1. Актуальность педагогического знания для преподавателя высшей школы.
2. Сущность кризисных явлений в образовании. Модели разрешения: (от поддерживающего образования: к инновационному).
3. Особенности развития личности студентов. Типология студентов по различным основаниям.
4. Учебные возможности студентов и адекватные им педагогические стратегии.
5. Характеристика преподавателей высшей школы.
6. Сравнительный анализ научного и учебного познания.
7. Модели научного познания: и их отражение в учебном познании студентов в высшей школе.
8. Особенности педагогического знания применительно к высшей школе.
9. Уровневый характер методологии педагогики высшей школы.
10. Идеи экзистенциализма и неотомизма применительно к образованию.
11. Идеи неопозитивизма и прагматизма применительно к образованию.
12. Идеи диалектического материализма применительно к образованию.
13. Сущность системного подхода. Проектирование педагогического процесса на основе системного подхода.
|
|
14. Физиологические основания организации педагогического процесса в высшей школе.
15. Психологические основания: организации педагогического процесса. Управление познавательными процессами.
16. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения в высшей школе.
17. Теория поэтапного формирования умственных действий и ее применение в подготовке специалиста.
18. Лекция в высшей школе: традиции и инновации.
19. Семинар в высшей школе и методика его организации.
20. Практические и лабораторные занятия в высшей школе.
21. Рациональная организация самостоятельной работы студентов.
22. Источники развития педагогического процесса в высшей школе. Задачное и проблемное обучение.
23. Андрагогический и акмеологический подходы к организации педагогического процесса в высшей школе.
24. Моделирование профессиональной подготовки специалиста (профессиограмма, акмеограмма, типовые профессиональные задачи).
25. Проблема активизации познавательной деятельности студентов.
26. Инновационные методы, формы и средства в высшей школе.
27. Современные технические средства обучения в высшей школе.
28. Виртуальное образование. Интернет-технологии. Дистанционное обучение в высшей школе.
29. Инновационная деятельность педагога в высшей школе. Профессиональное развитие педагога.
30. Развитие творческих способностей студентов.
СПИСОК
тем и литературы для написания рефератов
(автор: профессор Л.А. Кандыбович)
1. Шумская, Л.И. Социологический и социально-психологический портрет студентов-первокурсников / Л.И. Шумская [и др.]. Мн., 1998.
2. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый [и др.] (возрастные особенности студентов).
|
|
3. Личностные особенности студентов.
4. Познавательные особенности студентов.
5. Студенческая группа.
6. Преподаватели вузов и их взаимоотношения со студентами.
7. Дохоян, А.М. Психологическая поддержка студентов // Психология и школа. 2004. № 4.
8. Рогов, М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Вопросы психологии. 1998. № 4.
9. Ценностный мир современного студента: социологическое исследование. М., 1992.
10. Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже ХХI века: Сб. материалов науч.-практ. конф. Могилев, 1998.
11. Сагайдак, С.С. Мотивация деятельности. Мн., 2001.
12. Карпенко, И.В. Студенческое самоуправление: опыт и перспективы развития // Выш. шк. 2001. № 2.
13. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Р /на Дону, 1996.
14. Кухтевич, Т. Студент МГУ: вектор перемен / Т. Кухтевич [и др.]. 2000. № 3.
15. Попов, Л.А. Динамика изменений нравственных оценок студентов // Педагогика. 2000. № 3.
16. Любимова, Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник МГУ, Серия 14 «Психология». 2000. № 1.
17. Покровская, С.Е. Мотивация выбора студентами профессии и специализации обучения / С.Е. Покровская, И.В. Бронова // Выш. шк. 2002. № 1.
18. Якунин, В.А. Учебная активность студентов и факторы ее определяющие // Педагогическая психология. СПб., 2000.
19. Индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности студентов.
20. Становление профессионального самосознания студентов в процессе обучения.
21. Янчук, В.А. Психологические аспекты проблемы адаптации к профессиональной и учебной деятельности / В.А. Янчук, Л.Ф. Мирзоянова // АiВ. 1998. № 3.
22. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Мозырь, 1998.
23. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
24. Психологические особенности обучения студентов // Педагогика и психология высшей школы; под ред. С.И. Самыгина. Р / на Дону, 1998.
25. Типология личности студента и преподавателя.
26. Психолого-педагогическое изучение личности студента.
27. Повышение успеваемости и снижение отсева студентов.
28. Шантуров, А.Г. Вузовская лекция. Иркутск, 1995.
29. Рафаева, О.С. Саморазвитие личности и проблема профессионального самоопределения / О.С. Рафаева, Е.А. Хотеева // Психология зрелости и старения. 2001. №. 4.
30. Протасова, Н.И. Динамика профессионального самопонимания студентов-педагогов // Мир психологии. 2001. № 3.
31. Геник, Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться? // Вестник выс. шк. 1999. № 10.
32. Шумская, Л.И. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы. Вш. шк. 1999. № 1.
33. Психологическая служба в вузе.
34. Сергеева, С.С. Особенности организации самостоятельной работы студентов.
35. Попок, Р.П. Социальная активность в студенческой группе как психологическая проблема.
36. Ковалева, В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. № 3.
37. Тутушкина, М.К. Личность и авторитет преподавателя // Практическая психология для преподавателей. М., 1997.
38. Тутушкина, М.К. Трудности и проблемы, возникающие в педагогической деятельности преподавателя // Практическая психология для преподавателей. М., 1997.
39. Стресс и психическое здоровье преподавателя.
40. Конфликты и пути их разрешения в учебном процессе.
41. Лекторское мастерство и элементы культуры умственного труда.
42. Основополагающие пути и способы применения практической психологии в педагогической деятельности преподавателя.
43. Зиновкина, М. Вузовский педагог ХХI века // Высшее образование в России. 1998. № 3.
44. Шумская, Л.И. Эффективность воспитательной работы вуза: проблемы и пути реализации / Л.И. Шумская [и др.] //Выш. шк. 2003. № 2.
|
|
45. Кухарчик, П.Д. Повышение качества исследований – одна из приоритетных задач педагогической науки / П.Д. Кухарчик, И.И. Цыркун, А.И. Андарало // Весцi БДПУ. 2009. № 3.
46. Мурашов, А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.
47. Грекова, И. Кафедра. М., 1980.
48. Яновский, М.З. Активизация памяти эмоционально-экспрессивным воздействием преподавателя // Выш. шк. 1999. № 3-4.
49. Ананич, Ю.О. Важнейшая структура вуза – это кафедра // Выш. шк. 2002. № 2.
50. Лобанов, А.П. Соотношение интеллекта и образования в контексте профессионального становления специалистов // Выш. шк. 2010. № 3.
51. Майерс, Д. Ожидания преподавателя и поведение студентов // Социальная психология. М., 1997.
52. Смирнов, С.Д. Развитие творческого мышления студентов в процесс обучения // Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
53. Психодиагностика в высшей школе.
54. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблемы педагогического мастерства.
55. Социология молодежи; отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996.
56. Рыданова, И.И. Педагогический конфликт: пути преодоления. М., 1998.
57. Гликман, И. Оценка студентами качества преподавания в вузе // Вестник выс. шк. 2001. № 5.
58. Молибог, А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Мн.,1975.
59. Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Вестник выс. шк. 2001. № 11.
60. Булатова, О.С. Педагогический артистизм. М., 2001.
61. Шледер, Б. Кросскультурные исследования ценностных индивидуальных и групповых ориентаций / Б. Шледер, Е. Дугина // Иностранная психология. 2001. № 4.
62. Покровский, Н. Живой голос высшей школы // Вестник высшей школы. 2002. № 2.
63. Казанцева, Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов / Т.А. Казанцева, Ю.Н. Олейник // Психол. журн. 2002. № 6.
64. Кирилюк, Л.Г. Изменение деятельности преподавателя вуза: необходимость и реальность // Университетское образование: от эффективности преподавания к эффективности учения. Мн., 2002.
65. Поплавский, Н.Н. Ценности профессии и сельского образа жизни в процессе профессионального самоопределения // Народная асвета. 2002. № 9.
|
|
66. Каган, Ф. Гуманитарная среда в техническом вузе / Ф. Каган, Г. Белугина // Высшее образование в России. 1996. № 4.
67. Роганов, П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. 1996. № 4.
68. Положение студентов в Республике Беларусь в 2001 г. // АiВ. 2002. № 11-12.
69. Психологическая служба в вузе. Мн., 2000.
70. Карандашев, Ю.Н. Психологическая служба в системе образования / Ю.Н. Карандашев, Т.В. Сенько. Мн.,1988.
71. Коржуев, А.В. Подготовка преподавателя высшей школы / А.В. Коржуев, В.А. Попков // Педагогика. 2000. № 7.
72. Педагогика и психология высшей школы. Р / на Дону, 1998 (глава на выбор).
73. Пархоменко, В.П. Творческая личность как цель воспитания. Мн., 1994.
74. Бенедиктов, Б.А. Психология обучения и воспитания в высшей школе / Б.А. Бенедиктов, С.Б. Бенедиктов. Мн., 1983.
75. Федотов, В.В. Рациональная организация умственного труда. М., 1988.
76. Михальская, А.К. Педагогическая риторика. М., 1988.
77. Пейсахов, Н.М. Психологическая служба в вузах и проблема самоуправления. Казань, 1983.
78. Матлин, Е.К. Некоторые вопросы воспитания студентов. Мн., 1974.
79. Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. Мн., 1991.
80. Соловьев, В. В поисках критериев эффективности преподавания труда / В. Соловьев [и др.] // Высшее образование в России. 1995. № 4.
81. Котляров, И.В. Молодежь Беларуси на пороге ХХI века: социологический анализ. Мн., 1997.
82. Вачков, И.В. Введение в профессию психолог / И.В. Вачков [и др.]. М., 2002.
83. Особенности подготовки психологов в образовательных учреждениях.
84. Пути профессионального совершенствования психолога.
85. Айнштейн, В. Преподаватель и студент: искусство общения // Высшее образование в России. 2000. № 6.
86. Ваганова, Ж. Педагогический артистизм: можно ли им овладеть? // Народное образование. 1999. № 1-2.
87. Дедюля, Н.М. Самостоятельная работа студентов в педагогическом вузе // АiВ. 1999. № 1-2.
88. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
89. Бутенко, И. Что привлекает студентов в учебном процессе // Вестник высшей школы. 2000. № 1.
90. Прохоров, О.А. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань, 1991.
91. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
92. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.
93. Столярчук, Л.И. Педагогические аспекты поло-ролевого воспитания // Педагогика. 2003. № 5.
94. Коржуев, А.В. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза // Педагогика. 2003. № 5.
95. Лобанов, А.П. Профессиональная компетентность и мобильность специалистов: учеб.-метод. пособие / А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова. Мн., 2010.
96. Фрумкин, А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. СПб., 2004.
97. Орлов, А.А. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза / А.А. Орлов [и др.] // Педагогика. 2004. № 3.
98. Исаев, Е. Современное психологическое образование – образование гуманитарное // Вестник высшей школы. 2004. № 2.
99. Климов, Е.А. Пути в профессионализм.
100. Жук, А.И. Новое лицо высшей школы // Белорусская думка. 2004. № 2.
101. Асеев, А.А. Проблемы правового регулирования труда педагогических работников высшего учебного заведения // Право и образование. 2003. № 2.
102. Кузовлев, В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство // Педагогика. 2000. № 1.
103. Резник, С.Д. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета // Социологические исследования. 2003. № 6.
104. Анализ образовательных ситуаций: Сб. науч. ст.; под ред. А.М. Корбута, А.А. Полонникова. Мн., 2008.