Связь с психолингвистикой. Психолингвистика – это наука о том, как связано усвоение языка с функциями нервной системы. Изучает модели, процессы восприятия речевого высказывания и порождения речевого высказывания. Психолингвистический подход наиболее продуктивен при изучении моторной и сенсорной алалии. При моторной алалии у ребенка не развивается экспрессивная речь (говорение). Этот подход помогает определить сам механизм моторной алалии, а не только внешние синдромы
При сенсорной алалии у ребенка не развивается импрессивная речь (восприятие и понимание речи). Психолингвистический подход так же позволяет раскрыть механизм сенсорной алалии:
1. Первый этап – мотивация. Порождение речевого высказывания начинается с мотива, то есть с желания что-либо сказать. У человека существует несколько мотивов для общения, но собственно процесс говорения побуждает ведущий мотив. Мотивация включается в обстановочную аффирентацию, то есть ситуация общения, возраст говорящих, их интеллектуальный уровень, профессия, образование и другие составляющие.
|
|
2. Далее наступает второй этап смысловой, осознание самой темы общения.
3. Языковой этап включает два подэтапа: грамматическое структурирование и лексическое развертывание. Говорение определяет структуру предложения, простое нераспространенное предложение, простое распространенное предложение, с однородными членами, ССП, СПП с придаточными; определяет синтаксис. Затем из долгосрочной памяти говорение актуализирует (извлекается) имеющийся у него лексикон и дополняет структуру соответствующими словами.
4. Этап фонемного наполнения фразы, так как необходимо заполнить структуру слова фонемами
5. Этап фонетического наполнения: каждой фонеме должна соответствовать артикуляция звука.
6. Этап моторной реализации, т.е. говорение