Уголовно-процессуальное право (понятие, предмет, метод, система). Источники

УПП является самостоятельной отраслью в системе права, отличающейся от других отраслей права присущим только ему предметом и методом правового регулирования.

УПП представляет собой систему нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уг. дел.

Доминирующим в сфере уголовно-процессуального регулирования является метод власти- подчинения, хотя в ряде случаев используется и метод равенства или диспозитивности.

Что касается соотношения понятий "уг. процесс" и "УПП", то они неравнозначны. Уг. процесс представляет собой деят-ть органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, которая регулируется нормами УПП. Иначе говоря, УПП регламентирует уг. процесс.

Система УПП- это его внутреннее строение, которое можно выразить схемой: норма- институт- отрасль.

Уголовно-процессуальная норма- это установленное гос-вом общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов уголовно-процессуальной деят-ти, обеспеченное на случай нарушения силой гос. принуждения. Как и любая норма права, уголовно-процессуальная норма имеет трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция).Уголовно-процессуальные нормы подразделяются на обязывающие (императивные), уполномачивающие (диспозитивные), запрещающие. Уголовно-процессуальные нормы объединяются в процессуальные институты.

Уголовно-процессуальный институт-это совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в пределах отрасли права (институт мер пресечения; институт защиты; институт следственных действий). Уголовно-процессуальные институты в целом и составляют отрасль УПП.

Совокупность (систему) правовых актов, являющихся источниками УПП, составляют следующие фед. законы:

1. Конституция РФ. Основной закон страны имеет высшую юр. силу, прямое действие, применяется на всей территории России, служит юр. базой для любого отечественного законодат-ва. Все иные законы и правовые акты не должны ей противоречить.

Конституционные положения, которые касаются уг. судопроизводства, преимущественно сосредоточены в гл. 2 и 7, где получили свое закрепление права и свободы человека и гражданина, а также компетенция судебной власти. Эти предписания содержат базисные институты, лежащие в основе уг. процесса в целом: равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность личности, частной жизни, жилища; охрана тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; презумпция невиновности и т. д.

Конституцией утвержден правовой институт судебной власти в действующем законодат-ве, регламентированы самостоятельность судебной власти и ее право действовать свободно, независимо от других ветвей власти. Так, в Основном законе провозглашен принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление и закреплены нормы, согласно которым: а) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; б) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

2. УПК -основной источник УПП, устанавливающий и регулирующий порядок уг. судопроизводства на территории РФ. Развивая конституционные положения, он формулирует общие задачи и компетенцию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в борьбе с преступностью.

Структура действующего УПК построена в прямой зависимости от содержания и этапности производства по уг. делам. УПК РФ представляет собой кодифицированный нормативный акт, состоящий из 6 частей: Общие положения; Досудебное производство; Судебное производство; Особый порядок уг. судопроизводства; Международное сотрудничество в сфере уг. судопроизводства; Бланки процессуальных документов (6 частей, 19 разделов, 57 глав, 476 статей).

Действующий УПК был принят Гос. Думой 22 ноября 2001 года и одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001.

3. Источниками УПП служат и иные фед. законы РФ, в той или иной степени регулирующие вопросы рассматриваемой сферы гос. деят-ти. К ним, в частности, относятся законы, определяющие устройство судов, их компетенцию, статус судей, структуру и полномочия милиции, налоговой полиции, фед. службы безопасности, прокуратуры, а также принципы организации, права и обязанности адвокатов.

4. Согласно Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные по сравнению с предусмотренными законом правила, то применяются правила международного договора. Наиболее значимые, имеющие непосредственное отношение к уг. судопроизводству положения содержатся во Всеобщей декларации прав человека (1948); Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (1950); Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания (1984).

. 6Принцип законности в уголовном судопроизводстве.

Под законностью понимается неуклонное соблюдение и исполнение предписаний К. РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми гос-ными и негос-ными учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами.

Основные положения этого принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 К. РФ. Этот общеправовой принцип имеет непосредственное отношение к уг. процессу. В уголовно-процессуальном законодат-ве он конкретизируется в установлении порядка производства по уг. делам. В обязанность дознавателя, следователя, прокурора, суда входит строгое соблюдение материальных и процессуальных законов (при возбуждении уг. дела, предварительном расследовании, назначении дела к судебному заседанию, судебном разбирательстве, проверке законности и обоснованности приговора в вышестоящих инстанциях и т.д.). Принцип законности обеспечивается таким построением процесса, при котором в каждой последующей стадии проверяется законность и обоснованность решений, принятых в предыдущих стадиях. В случае обнаружения нарушений закона обеспечивается принятие мер к их устранению. Важными гарантиями и соблюдения предписаний закона являются осуществляемые в тех или иных пределах на всех стадиях уг. судопроизводства судебный контроль и надзор прокурора за исполнением законов оперативно-розыскными органами, органами дознания и органами предварительного следствия.

7.Принцип разумного срока уголовного судопроизводства.

В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16.12.66 г. установлено, что каждый имеет право «на основе полного равенства… быть судимым без неоправданной задержки» (п. «с» ч. 2 ст. 14). При этом каждый арестованный или задержанный «имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока» (ч. 3 ст. 9). Международный свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.88 г., говорит о проведении судебных разбирательств в разумные сроки после ареста. Длительная неоправданная задержка процесса практически равнозначна отказу в правосудии. Правосудие должно быть скорым, ибо промедление есть вид отказа.

Понятие срочности предполагает, во-первых, отсутствие неоправданной задержки в предварительном расследовании и передаче дела в суд, а во-вторых, разумность, умеренность и приемлемость срока самого судебного разбирательства. Но что считать разумным, оправданным сроком? Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что «при определении того, насколько срок судебного разбирательства являлся разумным, во внимание принимается сложность дела, поведение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, поведение государства в лице соответствующих органов»;

8. Принцип публичности в уголовном процессе.

Согласно К. РФ гос-во принимает на себя обязанность обеспечить права и свободы граждан, возбудить уг. преследование в отношении лица, совершившего преступление, независимо от условий, при которых последнее имело место, безотносительно от желания или нежелания на то пострадавшего (потерпевшего). В этом заключается принцип публичности. В нем выражается гос-ное начало уг. процесса, суть которого в том, что зашита общества и граждан от преступных посягательств является важной и ответственной обязанностью правоохранительных органов, а не делом самих граждан.

Этот принцип пронизывает все стадии уг. процесса и распространяется на все органы (должностные лица), осуществляющие уг. преследование.

На стадии возбуждения уг. дела прокурор, начальник следственного отдела и следователь обязаны принять, рассмотреть и разрешить заявление (сообщение) о любом преступлении. После возбуждения уг. дела по не подследственному им преступлению они должны произвести неотложные следственные действия и только после этого направить дело в орган, правомочный завершить по нему предварительное расследование.

Компетенция же органов дознания законодателем ограничена определенной категорией происшествий. В случае поступления в какой-либо орган дознания заявления (сообщения) о не подведомственном ему преступлении дознаватель принимает заявление (сообщение), регистрирует его и направляет «по подследственности». В этом случае оно обязано принять меры к сохранению следов преступления.

Исходя из требований принципа публичности во время производства предварительного расследования следователь, начальник следственного отдела, руководитель следственной группы, орган дознания, дознаватель и прокурор должны с учетом требований подследственности принять все возможные меры для раскрытия преступления и доказывания наличия либо отсутствия:

1) события преступления (времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления); 2) виновности лица в совершении преступления, формы его вины и мотивов; 3) обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого; 4) характера и размера вреда, причиненного преступлением; 5) обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния; 6) обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание; 7) обстоятельств, которые могут повлечь освобождение от уг. ответственности и наказания.

При поступлении непосредственно в суд заявления пострадавшего о привлечении лица к уг. ответственности за нанесение легкого вреда здоровью, побоев, оскорбление или клевету, из которого усматривается, что в действиях лица содержатся признаки особо злостного хулиганства, покушения на убийство или других преступлений, предварительное следствие по которым является обязательным, судья в соответствии с требованиями закона должен (при наличии достаточных данных) направить заявление по подследственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: