После расширения НАТО

До расширения При включении При включении При объединении

НАТО Польши в стран Балтии в Германии, 1990 г.

НАТО,1999 г. НАТО, 2004 г.

1700 1500 900 600

1350 1250 750 150

Планируемое размещение в Польше и Чехии объектов американской ПРО расценивается в России как недружественный шаг со стороны США, отдельных восточноевропейских стран и НАТО в целом, нацеленный на ослабление российского потенциала сдерживания (реальных оснований для противодействия МБР других стран нет). Тезис об ограниченных возможностях этих противоракетных средств, несопоставимых-де со стратегическим ядерным потенциалом России, не более чем декларация. Во-первых, США отказались от каких-либо договоренностей, ограничивающих системы ПРО, что позволяет им наращивать такие системы; во-вторых, если на том количестве пусковых установок, о котором сейчас говорят США, установить перспективные противоракеты, оснащенные многозарядными боевыми ступенями, над которыми активно ведутся работы, то ситуация не выглядит уж столь безобидной; в-третьих, нет никаких признаков, указывающих на то, что развертывание в Европе противоракет США ограничится объявленным сейчас количеством. Скорее всего, его необходимо рассматривать как первый шаг, первый этап.

Нельзя упускать из вида и то, что принятые на Пражском саммите НАТО (2002 г.) решения фактически узаконили проведение Альянсом любых операций за пределами совокупности территорий входящих в блок стран и на значительном географическом удалении. Главный тезис – Альянс должен быть «способен и готов выполнить операции повсюду, где это потребуется». При этом мандат СБ ООН на санкционирование силовых действий для НАТО по-прежнему не обязателен, и НАТО продолжает попытки «застолбить» за собой принципиальную возможность действовать в обход СБ ООН.

Если со стороны НАТО не будет предпринято корректив в отношении своей деятельности, европейская и международная безопасность подвергнутся серьезному испытанию.

Расстояние, км

До Москвы

До Санкт -

Петербурга


ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Роль ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности

России

Одной из важнейших задач в области национальной безопасности Российской Федерации является задача обеспечения безопасности в военной сфере, заключающаяся в защите независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в ХХI веке, при рациональных затратах на оборону. Задачами в области обеспечения военной безопасности являются: недопущение любого вида силового давления и агрессии против России или ее союзников, а в случае ее развязывания – гарантированная защита суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов России и ее союзников.

Политика в области обеспечения военной безопасности формируется и осуществляется в соответствии с Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной Российской Федерации. Эти документы, являющиеся основополагающими в сфере национальной безопасности России, не являются чем-то застывшим и неизменным, и по мере изменения ситуации внутри страны и в мире осуществляется их соответствующая корректировка.

В конце 1990 годов, когда стало ясно, что окончание «холодной войны» не привело, как ожидалось, к демилитаризации мировой политики, и исходя из обеспокоенности за судьбу стратегической стабильности, состояние разоруженческого процесса в мире, была проведена корректировка Концепции национальной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997г. № 1300, ее новая редакция – Указом Президента от 10.01.2000 г. № 24). В ней сказано:

«В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным мерам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации. Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников. Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или


201 коалиции государств в любых условиях обстановки. Российская Федерация

рассматривает возможность применения для обеспечения своей национальной безопасности

всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае

необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения

кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными».

Это положение отражено и в Военной доктрине (утверждена Указом Президента РФ

от 21.04.2000 г. № 706), развивающей «Основные положения военной доктрины Российской

Федерации» (Указ Президента РФ от 02.11.1993 г. № 1833) и конкретизирующей установки

Концепции национальной безопасности применительно к военной сфере. В Военной

доктрине определено:

«В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать

ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба

любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях. При этом

ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные силы, рассматривается Российской

Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности

Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на

использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового

уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную

агрессию с применением обычного оружия в

критических для национальной безопасности

ситуациях».

В Военной доктрине также заявляется:

«Российская Федерация не применит ядерного

оружия против государств-участников Договора о

нераспространении ядерного оружия, не

обладающих ядерным оружием, кроме как в случае

нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные

силы Российской Федерации или другие войска, ее

союзников или на государство, с которым она имеет

обязательства в отношении безопасности,

осуществляемого или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным

оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством,

обладающим ядерным оружием»5.

5 Текст идентичен Заявлению МИД РФ от 5 апреля 1995 г. (Док. ООН S/1995/261). Формулировка является согласована всеми официальными ядерными государствами (РФ, США, Великобританией,


202 В докладе Министерства обороны РФ «Актуальные задачи развития Вооруженных

сил Российской Федерации» (октябрь 2003 г.) указывается:

«Стратегическое сдерживание осуществляется в мирное время с целью недопущения силового давления и агрессии против России или ее союзников, а в военное – деэскалации агрессии. Сдерживание основывается на способности ядерных сил в ответных действиях нанести заданный ущерб». При этом под деэскалацией агрессии понимается «прекращение военных действий на приемлемых для России условиях или нанесение противнику заданного ущерба», а под заданным ущербом – «субъективно неприемлемый для противника ущерб, который превышает ту выгоду, которую агрессор ожидает получить в результате применения своей военной силы».

Концепция ядерного сдерживания, которой придерживался СССР, была ориентирована на обеспечение нанесения неприемлемого ущерба противнику в ответных действиях и основывалась на признании невозможности достижения победы в крупномасштабной ядерной войне из-за реальности взаимного уничтожения. В современных геополитических условиях концептуальные положения ядерного сдерживания были дополнены положениями о том, что роль ядерного оружия заключается в предотвращении или прекращении военного конфликта при минимизации своих потерь. Такая точка зрения и составляет основу концепции деэскалации военных действий, т.е. принуждения противника к прекращению военных действий угрозой нанесения или непосредственно осуществлением ударов различного масштаба обычными и/или ядерными средствами поражения. При этом главной функцией ядерного оружия остается сдерживание угрозой его применения (расширения масштабов применения вплоть до неограниченного).

Таким образом, главными особенностями современной российской концепции ядерного сдерживания являются:

а) допустимость применения ядерного оружия первыми при отражении агрессии, что является оправданным, учитывая реальное состояние сил общего назначения ВС РФ на настоящее время и ближайшую перспективу;

б) возможность при определенных условиях постепенного наращивания в ответных действиях мощи (эскалации) ядерного воздействия по агрессору с целью деэскалации военного конфликта.

Особо надо отметить, что эти положения в полной мере могут быть реализованы только в том случае, если стратегические ядерные силы будут в состоянии обеспечить гарантированное нанесение противнику заданного ущерба применением стратегического ядерного оружия.

Францией, КНР) и была объявлена (применительно к каждому из них) 5-6 апреля 1995 г. накануне проведения 5 Конференции по рассмотрению действия ДНЯО.


203 В соответствии с доктринальными установками, ядерное оружие России является,

в первую очередь, средством сдерживания. Если агрессия все-таки состоялась, то реализация

сдерживания подразумевает реальное применение ядерного оружия как для демонстрации

решимости, так и для непосредственного нанесения ядерных ударов по противнику.

Считается, что эту задачу предпочтительнее решать дозированным применением ядерного

оружия, что может сдержать «обвальную» эскалацию применения ядерного оружия – вплоть

до обмена массированными ядерными ударами стратегическим ядерным оружием. При этом

наиболее приемлемым для агрессора может стать прекращение военных действий.

В настоящее время осуществляется разработка новой редакции Военной доктрины Российской Федерации. Это связано, как было указано начальником Генерального штаба ВС РФ в январе 2007 г., с тем, что за прошедшие несколько лет военно-политическая обстановка в мире существенно усложнилась и требует обновленных подходов к обеспечению оборонной безопасности России. При этом было подчеркнуто, что: «…оборонная задача, связанная со стратегическим ядерным сдерживанием возможной агрессии, приобретает еще большее значение, чем в прошлые годы».

Итак, в современных условиях и на ближайшую перспективу опора на ядерное сдерживание с поддержанием минимально необходимого ядерного потенциала продолжает оставаться основой обеспечения военной безопасности, как важнейшей составляющей национальной безопасности России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: