Исторически сложился устойчивый во времени и пространстве урбанизированный каркас территории, включающий урбанизированные центры и оси.
Урбанизированные узлы (центры) представлены городскими поселениями, расположенными вдоль коммуникационных осей и на их пересечении. Все большие и средние города лежат на урбанизированных осях национального и международного значения.
Урбанизированные оси представляют собой совокупность автомобильных, железнодорожных магистралей, линии телекоммуникаций и электропередач, газо- и нефтепроводов, образующих транспортно-коммуникационные коридоры. В Беларуси их основу составляют трансевропейские транспортно-коммуни-кационные коридоры: Берлин - Варшава - Минск -Москва - Н.Новгород (коридор №2); Хельсинки -С.-Петербург - Витебск - Орша - Могилев - Гомель -Киев - Любашевка - Кишинев - Бухарест - Димит-ровград - Александруполис (Греция) (коридор №9) и его ответвление Гомель - Жлобин - Минск - Моло-дечно - Вильнюс - Каунас - Клайпеда/Калининград. Они достаточно равномерно расположены на территории страны, что создает благоприятные условия для хозяйственного развития Беларуси и способствует вхождению ее в формирующуюся единую транспортно-коммуникационную систему Европы.