерно в полтора раза за счет дополнительной переброски самолетов с территории США. Общее количество американских ядерных бомб в Европе, согласно большинству источников, составляет 480 ед. Страны, на территории которых размещается тактическое ядерное оружие, выделяют из состава своих вооруженных сил подразделения тактической авиации, которые готовятся и сертифицируются для возможного выполнения миссий с американским ядерным оружием. Закономерно возникает вопрос – для чего содержится столь значительный запас американских ядерных бомб в Европе? Ответ очевиден.

Расширение НАТО делает территорию России вплоть до Москвы и Санкт-Петербурга доступной для угрозы действий фронтовой авиации как с обычным, так и с ядерным вооружением (таблица 8.3).


Таблица 8.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: