Экспонирование (инсоляция)

На приготовленную для экспонирования пигментную бумагу плотно прикладывают негатив, приготовленный способами, описанными выше и поверх него накладывают рамку из светонепроницаемой бумаги. Все закрепляют в изготовленной для печати фоторамке или другом фиксирующем приспособлении и выставляют на свет. Для придания плотного контакта листу пигментной бумаге с негативом допускается применение листа стекла.

Производя с негатива печать следует помнить о сохранении сторон (прямое или зеркальное изображение), т.к. полученное изображение в последующем будет переносится однократно либо двойным и более переносом.

При экспонировании всегда следует избегать попадания на негатив сильного лучей солнечного света, т.к. могут получиться слишком жесткие и контрастные копии. Лучше использовать рассеянный дневной свет. Для смягчения освещения следует использовать прокладки из прозрачной матовой (папиросной) бумаги, матовые пленки и стекла. Отпечаток после засветки еще некоторое время можно оставить в темноте до нескольких часов, это удобно, когда печать осуществлялась при неблагоприятных условиях, особенно зимой, при слабом освещении. Процесс окисления в слое еще будет продолжаться некоторое время.

Экспонирование также можно осуществлять и искусственным светом, содержащим коротковолновую часть спектра (ртутные источники света, галогенные лампы, лампы накаливания большой мощности и).

Говоря об экспонировании слоев, содержащих хромовые соли, необходимо еще раз подчеркнуть, что оптимальное время экспозиции того или иного материала устанавливается преимущественно экспериментальным путем.

По завершении процесса экспонирования приступают к процессу проявления.

Процесс проявления заключается в размачивании проэкспонированного через негатив пигментного слоя, его переносе на постоянную подложку -основу при однократном переносе и окончательном проявление красочного слоя либо его переносе на временную основу, проявлении и в дальнейшем переносе на постоянную основу- при многократном переносе. Все работы с пигментной бумагой производятся при слабом свете.

Простой перенос.

Проэкспонированную пигментную бумагу и желатиновую бумагу для переноса для размягчения кладут в воду с температурой 12-150С и подводят в воде слой к слою. Удаляют образовавшиеся на слоях воздушные пузырьки. После того, как листы выпрямятся их достают из воды и между слоями фильтровальной бумаги прикатывают валиком слоями друг к другу. Оставляют в контакте на 10-20 минут.

После этого сложенные вместе листы опускают в воду с температурой около 200С и постепенно поднимают температуру до 300С и более.

При медленном покачивании фотокюветы пигмент начнет растворяться и, когда края пигментной и переносной бумаги начнут отставать друг от друга, листы осторожно разъединяют за углы. Красочное изображение должно остаться на переносной бумаге.

Дальнейшее его проявление ведется в теплой воде на наклонном листе стекла, при этом можно применять легкую струю воды воды, мягкую кисть, пульверизатор и др. приемы, позволяющие избирательно вымывать из слоя краску.

Если перенос ведется на шероховатую бумагу, то температуру воды следует поднять до 35-400С.

При допущенном недоэкспонировании слоя проявление идет очень быстро. При переэкспонировании- медленно. Для интенсификации процесса проявления в раствор, которым проявляют красочное изображение, следует прибавить 10 г буры на 100 мл воды. Слой, оставшийся на переносной бумаге чрезвычайно нежен.

Для остановки проявления лист с изображением погружают в холодную воду либо в 5% раствор калиевых квасцов. Дубят, тщательно промывают до удаления из слоя желтого цвета и сушат.

Либо пигментную бумагу и бумагу для переноса слой к слою опускают в холодную воду, по выпрямлению пигментной копии через 1-2 минуты вынимают из воды, прокатывают резиновым валиком и вешают на 5 минут для просушки. Обсохший отпечаток (вместе с переносной бумагой) погружают для переноса в воду с температурой от 40-500С. С появлением по краям выступающей краски листы разъединяют. Изображение переходит (пристает) на переносную бумагу. Изображение проявляют в воде в этой же ванночке или кладут на стекло и поливают струей теплой воды, пока стекающая с изображения на переносной бумаге вода перестанет окрашиваться.

Для более интенсивного проявления, выделения на красочном изображении отдельных участков, в зависимости от замысла, оно обливается водой в смеси с мелкими древесными опилками.

После этого изображение на переносной бумаге 15 минут дубят в 40% растворе квасцов и дубят, промывают и сушат. Изображение получилось -обращенное.

Другой вариант с простым переносом.

Инсолированную пигментную бумагу и желатиновую бумагу для переноса размачивали в воде при 10-15оС (лучше холоднее) до момента их распрямления ("полное распрямление пигментной бумаги говорит о готовности ее к дальнейшей обработке и является самым подходящим для контакта с подложкой"). Клали на стекло оба листа, удаляли избытки воды, притирали гладилкой слоями друг к другу и осторожно прикатывали валиком, не допуская образования между листами воздушных пузырей.. Работу вели при неярком свете.

Склеившиеся листы помещали под стекло, под груз и оставляли в таком состоянии на несколько часов, не дожидаясь пока листы высохнут.

Сложенные листы проявляли в воде с температурой до 30оС. Не забывали при инсолированнии применять кант из светонепроницаемой бумаги, иначе в дальнейшем было проблематичным легко разделить листы. В воде выдерживали до тех пор, пока краска не начинала струйкой выделяться между сложенными листами. После этого их отделяли с угла.

При необходимости ускорения проявления повышали температуру воды либо к воде прибавли нашатырный спирт, поташ, ускоряющие растворение желатины.

Изображение в пигментной массе прилипало к желатиновой подложке, на которой и вели водой проявление. Признаком готовности отпечатка заключался в том, что с темных мест на красочном изображении не образовывалось подтеков краски.

Отпечаток промывали в холодной воде, закрепляли в растворе хромовых квасцов 2:100.

Для повторного переноса полученное изображение сильно не квасцевали, просушивали при нормальной температуре или сразу же работали с ним без просушки.

Бумагу для второго переноса размачивали в воде, чтобы слой стал липким. Прикладывали ее под водой к листу с изображением, доставали из воды, убрали ее излишки и прикатывали валиком. Временная подложка удалялась, когда отпечатки совсем высохнут.

Матовая структура изображения зависела от того, на какую подложку, поверхность или материал осуществлялся перенос.

Перенос также осуществлялся на временную подложку - бумагу, обработанную раствором воска пчелиного- 1 часть, канифоли -3 части, скипидара- 7,5 частей или переносили на лист целлулоида.

Если изображение на переносной бумаге получилось крайне нежным, то для его укрепления оно предварительно проклеивалось для придания ему прочности и только после этого производился перенос Раствор для проклейки готовиться по рецепту:

Воды................................7100 мл

Желатина........................ 5 г

Хромовых квасцов......... 3 г

Применялись и многократные переносы- цветоразделенная печать (для двух и более тоновых изображений), изготовленных на разного цвета пигментных бумагах. Для получения многокрасочных и цветных изображений широко применялся аддитивный способ печати, маски, растушевки в светах и тенях и др. приемы.

При окончательном переносе изображения на другие поверхности их предварительно матировали, полировали и проклеивали 5-8% раствором желатины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: