Принципиальное отличие озобромного процесса от пигментного процесса состоит в том, что задубливание желатинового слоя пигментной бумаги в нем осуществляется не посредством света, подействовавшего через негатив (фотохимическое дубление), как в пигментном процессе, а путем задубливания слоя восстанавливаемым, под действием озобромного раствора серебром, содержащимся в позитивном бромосеребрянном снимке (химическое дубление). Иными словами, степень задубливания пигментного слоя в контакте с бромистым отпечатком находится в пропорциональной зависимости от плотности имеющегося на нем изображения. Образно говоря в описанном процессе "бромосеребрянный отпечаток, обработанный озораствором, выполняет на себя роль негатива и подействовавшего через него света, как в пигментном процессе. Все остальное в технике проявления конечного изображения мало отличается от пигментного процесса".
В обобщенном виде техника озобромного процесса заключается в следующем.
Пропитанный в озобромном растворе слой пигментной (угольной) бумаги, вводят в контакт с размоченным в воде бромистым отпечатком на 15-20 минут и более. После контакта, который ведется под небольшим грузом, листы разъединяют, помещают в воду определенной температуры и далее работают с пигментной бумагой по технике пигментного процесса с переносом либо без переноса.
Бромистый же позитивный отпечаток, несколько отбеленный, после контакта, тщательно промывают от озобромного раствора- до исчезновения желтой окраски, при необходимости на свету допроявляют в обычном позитивном проявителе и закрепляют в фиксаже. Такой бромистый отпечаток может быть использован в озобромном процессе многократно.
Либо задубленное пигментное изображение, после контакта, оставляют на самом бромосеребрянном отпечатке "отдавая его вжертву", как на переносной бумаге и ведут на нем окончательное проявление.
В статье "Озобром и его применение", опубликованной в журнале "Вестник фотографии" за 1912 год озобромный процесс описывался более подробно.
Взять слегка перепроявленный бромосеребрянный позитив, тщательно отмытый от фиксажа, вымочить его в течение 10-20 минут в воде с температурой 30 0С, удалить избыток воды и положить тыльной стороной на стекло.
Пигментную бумагу опустить в озобромный раствор комнатной температуры (200 С) на 2 минуты.
Вода................................……… 600 мл
Двухромовокислый калий........... 5 гр
Красная кровяная соль............... 5 гр
Калий бромистый........................ 5 гр
Хромовые квасцы........................ 1 гр
Квасцы простые.......................… 1,6 гр
Лимонная кислота.....................…0,6 гр
* раствор всегда готовится свежим.
По распрямлению листа пигментной бумаги быстро ополоснуть его в чистой холодной воде, убрать излишки воды и наложить пигментным слоем на влажный бромосеребряный оригинал, аккуратно прижать и с умеренной силой прикатать резиновым валиком.
Листы накрыть стеклом и выдержать в контакте от 30 минут до 1,5 часов под легким грузом между двумя листами влажной фильтровальной бумаги. Придерживаясь при этом следующего правила: чем больше глубоких теней в отпечатке, тем дольше листы должны быть контакте. Чем меньше в контакте находились листы, тем контрастнее получится отпечаток, а более продолжительное время контакта- даст более мягкий отпечаток.
Когда хотят сохранить бромистый отпечаток, то сложенные вместе бромистую и пигментную бумагу погружают не в теплую, а в холодную воду, спустя 5 минут разъединяют и тут же под водой изображение, оставшееся на пигментной бумаге, вводят в контакт с бумагой для простого переноса. Достают из воды листы, переносную и пигментную бумаги кладут на стекло, прикатывают валиком и держат под листом стекла с грузом 30-60 минут, после чего приступают к проявлению водой перенесенного отпечатка, работая, как в пигментном процессе в ванной с водой температурой до 400 С, перенося изображение с его проявлением на переносной бумаге (временной подложке).
Если желают оставить пигментный отпечаток на бромосеребрянном, то оба листа, после контакта, погружают в воду с температурой до 30-400 С и проявляют, как при обычном пигментном способе. Когда между листами начнут выделяться струйки пигментированной желатины, листы осторожно разъединяют. Постоянным покачиванием ванночки с листом бромосеребоянной бумаги с него вымывается незадубленный пигмент и на нем остается лишь нерастворимое пигментное изображение, под которым лежит первоначальное побелевшее серебряное изображение.
Снимок квасцуется в течение 1-2 минут в 5% растворе калиевых квасцов, тщательно отмывается в холодной воде от следов озобромного раствора (до полного исчезновения желтой окраски), погружается в фиксаж и, после основательной промывки в холодной воде, высушивается на воздухе.
При необходимости окончательного удаления бромосеребрянного изображения применяется ослабитель Фермера, который избирательно кистью наносится в необходимых местах.
Определенный интерес могут представить снимки, в которых под красочным изображением выступают следы бромосеребрянного отпечатка.
Это может быть использовано для получения изображений в двух тонах.
При работе в озобромном процессе возможно путем переноса получение позитивных копий в два тона и более, а также комбинационных многоцветных (цветных) отпечатков при окончательном переносе на подложку пигментных изображений, изготовленных на пигментных бумагах разных цветов. Упоминается, что для усиления деталей бромистый отпечаток в отдельных местах обрабатывался кистью с озораствором, процесс с пигментной бумагой повторялся и таким образом достигался желаемый результат.
Для придания неповторимого рисунка фотобумагу с красочным изображением помещали в 2% раствор сернистого натрия, тогда на снимке будут присутствовать и черное (красочное) и коричневое изображение. При этом, работая кистью по отдельным частям снимка ослабителем Фермера, можно достичь двухтональных и много тональных изображений.
Для получения стабильных результатов рекомендовался к применению нормальный (стандартный) озобромный раствор.
Бихромат калия …………….4 г
Красной кровяной соль……4 г
Бромистый калий …………. 2 г
Лимонная кислота …………0,6 г
Воды………………………… 600 куб. см
Для приготовления рабочего раствора он разбавлялся водой в 3 раза.
Контакт с бромистым отпечатком производился в течение 30-40 минут.
Для удобства работы при озобромном процессе предлагалось заранее приготовить четыре 10% раствора бихромата калия, калия бромистого, красной кровяной соли и квасцов.
Для приготовления рабочего раствора смешать по 40 куб. см. бихромата калия, калия бромистого и красной кровяной соли с 20 куб. см раствора квасцов, долить 600 куб. см воды и прибавить требуемое количество лимонной кислоты (указано в рецепте).
Озобромный процесс, предложенный Н.А. Петровым
Пигментную бумагу очувствить в растворе:
Воды.........…………………..600 куб. см
Бихромат калия.........…….…..4 г
Красной кровяной соли.........4 гр.
Бромистый калий…………......4 г.
Квасцы (калиевые)..…………..2 г.
Лимонной кислоты..………….0,6 г.
Взять бромистый отпечаток, исполненный на бумаге с шероховатой поверхностью. Отпечаток желательно иметь более контрастный, не вялый и отфиксированный лучше всего не в кислом фиксаже и хорошо промытый. Размоченный бромистый отпечаток положить на стекло на слои влажной газетной бумаги, слегка обсушить.
Пигментную бумагу немного меньшего размера, размочить в озобромном растворе, дать расправиться и после перевернуть слоем вниз на 2-4 минуты.
Пигментной бумаге дать стечь, положить держа за два противоположных угла на бромистый отпечаток, прикатать валиком, наложить сверху влажной пропускной бумаги, положить стекло и поставить груз. Оставить в контакте на 45-50 минут.
Вынуть из под груза, подвесить для просушки, либо положить на пропускную бумагу отпечатком вверх (оба скрепленных листа) на 20 минут и дать подсохнуть.
При желании получить изображение на бромистой бумаге опустить листы в воду при температуре 35-40 градусов и проявлять, как при угольном печатании- размочить разделить и проявлять.
Остатки изображения в течении 10-15 минут. удалить ослабителем Фермера (100 куб. см 10% раствора гипосульфита с 5 куб.см 10% раствора красной кровяной соли).
При желании получить изображение на другой подложке, листы погрузить в холодную воду на 15 минут и осторожно отделить пигментную бумагу от бромосеребрянного отпечатка.
Фотоотпечаток на бромистой бумаге восстановить после промывки любым проявителем, вновь промыть и отфиксировать для использования при изготовлении других копий.
Снятую же пигментную бумагу накладывают под водой на переносную бумагу для простого переноса, прикатывают валиком, помещают на некоторое время под груз и проявляют, как обычно в теплой воде.
В описаниях приводился и несколько видоизмененный способ озобромного процесса.
Так, пигментная бумага размачивалась в воде в течении 1 минуты и затем помещалась на 30 минут в раствор, состоящий из 1000 мл воды и 3 мл чистой соляной кислоты. После этого бумага переносилась в озобромный раствор, представляющий собой смесь 10% растворов:
Двухромовокислого калия.................80 мл
Красная кровяная соль......................100 мл
Калий бромистый.............................70 мл
Лимонная кислота.........................…10 мл
Квасцы обыкновенные...................... 5 мл
и
Воды.....................................………. 740 мл
Если изображение на бромосеребрянном отпечатке было слабо, вяло и однотонно, то время размачивания пигментной бумаги в кислой ванне следовало вести 10 минут, и наоборот, жесткие и контрастные снимки держались в кислой ванне 40-60 cекунд.
Контраст изображения можно было усилить, если к нормальному озобромному раствору прибавить аммиак из расчета 0,5-3 мл 10% аммиака к 200 мл озобромного раствора. При необходимости ослабить контрасты вместо аммиака брали такое же количество 10% раствора хромовых квасцов.
Время контакта пигментной бумаги с бомосеребрянным отпечатком составляло 10-15 минут.
Расчетное время операций:
1.Погружение пигментного слоя в озобромный раствор 2-3 минуты;
2. Перенос намоченного слоя в кислую ванну и приведение его в контакт с бромистым отпечатком под водой 1 минута;
3. Прикатка к бумаге на 15 минут;
4. Отделение отпечатанного слоя от бромистого отпечатка и прикатка его к переносной бумаге, воставление в соприкосновении между промокательной бумагой 5-6 минут;
5. Проявление слоя в теплой воде 5 минут.
Всего: 30 минут
Фотохудожниками с применением озобромного процесса был разработан "кистевой озобром"
На тщательно отмытый от фиксажа и сухой бромистый отпечаток кистью наносят слой окрашенного желатина, причем мазки, которые делаются кистью должны ложиться по линиям рисунка (характер мазков и методы нанесения дадут или акварельное изображение схожее с рисунком акварелью или масляной живописью). Когда нужные места фотоснимка, в зависимости от замысла, будут покрыты слоем окрашенной желатины, он высушивается, обрабатывается в озобромном растворе и после проявляется, как в пигментном процессе водой от 30-40 0 С.
Состав пигментного желатинового раствора:
Вода..............…...... 480 мл.
Желатина............... 66 гр.
Мыло белое............ 15 гр.
Сахар белый........... 21 гр.
Краска сухая........... 1 гр (удобна и готовая акварель)
Мыло, сахар, желатин и краска разводятся в водяной бане.
Рекомендовалось отпечаток покрывать жидким или густым раствором. Кистью брать столько раствора, сколько необходимо. Достаточно кисть опускать в горячую воду и набирать ею раствор.
Нанесение раствора краски следует начинать с того, на что желаете обратить внимание зрителя. В первую очередь прорисовывать глаза, лицо, складки платья и т.д. Нежелательные детали краской вообще не покрываются. "Можно применять другие способы нанесения краски, добиваясь изображения схожего, например с гравюрой, эстампом и т.д." При работе не допускать образования в красочном слое пузырьков воздуха. Обработанному краской отпечатку дать основательно высохнуть.
Положить отпечаток на несколько листов влажной фильтровальной бумаги лицом вверх и покрыть листом фильтровальной бумаги, смоченным озобромным раствором. Поверх него ватным тампоном нанести еще озобромный раствор, из под бумаги удалить пузырьки воздуха. Обработка бромосеребряного отпечатка, покрытого краской, таким образом ведется 10-15 минут, хотя, без вреда для качества, время может быть и увеличено. Во избежании высыхания допускается повторное смачивание фильтровальной бумаги озобромным раствором.
После этого фильтровальная бумага осторожно удаляется, а отпечаток проявляется горячей водой: как в пигентном процессе.
В целях экономии можно брать:
I II III |
Вода 50 мл 23 мл 15 мл |
Бихромат калия 0,45 г 9 мл 10 мл |
Красная кровяная соль. 0,4 г 8 мл 90 мл |
Калий бромистый 0,25 г 5 мл 140 мл |
Квасцы калиевые 0,2 г 4 мл 40 мл |
Лимонная кислота 0,05 г 1 мл 5 мл |
* растворы I и III составляются из 10 % растворов, перечисленных в рецепте веществ.
** раствор II готовится из расчета 5 гр каждого вещества на 100 мл. воды
При "кистевом озоброме" допускается использование и других озобромных растворов, с которыми вы привыкли работать. При необходимости что-либо усилить или детализировать, этот участок после просушки повторно покрывается пигментированным желатином и таким же образом обрабатывается в озобромном растворе.
Для удаления бромосеребряного изображения отпечаток помещают в холодный раствор гипосульфита с красной кровяной солью (ослабитель Фермера), после чего полученное изображение промывается, также в холодной воде и задубливается в квасцах или в растворе формалина.
В принципе, используя "кистевой озобром" можно по технике пигментного процесса перенести красочное изображение с бромистого отпечатка на лист переносной бумаги.
И. Фаворский широко применял озобромный процесс при обработке негатива, "что позволяло выявить не негативе ранее отсутствующие, скрытые детали и достичь его необыкновенной гармоничности".
Для этого негатив прикатывался к желатиновой бумаге, пропитанной озобромным раствором (в весовых частях):
Вода 600 ч. 600 ч. |
Бихромат калия 3 ч. 5 ч. |
Красная кровяная соль 4 ч. 4 ч. |
Калий бромистый 4 ч. 4 ч. |
Лимонная кислота 0,4 ч. 0,5 ч. |
Хромовые квасцы 1,75 ч. |
Для получения наибольшего контраста рекомендовалось контакт продолжать не менее 10 минут. Слишком вялые и слабые негативы, после обработки в озобромном процессе допроявляли до нужного контраста При слабом и очень контрастном негативе, его прикатывали к желатиновой бумаге пропитанной озобромным раствором. Таки образом, чередуя температуру обработки, крепость раствора и степень допроявления негатива после процесса добивались желаемого результата.
В многочисленных описаниях техники озобромного процесса много внимания уделялось способам управления этим процессом и отмечалось, что применяемые в нем двухромовокислый калий, красная кровяная соль, калий бромистый, квасцы и лимонная кислота, дающая раствору некоторую кислотность, усиливают изображение.
Для получения копии бромистого отпечатка на литр воды нужно одно и тоже количество двухромовокислого калия (независимо от силы бромистого отпечатка- приблизительно 1-2 грамма).
Количество красной кровяной соли, бромистого калия и квасцов увеличивается пропорционально увеличению силы бромистого отпечатка соответственно 4,5-11-12 граммов, 7-15-16 граммов и 1,5- 3- 4,5 грамма.
Количество лимонной кислоты составляет в 1-1,5 грамма.
Для получения сильного отпечатка из расчета на 100 мл озобромного раствора к нему прибавляют от 0,5 до 3 мл 10% раствор аммиака. Прибавлять больше 3 мл аммиака не следует, так как это дает очень слабый слой.
Для получения силуэтных (трафаретных) отпечатков при умеренном проявлении и своевременном применении дубящих ванн удается получить очень интересные схематические рисунки.
В процессе рекомендовалось применять хромовые квасцы, якобы, позволяющие с позитива дать более четкий отпечаток, такой же силы и сочности, как позитивное изображение.