Расстройство устной речи

Относятся следующие нарушения:

  1. Расстройство произносительной стороны речи:

· Нарушение голоса: афония – отсутствие голоса; д исфония («дис» - расстройство) –

нарушение голоса. Могут быть органическими и функциональными

Например: Папилломатоз – бородавчатое разращение на голосовых складках – вызывают органическую афонию и дисфонию.

Утрата голоса вследствие простудных заболеваний, ОРЗ, ОРВ, трахита, ларингита, бронхита носит функциональный характер, так как сам орган – голосовые складки – не затронут.

· Фонастения – повышенная утомляемость голоса. Голос становится хриплым, сиплым,

немодулированным. Нарушение возникает у педагогов, воспитателей и др., из-за длительного пользования голосом. В течение некоторого времени (например: ночи) голос восстанавливается. Если нарушаются условия пользования голосом: громкое звучание, выкрики, задымленность аудитории, чрезмерное охлаждение, то тогда возникает дисфония – стойкое нарушение голоса.

  1. Дислалия – это нарушение звукопроизношения, возникшее в последствии

анатомических изменений в артикуляционном аппарате или вследствие нарушения фонематического слуха или из-за социально-психологических причин. Выделяется органическая (механическая) и функциональная дислалия.

Органическая дислалия, обусловлена аномалиями в строении артикуляционного аппарата:

· Аномалия челюсти: прогения излишнее выдвижение вперед нижней челюсти; прогнатия – излишнее выдвижение вперед верхней челюсти;

· Аномалии зубов: отсутствие передних резцов; сверхкомплексность зубов; язычный наклон зубов; переднее-открытый прикус (это расстояние между резцами возникающее из-за крупных коренных зубов, образуется щель между коренными зубами; или крупные передние резцы)

· Аномалии губ: излишне тонкие, излишне толстые

· Аномалии твердого нёба: уплощенное твердое нёбо; излишне высокое «готическое» твердое нёбо; расщелина твердого нёба;

· Аномалия мягкого нёба: отсутствие мягкого нёба; укороченное мягкое нёбо; отсутствие маленького язычка; раздвоение маленького язычка.

Функциональная дислалия:

· Моторная, обусловлена нарушениями деятельности речедвигательного анализатора, страдает произношение звуков позднего онтогенеза: свистящих, шипящих, ротовых соноров: л, л’, р, р’

· Сенсорная дислалия – нарушения деятельности речеслухового анализатора. У детей нарушен фонематический слух и они не дифференцируют фонемы по их акустическим признакам. Например: б – п, в – ф, с – ш, ш – ж, и др.

· Сенсомоторная дислалия – нарушения в деятельности речедвигательного и речеслухового анализаторов. Дети не произносят звуки и не дифференцируют их по акустическим и артикуляционным признакам

  1. Ринолалия - носовая речь. Это нарушение звукопроизношения, вследствие

излишнего или недостаточного резонирования – мягкое нёбо опущено и голосовыдыхаемая струя проходит как в носовую, так и в ротовую полости. Страдает произношение всех звуков. Гласные звуки и ротовые согласные приобретают носовой оттенок (назализованный). Не четко звучат и носовые согласные: м, м’, н, н’.

при недостаточном резанировании в носовой полости мягкое нёбо поднято и не пропускает голосовыдыхаемую струю в носовую полость, поэтому страдает произношение носовых сонорных звуков: м, м’, н, н’, они заменяются ротовыми звуками: м – б, н – д или с признаком носового оттенка мама – мбамба (м – мб, н – нд). Таким образом, открытая ринолалия возникает при излишнем резонировании в носовой полости, а закрытая ринолалия при недостаточном резонировании в носовой полости.

Открытая и закрытая ринолалия по характеру нарушения может быть органической и функциональной.

Например:

  • Если имеется расщелина твердого нёба, то ранолалия – открытая, органическая
  • Если имеются аденоидные разращения в носоглотке или полипы в носу – то органическая, закрытая
  • Если ребенок часто болеет простудными заболеваниями и имеет отек слизистой ротоглотки, то ринолалия – открытая, функциональная
  • Если имеется хронический насморк и отек слизистой в носу, что не пропускает поток воздуха - зарытая, функциональная.

Так же существует смешанная ринолалия. При которой имеются смптомы открытой и закрытой ринолалии.

Например: Укороченное мягкое нёб и аденоиды в носоглотке или расщелина верхней губы и полипы.

  1. Дизартрия – «диз» - нарушение, «артрон» - сочленение. Это нарушение

членораздельной речи в результате органического поражения ЦНС. При этом нарушается и звукопроизношение, и просодика.

Просодия – это темп и ритм дыхания в процессе речи, темп и ритм; паузация; интонационная выразительность; мелодика речи; фонематические и логические ударения.

Три классификации дизартрии:

  • По локализации очага поражения: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая
  • По клиническим проявлениям: паретическая, спастическая, гиперкинетическая, паралитическая, смешенная
  • По степени выраженности дефекта: анартрия – полная невозможность членораздельной речи; собственно дизартрия; стертая или легкая степень дизартрии.
  1. Нарушение темпо-ритмической стороны речи

· Тахилалия – «тахи» - быстрый, скорый. Это патологически ускоренный темп речи, органического происхождения, генетически обусловленный. По мнению М.Е.Хватцева при тахилалии преобладает процесс возбуждения над торможением. Речь быстрая, невнятная, с пропусками слов; добавлениями лишних слов, с недоговариванием окончаний в словах

· Брадилалия – это патологически замедленный темп речи органического происхождения, генетически обусловленный. При этом нарушении процесс торможения преобладает над возбуждением. Часто наблюдается у умственно отсталых детей, сочетается с брадикинезией (замедленность всех движений: общей, ручной, пальчиковой моторики). Пациенты делают паузы не только между предложениями и словами, но и внутри слов между слогами.

· Спотакание – это нарушение темпа речи, в результате перераспределения речевого внимания. Говорящий не заканчивает фразы, повторяет отдельные слова, не договаривает слова, не может выстроить программу речевого высказывания.

  1. Нарушение интонационно-ритмической стороны речи

К нему относятся заикания. Основным симптомом заикания являются судороги. Выделяются тонические судороги, как спазм речевой мускулатуры, который прорывается голосовыдыхаемой струей. Тоническая судорога проявляется на смычных согласных звуках: п, б, т, д, к, г, в сочетании со звуком «р»: пр, бр, тр, др, кр, гр.

Клонические – проявляются как повторения отдельного звука или слога, как правило в начале речи.

Смешанные судороги сочетают первые два вида и определяются как тоноклонические, при выраженности спазмов в речи или как клонотонические, при выраженности многократных повторений звуков и слогов в речи.

Тонический и клонический синдром локализуется в трех отделах периферического речевого аппарата, и по локализации выделяются:

  • Дыхательные
  • Голосовые
  • Артикуляционные
  1. Системные нарушения речи, т.е. при этих нарушениях страдают все пять

подсистем: фонетическая, фонематическая, лексическая, грамматическая, семантическая.

К системным нарушениям относятся: алалия и афазия.

Алалия – безречие («а» - отсутствие признака). Это отсутствие или недоразвитие речи в результате органического поражения речевых зон коры головного мозг в доречевом периоде, условно до 3х лет.

Выделяется моторная и сенсорная алалия по двум анализаторам речедвигательную и речеслуховую.

Моторная делится на: афферентную,при поражении постцентральных отделов коры головного мозга левого полушария;

эфферентную, при поражении зоны Брока, которая расположена в премоторной области коры головного мозга, задней трети нижней лобной извилины левого полушария.

У детей с моторной алалией отсутствует или недоразвита экспрессивная речь.

Сенсорная алалия возникает при поражении зоны Вернике, которая находится в задней трети верхней височной извилины левого полушария, отсутствует или недоразвита импрессивная речь.

Моторная и сенсорная формы алалии связаны с поражением речевых анализаторов – речедвигательного и речеслухового.

В 1960 г. В.К.Орфинская выделила оптическую алалию, которая связана с поражением неречевого анализатора, который расположен в затылочном отделе коры головного мозга. У детей первично не формируются оптико-пространственные представления, а вторично недоразвита речь (не понимают схемы тела: лево, право, верх, низ; предметы пространства, что впереди, что позади и др.)

Афазия – это утрата уже сформированной речи в результате локального поражения коры головного мозга. Формы афазии:

  • Моторная афферентная афазя возникает при поражении постцентрального отдела

коры головного мозга левого полушария. У больных распадаются артикуляционные уклады.

  • Моторная эфферентная афазия возникает при поражении зоны Брока, у больных

распадается двигательная программа связной речи

  • Сенсорная акустико-гностическая афазия возникает при поражении зоны Вернике, у больных распадается импессивная речь
  • Сенсорная акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средней височной извилины левого полушария. Распадается слухоречевая память, т.е. больные не могут запомнить слова предъявленные на слух
  • Динамическая афазия возникает при поражении любных отделов коры головного мозга левого полушария. У больных распадается способность программирования, планирования и контроля собственной речи
  • Семантическая афазия возникает при поражении заднего третичного поля расположенного на стыке теменно-височно-затылочной области коры головного мозга левого полушария. У больного распадаются сложные логико-грамматические конструкции, выражающие временные, пространственные предложения, причинно-следственные отношения

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: