Система премирования работников организаций торговли

В системе мер по созданию эффективного стимулирующего механизма трудовой активности работников важная роль принадлежит премированию. Премия по своему экономическому содержанию отличается от тарифной части заработной платы тем, что ее размер непосредственно зависит от конечных результатов работы организации, и поэтому не может быть постоянно гарантирован. Через систему премирования стимулируется материальная заинтересованность работников в повышении качества торгового обслуживания, росте производительности труда, сокращении расходов и увеличении прибыли.

Организация эффективной системы премирования в торговых организациях предполагает:

- обеспечение соответствия установленных показателей премирования конкретным задачам, стоящим перед организацией или его структурными подразделениями;

- установление для отдельных категорий работников таких показателей и условий премирования, на которые они могут оказывать прямое воздействие;

- правильный выбор исходной базы премирования, т.е. определение той нормы труда, за выполнение которой необходимо дополнительное стимулирование;

- обеспечение непосредственной зависимости размеров премий от конечных результатов работы трудового коллектива и личного трудового вклада работника.

В торговых организациях применяются следующие виды премирования:

1. премирование за основные результаты хозяйственной деятельности (ежемесячное или ежеквартальное);

2. единовременное вознаграждение по итогам работы за год;

3. единовременное поощрение работников за производственные достижения, выполнение особо важных заданий;

4. премирование за другие достижения в труде;

5. премирование по итогам смотров, конкурсов;

6. специальные системы премирования за сбор и возврат тары, за сбор и сдачу вторичного сырья, макулатуры, металлолома и др.

Источниками средств для премирования являются фонд заработной платы в составе расходов на реализацию товаров и прибыль, остающаяся в распоряжении торговой организации.

Так, из фонда заработной платы, включенного в расходы по реализации товаров, производится выплата премий за основные результаты хозяйственной деятельности, в пределах до 30 % от суммы должностных окладов тарифных ставок. Остальные виды премий, поощрений выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Торговые организации должны разрабатывать положения о премировании (прилагаются к коллективному договору), в которых предусматриваются показатели, размеры, условия премирования, источники средств для выплаты премий, порядок их начисления.

Положение о премировании разрабатывается в разрезе отдельных категорий работников и должно содержать показатели премирования, характеризующие результаты труда конкретного работника или группы работников.

Показатели премирования (за что производится премирование) должны быть конкретными и понятными каждому работнику, выполнение их должно легко учитываться. В качестве показателей премирования за основные результаты хозяйственной деятельности могут быть:

- выполнение плана прибыли;

- повышение рентабельности;

- рост товарооборота и производительности труда в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.;

- соблюдение доведенных ассортиментных перечней товаров.

Основным условием премирования работников торговых организаций является, как правило, рост товарооборота в сопоставимых ценах, обеспечение рентабельной работы, рост прибыли нарастающим итогом с начала года.

Некоторые торговые организации в положениях о премировании предусматривают перечень дополнительных показателей, за которые размер премий, начисленный работникам, повышается или снижается. При наличии грубых нарушений правил торговли, жалоб покупателей, отсутствии в продаже социально-значимых товаров первой необходимости премии не должны выплачиваться. Единовременное вознаграждение по итогам работы за год выплачивается работникам в зависимости от стажа их работы и размера среднемесячной заработной платы. При стаже работы менее одного года вознаграждение по итогам работы за год не выплачивается. Другие виды премий (по итогам смотров, конкурсов, за производственные достижения, поощрения к юбилеям, праздникам и др.) носят, как правило, разовый характер и устанавливаются в пределах выделенных средств на эти цели.

Кроме того, за счет прибыли, остающейся в распоряжении торговой организации, производятся выплаты социального характера. К ним относятся:

- оплата полностью или частично стоимости питания работников;

- средства на возмещение расходов работников по оплате квартирной платы, коммунальных услуг, найму жилья;

- оплата путевок работникам на лечение. Отдых, экскурсии, путешествия;

- оплата стоимости проездных билетов, приобретенных для личного пользования работников;

- оплата абонементов в группы здоровья, занятия в секциях, клубах, стоимости подписки на газеты и журналы.

В практике зарубежных фирм, как правило, не практикуется применение множества систем текущего премирования. Приоритет отдается обеспечению стабильного уровня заработков на повременной основе с одновременным установлением напряженных заданий работникам и премированию по итогам работы за год из прибыли за трудовые достижения.

Система участия работников в прибыли зарубежных фирм (компаний) получила широкое распространение. Она применяется в различных вариантах. Так, отдельные компании практикуют распределение между работниками и компанией дополнительной прибыли, полученной за счет роста производительности труда или снижения доли заработной платы в стоимости реализованной продукции и экономии средств на оплату труда. Используются также, например, на фирмах в США «планы гибких социальных льгот и выплат», предусматривающие предоставление работникам ряда льгот (медицинское обслуживание и дополнительное пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев, оплата отдыха, помощь в повышении уровня образования и др.). Французские предприниматели для стимулирования заинтересованности работников в повышении эффективности работы практикуют продажу акций им но номинальной стоимости.

Отдельные организации нашей страны для поощрения своих работников начали открывать им лицевые счета за счет чистой прибыли, выдавать бесплатно или продавать по льготной цене акции, что заинтересовывает их в перспективах развития организации. По мере, укрепления финансового состояния торговых организаций роль таких видов поощрений работников, будет возрастать и тем самым способствовать повышению эффективности работы организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: