Монологическая / диалогическая коммуникация
Под монологом понимается такой вид речевого общения, когда коммуникативная активность принадлежит только одному из собеседников, в процессе коммуникации не происходит мены ролей «говорящий – слушающий».
При диалогическом общении коммуникативную активность проявляют по меньшей мере двое (или несколько) партнеров коммуникации (ПК). В диалоге адресант своими речевыми действиями может вынуждать адресата к ответной реакции (т. е. ответные реплики собеседников строятся по принципу «иллокутивного вынуждения»). Таким образом, диалог предполагает мену коммуникативных ролей «говорящий – слушающий».
Можно выделить следующие основные различия между диалогом и монологом.
1) Характер коммуникативного взаимодействия:
- тесная связь с ситуацией – для диалога и относительная ситуационная независимость – для монолога;
- повышенная роль фактора адресата – для диалога и относительная автономность говорящего – для монолога;
- активная мена коммуникативных ролей – для диалога и отсутствие такой мены – для монолога.
|
|
2) Психологические отношения между ПК:
- высокая общность апперцепционной базы – для диалога и возможность меньшего объема апперцепционной базы – для монолога (ср. работу Л.П. Якубинского «О диалогической речи»).
Эти внеязыковые (экстралингвистические) различия обусловливают и особенности монолога и диалога на текстовом уровне:
- композиция (более простая в диалоге и более сложная в монологе; ср. оценочные характеристики именно монологической речи типа «складно», «порядок слов нехорош» и т.п.);
- тесная спаянность реплик диалога между собой в диалоге и связанная с этим возможность эллипсиса (неполные предложения;
- контекстно обусловленные высказывания возможны в диалоге (говорящие идут мимо магазина: Сюда! - Сырку?);
- различия в лексическом составе: междометия, формы обращений (апеллятивы), личные формы глагола, местоимения - более типичны для диалогической речи.