Методические рекомендации преподавателю. Обучение гражданскому процессуальному праву (гражданскому процессу) осуществляется в различных формах: на лекциях

Обучение гражданскому процессуальному праву (гражданскому процессу) осуществляется в различных формах: на лекциях, семинарских занятиях, курсовых работ, в научных кружках, и т.д.

Однако важная роль в процессе обучения студента-юриста в высшем учебном заведении отводится его самостоятельной работе. Без самостоятельной работы с учебником, той или иной монографией, практикумом и необходимыми правовыми источниками, т.е. законами, невозможно приобрести знания, достаточные для квалифицированной работы в области правоприменения.

Проверка знаний студентов, качества их самостоятельной работы поводится на семинарах. На семинарах по гражданскому процессу преподаватель помогает студентам закреплять знания, полученные на лекциях, а также в результате самостоятельной работы студентов над учебниками, монографиями и нормативными актами.

Специфика практических занятий по указанной учебной дисциплине состоит в том, что на семинарах значительное время отводится не только устной проверке знаний, решению практических заданий. Но и письменному выполнению проектных заданий по написанию процессуальных документов (исковых заявлений, решений и определений суда, и т.п.).

В настоящем УМКД содержатся практические задания по основным темам курса. УМКД рассчитан на проведение занятий в течение учебного года, те. двух семестров. Каждая тема включает вопросы для теоретической подготовки студентов, практические задания (задачи).

Даются методические рекомендации по подготовке студентов к семинарам, написанию рефератов, выполнению проектных заданий. Приводятся необходимая учебная и монографическая литература, нормативных материал, образцы тестовых заданий.

Задачи следует решать письменно и с развернутой мотивировкой решения.

В настоящее время идет непрерывный процесс разработки и принятия новых нормативных актов. Дать исчерпывающий перечень их невозможно. Преподаватель обязан помочь студенту найти в них нормы процессуального характера.

Для эффективности первого семинарского занятия по гражданскому процессуальному праву требуется особо тщательная, кропотливая и творческая подготовка преподавателя к его проведения с тем, чтобы пробудить интерес к этой учебной дисциплине у студентов.

Путем хорошо продуманных и правильно заданных вопросов на семинарском занятии необходимо заставить работать самих студентов.

Следует исходить из того, что многие из участников семинара уже в той или иной форме встречались с элементами гражданского процесса, а именно, одни на учебной практике, другие, например, студенты вечернего или заочного отделения, - на своей работе.

Поэтому путем постановки вопросов следует выяснить представления студентов о суде, правосудии, судебной реформе, гражданских делах, причинах гражданско-правовых споров, о формах защиты права и т.д.

Другая группа вопросов со стороны преподавателя, обращенных к студентам, может касаться того, что запомнили студенты с первой лекции по гражданскому процессуальному праву. В качестве примеров заслуживают внимания следующие вопросы:

- расскажите об устройстве судебной системы России;

- что такое гражданский процесс?

- каков предмет науки и учебной дисциплины «Гражданский процесс»?

Интересным методом работы на первом семинарском занятии является ознакомление студентов с конкретными гражданскими делами. Для проведения первого занятия кафедра должна иметь в своем распоряжении определенное количество гражданских дел. Полученных в архивах судов и списанных для научных целей за истечением сроков хранения.

Студентам даются для изучения дела, по которым руководитель семинара и проводит беседу. Студентам могут быть заданы такие вопросы:

- расскажите о сущности дела, которое вы изучали;

- из каких правовых отношений возник спор?

- каким процессуальным действием возбуждено гражданское дело?

- к какому виду судопроизводства относится изученное вами дело?

Естественно, что выбор вопросов для беседы – творческое дело для преподавателя, ведущего семинарское занятие и поэтому требуется серьезная подготовка к проведения первого семинарского занятия 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: