С медициной, прежде всего с неврологией, так как необходимо выявить органический или функциональный характер поражения ЦНС.
Связь с психиатрией обусловлена тем, что системные нарушения речи имеются у детей с интеллектуальной патологией; с задержкой психического развития; с разной степенью умственной отсталости; у детей с аутизмом и т.д.
Связь с нейропсихологией обусловлена тем, что речь является функцией мозга и нарушается при поражении или недоразвитии отдельных мозговых структур.
Для логопедии важна связь с детской нейропсихологией, которая стала развиваться в 70е гг. XX века по инициативе ученого А.Р.Лурия и его учеников. Исследования показали изменения межфункциональных связей в коре головного мозга у детей при органическом поражении мозга. Та область коры головного мозга, которая поражена не участвует в межфункциональных связях с другими областями головного мозга.
Связь с нейрофизиологией, так как необходимы знания о состоянии высшей нервной деятельности логопата.
|
|
Связь с физиологией обусловлена тем, что логопедия опирается на законы открытые И.П.Павловым:
- Условные и безусловные рефлексы
- О первой и второй сигнальных системах: о связи этих систем, о влиянии второй сигнальной системы на первую. В свою очередь вторая сигнальная система основана на первой. По образному выражению Павлова: вторая сигнальная система является «сигналом сигналов»
Первая сигнальная система: весь окружающий мир (предметы, явления и т.д.)
Вторая сигнальная система: речь
- Закон о функциональных системах. Закон о динамической локализации психических функций
Связь с лингвистикой, так как логопедия оперирует лингвистическими единицами: звук, фонема, слог, слово, синтагма (словосочетание), предложение, текст.