Разработал Б.Г. Ананьев (психолог) выделил четыре группы методов:
I. Организационные методы:
- Сравнительный метод. Например: в логопедии этот метод используется при сравнении двух групп пациентов: одна группа с нормальным речевым развитием, вторая с речевыми нарушениями. Обе группы исследуются по одной и той же методике. Выявляются различия между ними и дается качественная характеристика выявленных различий
- Лонгетюдинальный метод – это метод длительного наблюдения за развитием психических функций; речевого развития, психических функций речи, личности. На протяжении определенного времени (в течение года, или дошкольного периода, или от рождения до подросткового возраста).
- Комплексный метод – предполагает комплексное изучении логопата, его нарушений
II. Эмпирические методы направлены на определение фактического материала
- Эксперимент:
А. Констатирующий, направлен на выявление того, что нарушено у логопата.
Б. Лабораторный эксперимент, разработка различных заданий и запись ответов логопата
|
|
В. Естественный эксперимент, когда экспериментатор наблюдает за поведением, речью не вмешиваясь в деятельность.
Г. Психолого-педагогические или формирующие. Целью является формирование и развитие психических функций, в том числе и речи
- Психодиагностические методы: тексты, проективные методики, интервью, беседа
- Автобиографические методы, направленные на выявление анамнеза.
III. Методы обработки экспериментального материала
- Количественная обработка проводится с помощью математико-статистических методов. Выявляется количественные различия между нормой и патологией.
- Качественная обработка экспериментального материала выявление групп и подгрупп испытуемых и их характеристику.
IV. Интерпретационные методы
Теоретическое осмысление полученных экспериментальных данных, выявление определенных закономерностей в развитии речевого дефекта, соотношение части и целого. Например: взаимосвязь речевого дефекта и развитие личности.