Группы интересов в политике. Их виды. Содержание

Активность групп в политическом процессе неоспоримый факт. Вопрос лишь в том стабилизируют они ПС или дестабилизируют?

Точки зрения на этот вопрос в 2х направлениях – институциональном и социологическом:

1. 17 – 19 век ученые классической модели либ демократии в странах Евр и США – демократический полит процесс не совместим с участием в нем полит групп и фракций. Руссо, Джеферсон – резко негативно, так как не совместимо с принципом демократии – всеобщего блага. Управлять обществом можно со спец навыками, посредством выборов. Полит активность групп – пережиток феод – сословной структуры об-ва. К началу 20 века с развитием гражданского об- ва и дем институтов стали заметны недостатки инстут подхода.

2. Ласки, Одегард, Бентли, Кули, Трумэн – альтернатива старой идеи – идея распыления или дисперсии плит вдасти в дем об-ве между автономными группами и наличии множества центров принятия полит решений.

В 1887 году Геннис работа Община и общество. Коммунальные группы и ассоциации не одно и тоже.

В социологии группы принято разделять на первичные и вторичные. Первичные – введено Кули, относил – семью, любимых, с кем есть эмоц связь. Вторичные – деперсонизация, как правило, для достижения целей.

Бентли в работе «Процесс управления» ввел понятие группы интересов - разнообразные организованные группы людей, имеющих определенные цели и выдвигающих конкретные требования перед пол властью. Бентли предлагал рассматривать об-во как “совокупность различных групп интересов, причем, количество групп ограничивается лишь одним показателем – интересы ради которых они созданы и действуют”. Чем более гетерогенным является общество, тем более разнообразны существующие в нем интересы” (Уилсон). Ассоциации являются одним из главных способов структурирования гражданского общества (Parsons).

Причины объединения людей в группы по Уилсону:

- децентрализация ПС, которая способствует росту числа групп, использующих различные варианты доступа к правительству для достижения собственных интересов

- слабость партийных систем или временное ослабление позиций ПП.

Различия ГИ, лобби, ГД:

ГИ - добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами, так и с политическими институтами

Лоббизм - лишь непосредственное воздействие на процесс принятия законов в парламенте, а ГД – организации, стремящиеся поддержать или помешать принятию конкретных решений гос органами. So, понятие ГИ шире.

АГИ - профсоюзы, торговые палаты, ассоциации промышленников, этнические ассоциации, религиозные и гражданские группы.

Смелзера добровольным ассоциациям присущи 3 черты:

- ее целью является защита общих интересов ее членов;

- организация и членство в ней носят добровольный характер;

- организация не связана с правительственными органами

Уилсон: ГИ - организации, независимые от государства или ПП и стремящиеся влиять на гос политику.

Зейглер: ГИ – формальные организации, которые стремятся оказать влияние на дем политический процесс”

Исходя из сложившегося понимания групп интересов, внимание исследователей было привлечено в первую очередь к деятельности ассоциированных групп интересов (АГИ).

АГИ м б членскими орг как с индивидуальным, так и коллективным членством, ориентированными на политическую мобилизацию участников для достижения согласованных целей – например, профсоюзные организации. Могут добив целей и без массового членства: “Кампания за воздух, свободный от свинца” – Clear, которая состоит лишь из нескольких человек, но пользуется значительным влиянием, благодаря спонсорскому финансированию и опоре на другие организации – “Друзей земли”, “Общество консервации” и на стратегию громких имен.

ГИ являются такими добровольными ассоциациями индивидов, которые отличаются от ПП, поскольку не выдвигают кандидатов на выборные должности и не стремятся завоевать власть, а лишь имеют цель влиять на правительство и другие политические органы различными способами, формально оставаясь вне органов политической власти.

Главный способ действий ГИ – убеждение, советы тем, кто управляет, информирование общественности и пол лидеров о потребности и взглядах тех или иных социальных групп, организованные действия в поддержку своих интересов, например, забастовки, митинги и т.п.

ГИ являются одновременно основой политической системы и ее важнейшим компонентом, информационным каналом, обеспечивающим, оперативную передачу требований институциональным элементам системы.

Каналы АГИ: СМИ, ПП и структуры государственной власти – законодатели, суды, гос бюрократия.

Особенность демократ общ – наличие легитимных каналов доступа к ресурсам полит влияния – лоббирование.

Наиболее активно действуют ГИ в Конгрессе США –специфика американской партийной системы с аморфными партиями и относительно слабой партийной дисциплиной. В тех же странах, где законодатели обязаны строго подчиняться партийной дисциплине – в Великобритании, Франции, Германии – активность групп интересов сосредоточивается, главным образом, вокруг парламентских комитетов и партий.

Правительство. Правительственная бюрократия является главным рычагом доступа к политическим решениям. + этого канала - что позволяет более оперативно добиться необходимого решения и избежать публичных дискуссий; - же – бюрократия за некоторыми искл назначаема.

Суд. Влияние на судебную систему также эффективно в отношении важных и значимых политических проблем. Но нужно быть подкованным и много t. Пользуются этим каналом редко.

ПП. Хотя высокая степень идеологизации, внутренняя иерархия и дисциплина ограничивают возможность его использования.

СМИ – широко используются. Инициатива, получившая благоприятное освещение в СМИ или снискавшая общественную поддержку, как правило, не может быть проигнорирована политиками, поэтому ГИ тратят значительные средства на рекламу своих начинаний.

Важны ресурсы влияния ГИ:

- финансовая мощь

- владение собственностью

Позволяют через воздействие на экономику влиять на структуру занятости, гос бюджет à влиять на общественное настроение и оказывать прямую финансовую поддержку конкретным правительственным программам.

- численность группы влияет на ее способность оказывать давление, но в отдельных случаях с успехом может быть компенсирована организационной сплоченностью, а также информацией, квалификацией и опытом, которым обладают участники группы

- знания и эксперты, особенно влиятельны в тех случаях, когда политический вопрос предполагает решение сложных технических проблем.

Конкуренция в ГИ:

Конкуренция между группами за влияние на процесс принятия пол решений позволяет установить равновесие между требованиями, выдвигаемыми различными слоями общества и поддержкой, которую получает ПС, если выдвигаемые гражданами требования получают удовлетворение вследствие принятых решений.

Между группами интересов должен быть баланс. Если 1 группа усиливается несоразмерно со своей общ значимостью – политика перестает соответствовать воле народа.

Процесс формирования ГИ неравномерен. Сущ Т всплесков. На примере США:

- 70-е гг. ХVIII - борьба за независимость

- 60-е гг. ХIХ в., знаменовавших развитие рабочего движения, формирование первых профсоюзов

- нач 20 века -“золотой век” возникновения АГИ, когда были созданы такие крупные организации, как Торговая палата, Национальная ассоциация промышленников, Американская медицинская ассоциация, Городская лига, Американское федеральное бюро по вопросам соц. обеспечения, Национальная организация содействия развитию цветного населения, Антидиффамационная лига и т.д.

- после 70-х ХХ. 2/3 от всех ныне действующих групп интересов. Причем до 60-х гг. интенсивно возникали и действовали лоббистские организации корпораций, профсоюзных и торговых организаций сейчас же наиболее активно проявляют себя в политике группы защиты окружающей среды, прав потребителей, группы по социальному обеспечению и охране гражданских прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: