В широком понимании РП – это система управленческих решений и мер любых полит. структур общенационального уровня в отношении своих региональных составляющих

Гос-венная РП – это д-ть центра, в отношении региональных и местных властей. При таком подходе гос-венная РП – это частный случай РП.

Виды Региональной Пол-ки:

1. Имплицитная РП это когда общенациональная пол-ка любого типа имеет региональное содержание и производит значимый региональный эффект. Регион. эффект может распространятся ими на все регионы сразу, или на отдельные территории.

2. Эксплицитная РП это когда действия властей официально идентифицируются в кач-ве региональной пол-ки в документах и НПА.

Квинтэссенцией (сущность) РП является региональная стратегия гос-ва.

Региональная стратегия это система наиболее значимый целей и решений гос-ва, позволяющих обеспечить баланс отношений «центр – регионы» на обозримую перспективу, стимулировать развитие на всех уровнях территориально – полит иерархии и снизить конфликтность как по вертикали, так и по горизонтали. Т.е. РС – это основа РП. РС нередко является элементом национальной идеологии. РС почти никогда не представляет собой официальный документ, т.е. ее можно выявить, через экспертную оценку. В отсутствии РС баланс «центр – регионы» становится неустойчивым, а РП сводится к набору частных тенденций отраслевого и ведомственного характера.

Содержание РП:

РП пересекается с другими направлениями внутренней пол-ки. Вычленение РП в кач-ве отдельного направления обычно происходит в территориально неоднородных странах, где сложная региональная структура вынуждает центр разрабатывать комплекс специальных мер. При этом по своему содержанию РП может совпадать с другими направлениями внутренней пол-ки, например, регулирование вопросов эк развития регионов сближает ее с эк политикой, а управление миграционными процессами с демографической.

РП определяется не по отраслевому содержанию применяемых ею мер, а по целям, связанными с регулированием баланса «центр - регионы». Регулирование же баланса может проводиться самыми разными методами.

Подходы к содержанию РП:

a) Широко распространен эк или экономико-географический подход: Он связан с традиционной практикой рассмотрения регионов, как соц-эк комплекса и пониманием регионального развития в категориях соц-эк развития. В отечественной практике эк подход восходит еще к советским временам, когда об автономном поолит развитии регионов не могло быть и речи и регулирование регионального эк развития составляло практически все содержание гос. РП. В таком понимании предметом РП является - размещение производительных сил. Причины эк перегиба в РП были обусловлены плановой экономикой и жесткой вертикалью власти. В постсоветской России привычное понимание РП трансформировалось в гос-венное регулирование регионального развития и сглаживание региональных отличий.

b) Политологический: Коренным отличием РП является комплексность, авторы такого подхода считают задачей РП комплексное решение региональных проблем различного происхождения.

Полит содержание РП определяется по нескольким направлениям:

1) Сохранение территориально-полит системы (ТПС) (геополит императив). РП направлена на сохранение территориальной целостности гос-ва, это в частности предполагает определение регионов, представляющих собой зоны геополит риска (сепаратистские (Чечня), пограничные, спорные территории) и поиск способов их удержания;

2) Контроль и баланс. РП решает проблему централизованного контроля над регионами, и одновременно эффективного баланса полномочий центральных и региональных властей. Здесь ставится задача найти модель, которая будет обеспечивать преобладание центростремительных сил (тех, кто сближает) и одновременно некоторой самостоятельности и автономии регионов.

3) Амплитуда неоднородности. Задача РП - гармонизация отношений по горизонтали между регионами. Речь идет о снижении амплитуды межрегиональных различий и подъеме отсталых территорий за счет целевых решений гос-ва. Вопрос о допустимой региональной контрастности в сферах пол-ки и экономики решает РП.

Т.о. РП – это, прежде всего, пол-ка и она предполагает принятие полит решений. Это оптимизация отношений «центр - регионы», решение задач центрального контроля и ограничения контрастности, определение рамок региональной автономии и регионального участия. При этом эк решения играют важную роль в РП, принимая эк решения, центр может очень эффективно регулировать баланс отношений. В то же время, решения принимаемые центром с целью регулирования баланса могут относиться и к другим направлениям. Например:

· Собственно-управленческие аспекты РП - развитие властных органов в центре и на местах (назначение губернатора);

· Административно-территориальные аспекты РП (изменение АТД);

· Демографические аспекты РП (управление миграционными процессами);

· Внешние полит аспекты РП (воздействие на хар-ер внешних связей региона);

Исходя из такого системного видения РП, ее следует понимать, как систему действий общегос-венного центра, направленную на регулирование полит отношений с регионами и на собственно - региональном уровне.

РП зависит от особенностей региональной структуры:

· Культурно-исторические особенности гос-ва;

· Особенности географических и природных условий;

· Особенности эк состояния и его динамики;

· Внешние геополит вызовы.

Подходы в РП:

1. Адресный или индивидуальный подход: Предполагает акцент на развитии или подавлении конкретных территорий. Он может быть прямым (прямая помощь, вмешательство, принятие адресных решений) или косвенным (создание институционально-правовых условий для развития теорий). В эк регулировании пол-ки этому подходу соответствует концепция создания полюсов роста специальных эк зон и т.д. Смысл подхода состоит в определении теорий, в отношении которых центр принимает адресные индивидуальные решения.

2. Комплексный: Этот подход развивается на общенациональном уровне с учетом территориального эффекта принимаемых решений. Центр создает механизмы и структуры общенационального уровня, учитывая при этом региональные интересы и особенности. В эк РП примером может служить концепция перераспределения (бюджетный федерализм).

3. Автономный: Предполагает наделение регионов определенной автономией, которая дает им возможность для самостоятельного развития в рамках их полномочий. В отличие от адресного подхода, который так же оперирует конкретными регионами, речь идет не о помощи или вмешательстве, а о противоположном действии - предоставлении автономии и невмешательстве.

Конституционные п-пы региональной пол-ки в России.

Главный правовой документ, определяющий региональную пол-ку – К. РФ.

РФ – демократическое, федеративное, правовое, соце гос-во с республиканской формой правления. РФ=Россия (в НПА).

В Конституции определены п-пы российского федерализма:

1) П-п гос и территориальной целостности (К. ст.4). Добровольный выход из состава РФ не предусмотрен.

2) П-п неделимости российского суверенитета и верховенства федерального законодательства (К. ст.4) В соответствии со статьей 4 пунктом 2 К. РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ. Ст. 15 уточняет эту норму – законы и иные НПА не должны противоречить К.

3) П-п равноправия субъектов федерации ( статья 5). Но выполнение п-па равноправия субъектов возможно только в ограниченных масштабах. Равноправие не следует смешивать с абсолютным равенством и единообразием регионов, которое практически недостижимо.

4) П-п единства гос территории. Деление России на субъекты не означает наличия барьеров между ними. Ст. 8 пункт 1, ст. 74.

5) П-п единства гос власти. Как в любом федеративном гос-ве власть в России функционирует на двух уровнях – федеральном и региональном. При этом федеральная и региональная власть - единая гос-венная власть, разделенная на функциональные уровни. Это подразумевает и определенную иерархию в отношениях между региональной и федеральной властями. В соответствии со ст. 77 - единая система есть только у исполнительной власти (в отличие от законодательной, которая является выборной).

6) П-п разграничения полномочий. Предметы ведения и полномочия (т.е. компетенция) делятся в России между федеральным и региональным уровнями власти (71,72,73 статьи К.).

7) П-п автономии региональной и местной власти. Этот п-п предполагает, что в рамках своих полномочий региональная и местная власть обладают самостоятельностью. Местное самоуправление при этом отделено от гос власти. Региональная власть, являясь гос властью второго уровня, пользуется своими полномочиями, установленными в соответствии с моделью разграничения полномочий. Т.е, там где вопросы не урегулированы центром, региональная власть самостоятельна. Например, регион может назвать представительный орган как хочет.

  1. Теории представительства. Функции выборов. Теории голосования.

Выборы - суть ПП. Представительство: в современное время почти повсеместно утверждён принцип политического равенства, который обеспечивается всеобщим избирательным правом. Основная проблема представительства - не сами выборы, а их результат - могут ли избранные считать себя представителем конкретного слоя.

Теория представительства: единой не существует. Внутри одной и той же ПС могут функционировать несколько форм.

1. Доверительство - лицо, взявшее на себя формальную ответственность за состояние дел другого человека. Бёрк: «представитель по-настоящему служит избирателям, если ставит на эту службу здравое суждение и просвещённое сознание. Представительство - есть своего рода исполнение нравственного долга со стороны тех, кому посчастливилось получить образование и выработать способ зрелого суждения».

Сходные воззрения заявил Эмиилль. Либеральная теория представительства: каждый человек имеет право на представительство, не все мнения могут иметь одинаковый вес, следовательно, возникает идея множественности голосов: 4-5 голосов люди с дипломами и учёными степенями, 2-3 голоса квалифицированные рабочие, 1 голос неквалифицированные рабочие.

Критика: 1. Недемократический смысл: если масса вечно заблуждается, то ей вообще не следует иметь представителя. 2. Кто сказал, что с образованием люди проявят альтруизм и чувство социальной обязанности. 3. Представители радикальной демократии говорили, если политикам дать полную свободу принятия решений, то они воспользуются этим в своих интересах.

2. Модель делегирования. Томас Пейн. Делегат - персона, представляющая другого человека на основе чётко сформулированных инструкций. Акцент на том, что делегат просто представляет чужие интересы, и сам не вправе принимать решение.

Сторонники модели предлагали механизмы, которые не позволили бы политикам отклоняться от указаний. Пример: 1) часто чередовать представителей 2) право отзыва 3) дополнить обычные выборы референдумами (голосованиями по отдельному вопросу). Плюсы: несёт ограничение власти избранных, содействует политическому участию, укрепляет легитимность системы. Минусы: передаёт право принимать решение серьёзных проблем непрофессионалам, фиксирует ОМ лишь на короткий момент времени, позволяет политикам манипулировать повесткой дня, тенденция к упрощению и искажению политических проблем.

3. Мандатная модель - с появлением ПП возникают новые концепции представительства. Если партия побеждает на выборах, она получает мандат от общества - одобрение её программы и разрешение на выполнение ее. Плюсы: учёт политического значения партий и партийной политики; понятные результаты выборов и политикам всё же приходится выполнять свои обещания. Минусы: она опирается на сомнительное представление о закономерностях избирательного процесса; выбирая программу, избиратель может быть согласен с одним пунктом, но не согласен с другим. Голос не следует принимать за одобрение всей программы. Доктрина - это ловушка. Если строго следовать, получается у правительства связаны руки без возможности корректировать политику с учётом изменения обстоятельств.

4. Пропорциональное представительство. Эту теорию не интересует способ избрания представителей. Главное, чтобы они наиболее полно представляли избирателей. Во власти должен быть каждый представитель среза. Идею представительства отстаивали социалистические и радикальные теоретики. Недостаточная представительность высшего уровня государственного управления, интересы некоторых категорий игнорируются. Минусы: сама идея представительства изначально поставлена в узкие рамки, но если все представители будут отстаивать интересы исключительно своих избирателей, то обществу гарантированы конфликты; власть правительства представляет собой общество в миниатюре, со своими «+» и «-»; эта теория осуществляет лишь ограничение электорального выбора и принципа свободной личности.

Выборы: Представительная демократия невозможна без выборов. Шумпетер: выборы - сама суть демократии. Учёными ставятся вопросы в отношении института выборов: какие посты - должны быть выборными; как происходит подача голосов; являются ли выборы состязательными; как проводятся выборы (избирательная система).

Функции выборов:

1) пополнение политического корпуса;

2) формирование правительств (пример: Франция, Венесуэла, США);

3) обеспечение представительства;

4) влияние на политику (косвенное);

5) политическое просвещение общества;

6) лигитимизация системы;

7) усиление элит;

8) средство манипуляции и контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow