Устойчивое развитие современного города – это исключительно актуальная задача, которая должна решаться всеми жителями и руководством города, чтобы обеспечить высокое качество городской среды, высокое качество жизни, равновесие города и природной среды. Устойчивое развитие города должно обеспечить создание красивого, здорового, любимого жителями города, обеспечивающего полное удовлетворение их потребностей. Сравнительно недавно, в конце XX века, началось движение городов мира к устойчивому развитию. В системе ООН созданы структуры, призванные помогать переходу к устойчивому развитию (HABITAT – Центр ООН по человеческим поселениям, UEF – Форум по городской среде, UNEP – Программа ООН по окружающей среде, и др.). В марте 1998 г. Правительство Москвы, фонд окружающей среды UNEP, HABITAT и Центр международных проектов пописали соглашение об осуществлении Московского проекта устойчивого развития городов в рамках Всемирной Программы Устойчивых Городов. Москва как один из крупнейших городов мира предпринимает энергичные меры по переходу на путь устойчивого развития.
|
|
В течение почти всего предыдущего развития человек редко задумывался над проблемой необходимости действий по ограничению своего негативного влияния на окружающую среду, по экономии предоставленных ему природой ресурсов. Вначале, на заре цивилизации, поддержание экологического равновесия носило стихийный характер, хотя некоторые культы и «примитивные» религии заставляли человека бережно относиться к природе и ресурсам. Вплоть до середины XX века, несмотря на совершенно неэкологичное состояние многих крупных городов, на ухудшение окружающей среды, сведение лесов и снижение качества воды, не предпринималось почти никаких шагов по экологизации человеческой деятельности. Можно отметить охрану животных, играющих существенную роль в экономике отдельных государств, и мест их обитания, – например, устройство птичьих заказников в Исландии (IX век), охрану бобров в Польше (XIII век), лесов в России (XVII век). Сохранение лесов и мест обитания ценных пушных зверей было известно во многих странах. Начиная с возникновения достаточно крупных и загрязненных городов, человек мечтал о чистых «зеленых» городах, продолжая загрязнять среду.
Антропоцентрический тип мышления, поддерживаемый религиями, привел представлению об исключительности человека, стоящего на вершине пирамиды в мировой иерархии и решающего судьбы всей природы. Считалось, что постоянный технологический и социальный прогресс смогут решить все проблемы. В последние несколько столетий колонизация половины земного шара и добыча новых энергоносителей, технический прогресс и рост запасов полезных ископаемых создали иллюзию постоянного «века изобилия».
|
|
И только во второй половине XX века, совершенно неожиданно для себя, столкнувшись с проблемой ограниченности и достаточно близкого исчерпания основных невозобновимых ресурсов, а также с возникновением ряда признаков глобального экологического кризиса, человечество стало задумываться над вопросом экологизации своего развития, над необходимостью крупных перемен в мышлении, в образе жизни и деятельности, над задачей «смены курса» с целью перехода к устойчивому развитию.
Вокруг городов (преимущественно больших) формируются пригородные зоны - загородные территории, необходимые для функционирования и развития городов. Город и пригородная зона представляют единое градостроительное образование. На территории пригородной зоны размещаются:
- необходимые городу рекреационные территории,
- водозаборы,
- очистные сооружения,
- электростанции,
- склады,
- холодильники,
- аэропорты,
- сортировочные станции,
- свалки, мусоро-перерабатывающие предприятия,
- предприятия по производству скоропортящейся сельскохозяйственной продукции и т.д.
Границы пригородной зоны определяются в каждом конкретном случае индивидуально с учетом:
- величины, народнохозяйственного профиля города,
- перспектив его развития и системы расселения, в которую он входит,
- природно-ландшафтных особенностей прилегающей территории.
Границы пригородной зоны следует устанавливать с учетом границ административных районов, лесхозов и других субъектов хозяйствования.
Проект планировки пригородной зоны выполняется с целью рационального использования прилегающих к нему территорий. Решаются задачи функционирования и развития города и поселений пригородной зоны, их транспортного и инженерно-технического обеспечения, организации культурно-бытового и коммунального обслуживания населения, охраны природы и оптимизации окружающей среды.
Для городов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, формируется единая пригородная зона.
Региональный план (схемы комплексной территориальной организации области, групп и отдельных административных районов) является основным проектно-планировочным документом, разрабатываемым для областей, групп или отдельных административных районов, межуровневых территориальных систем.