Межсистемные связи

С медициной, прежде всего с неврологией, так как необходимо выявить органический или функциональный характер поражения ЦНС.

Связь с психиатрией обусловлена тем, что системные нарушения речи имеются у детей с интеллектуальной патологией; с задержкой психического развития; с разной степенью умственной отсталости; у детей с аутизмом и т.д.

Связь с нейропсихологией обусловлена тем, что речь является функцией мозга и нарушается при поражении или недоразвитии отдельных мозговых структур.

Для логопедии важна связь с детской нейропсихологией, которая стала развиваться в 70е гг. XX века по инициативе ученого А.Р.Лурия и его учеников. Исследования показали изменения межфункциональных связей в коре головного мозга у детей при органическом поражении мозга. Та область коры головного мозга, которая поражена не участвует в межфункциональных связях с другими областями головного мозга.

Связь с нейрофизиологией, так как необходимы знания о состоянии высшей нервной деятельности логопата.

Связь с физиологией обусловлена тем, что логопедия опирается на законы открытые И.П.Павловым:

  • Условные и безусловные рефлексы
  • О первой и второй сигнальных системах: о связи этих систем, о влиянии второй сигнальной системы на первую. В свою очередь вторая сигнальная система основана на первой. По образному выражению Павлова: вторая сигнальная система является «сигналом сигналов»

Первая сигнальная система: весь окружающий мир (предметы, явления и т.д.)

Вторая сигнальная система: речь

  • Закон о функциональных системах. Закон о динамической локализации психических функций

Связь с лингвистикой, так как логопедия оперирует лингвистическими единицами: звук, фонема, слог, слово, синтагма (словосочетание), предложение, текст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: