Современная ядерная политика США

На протяжении всей «холодной войны», особенно после Карибского кризиса, ядерное сдерживание являлось ключевым элементом поддержания status quo между СССР и США. Окончание «холодной войны», распад Советского Союза и изменения военностратегической обстановки в мире привели к трансформации американской стратегии сдерживания.

В январе 2002 г. Министерство обороны США представило в конгресс «Обзор состояния ядерных сил» (Обзор-2001), в котором отражены результаты пересмотра военной политики в соответствии с курсом руководства США, направленным на реформирование военной организации страны и Вооруженных сил, на встраивание ядерного оружия в более широкую совокупность средств вооруженной борьбы. При этом считается, что зависимость безопасности США от ядерного оружия может быть снижена, и создание новой триады стратегических сил (совокупность наступательных ударных систем, оборонительных систем, включая ПРО, и обеспечивающих систем, объединяющих возможности как ядерных, так и неядерных вооружений) позволит Соединенным Штатам Америки приобрести б о льшую гибкость в обеспечении национальных интересов.


204 В этой связи принцип ядерного сдерживания теперь не считается единственно

определяющим в установлении необходимого уровня ядерного арсенала США. Отчасти это

вызвано тем, что отношения с Россией и Китаем перестали быть антагонистическими, хотя

США по-прежнему считают их своими основными стратегическими ядерными оппонентами.

Но главным образом – тем, что США расширяют круг своих вероятных противников для

возможного применения ЯО, причисляя к ним, помимо международных террористических

организаций, и так называемых «спонсоров международного терроризма». Для борьбы с

такими противниками прежний принцип ядерного сдерживания считается недостаточно

эффективным: угроза применения весьма мощных существующих ядерных вооружений

может ими восприниматься как неправдоподобная и, следовательно, вряд ли себя

оправдывает. Для более полного соответствия возможного применения ЯО современным

требованиям считается целесообразной разработка новых образцов ЯО - повышенной

точности и малой мощности, в т.ч. с проникающими ЯБП для поражения

высокозащищенных заглубленных объектов. Как представляется, при этом преследуется

главная цель – сделать ядерное оружие США реально применимым для решения более

широкого круга задач.

Новые стратегические установки США предусматривают внезапное и упреждающее применение военной силы, в том числе и нанесение ядерных ударов. При этом отдается предпочтение упреждающему (превентивному) и внезапному применению, прежде всего, неядерных ударных средств. ЯО предполагается применять в ответ на применение противником оружия массового поражения, но допускается (даже только при подозрении о наличии у противника такого оружия) и нанесение превентивных ядерных ударов по объектам, воздействие по которым неядерными средствами малоэффективно. Примечательно, что в проекте Наставления № 3-12 (вторая редакция от 15.03.2005 г.) Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил предлагается при планировании совместных ядерных операций видов Вооруженных сил США отказаться от деления ядерного оружия на стратегическое и нестратегическое. При таком подходе расширяются возможности по применению различных видов ЯО на театрах военных действий, снижается порог его применения и повышается неопределенность для противника реакции США на развитие кризисных ситуаций.

Военно-политическое руководство США продолжает считать необходимым поддержание количественного состава СНВ на уровне, достаточном для нанесения неприемлемого ущерба любому государству (коалиции государств). К середине следующего десятилетия «достаточным» считается уровень в 1700-2200 ядерных боезарядов, развернутых на стратегических средствах доставки (носителях). Для обеспечения, при необходимости, возможностей наращивания ядерных сил, США будут сохранять резервный


205 запас ЯБП. По Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002

года сокращение СНВ ведется в США, в основном, применительно к вариантам, при которых

снимаемые с носителей ЯБП складируются, а не ликвидируются. При этом носители

сокращению не подлежат и, таким образом, сохраняется возможность возврата снятых ЯБП

на носители. Даже сокращая по Договору СНП к 31 декабря 2012 г. стратегические

наступательные вооружения до 1700-2200 развернутых ЯБП, США будут обладать

возможностью в короткие сроки довести количество ЯБП на развернутых стратегических

носителях до более чем 6000 ед. Кроме того, в США имеется около 1600 ЯБП для

нестратегических носителей.

США, упрочив свои позиции «сверхдержавы», и проводя курс на уменьшение

зависимости от ЯО в обеспечении национальных интересов, на практике не собираются в

ближайшие десятилетия отказываться от своего ядерного потенциала. При этом основные

усилия будут направлены на максимальное продление сроков службы имеющегося ядерного

арсенала (вплоть до 2020-2040 гг.), а также на разработку новых образцов ядерных

боеприпасов, обладающих повышенной надежностью, долговечностью и безопасностью

эксплуатации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: