Специфика отношений власти и бизнеса в России

С нач 90-х г. XX в. рос бизнесу были свойственны две базовых стратегии поведения с властью (По Хиршману):

- Exit (агент, неудовл функц-ем на рынке, уходит с него, так как переход в др сферу влечет меньшие издержки, чем попытка изменить эту. Эк агенты эпизодически участвуют в пол жизни, например в кризисных ситуациях, как это было в августе 1991 г. или октябре 1993 г. По мере стабилизации соц-пол ситуации, эти предприниматели возвращаются в сферу своей профессиональной деятельности)

- Voice (агент стремится постоянно воздействовать на рынок с целью изменения основных институтов и приведения их в соответствие со своими интересами. Чем больше вовлечен и чем меньше конкуренция, тем вероятнее выбор этой стратегии.

Исходя из этой типологии, в России бизнес в стратегии выхода из-за неэффективной гос экономики. Voice может быть реализована бизнес-элитой в двух вариантах — изменения общих правил игры, и поиска индивидуальных решений для удовлетворения частных интересов наиболее влиятельных игроков.

Специфика России – разрушение старых гос институтов в конце 90-х г.г. Не важно, что они унаследована от прошлого режима, важно, чтобы они поддерживали трансформацию, обеспечивая текущую деятельность экономических агентов.

Для России свойственно общее происхождение власти и элиты. По исследованиям 51% элиты на 1993 год занимали номенклатурные позиции в 80х.

В краткосрочном Т voice стратегия, предполагавшая тесную интеграцию с властью на основе индивидуальных договоренностей с его конкретными представителями, в конкурентной борьбе была более успешной, поскольку в сравнении с масштабами бюджетных потоков, поворачиваемых в нужную сторону соответствующими чиновниками или политиками, размер их персонального вознаграждения оказывался весьма и весьма скромным.

О приватизации: Куча исследований (Холодковский, Работяжева, Стрела, Гольд и тд.)

О приватизации в 1987-1991гг (номенклатурная) и массовая приватизация 1992-1994. Пол лидеры стремились создать такой институт собственности, при котором max их личные пол выгоды, независимо от общеэкономической эффективности С прав собственности. Учли требования мощных групп в эк взаимен поддержка опред полит лидеров.

Элита была заинтересована в отсутствии институтов, так как без контроля проще осущ раздел гос собственности как хочется. Сложность – недостатки программы приватизации, правовая С мало помогала, приходилось полагаться на подкупн чиновников, авторитетов и т.д.)

Voice – элита пыталсь заменить вакуум, возникший в результате развала прошлой системы. В этот Т зарождается новая система «номенклатурного» бизнеса (Союз кооператоров, Союз риэлтеров, Партия народного капитала) Началась организация политических и лоббистских представительских институтов, выражавших интересы бизнеса, контролируемого властью (Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация российских банков.

Создали хренову тучу организаций: Федерация фондовых бирж России и Союз фондовых бирж России,, Московская конвенция пред­принимателей, Союз нефтепромышленников, Федерация товаропроизводителей России, «Круглый стол бизнеса России»…

So, в нач 90х был создан практически весь спектр лоб институтов, но они были малоэффективны за некоторыми искл. Исслед показали, что эти союзы редко были одним фронтом, в основном все действовали индивидуально. А нафиг тогда создавали? Вследствие своего нежелания выступать единым фронтом, они, несмотря на победы над отдельными государственными структурами, неспособны противостоять нажиму государственных структур в целом.

Отношения между крупным бизнесом и властью в России 90-х были в большинстве персонифицированы. Соответственно, в качестве партнера власти выступали либо отдельные представители бизнеса, либо крупные финансово-промышленные корпорации. При этом взаимодействие между бизнесом и властью осуществляется на уровне элит, а механизмом этого взаимодействия являются неформальные институты.

По мнению ученых, в Т последнего срок аЕльцина все офиц институты заменились неформальными связями.. Политолог Очин: в это время в экономике существовали два сектора - официальный и «теневой». Анохин и Воторников – сущ триада – теневая эк, теневая пол, теневое право.

Естественно, что эта С расхищала ресурсы гос-ва, но прибыльна для конкретных лиц. Система неэффективна, но нет агентов желающих ее изменитьà Кризис 1998.

Кризис 1998 г. продемонстрировал бизнесу рост опасности потери собственности. Завершение массовой приватизации, и девальвация рубля повысили эффективность отечественных предприятий и увеличили ценность их активов. Положение нестабильно, нужно создать институты, защ собств.

Приход Путина – обещал навести порядок в гос-ве,

Факторы, сделавшие власть в лице Президента доминантным игроком в отношениях с бизнесом:

- его референтная группа – фед адм элита, рекртируемая из С-П. У нее нет необходимости в стратегическом союзе с крупным бизнесом, поскольку экономический рост и благоприятная внешняя конъюнктура позволяют власти выполнять свои обязательства, не прибегая к экстраординарным механизмам финансирования.

- у народа отриц отношение к предпринимателям

- Путин – авторитет для общества. Глубокая связь и поддержка.

Путин заявил, что власти больше не нужна лояльность, элита должна разоружиться от полит амбиций. Начало реформ – вывел Березовского и Гусинского из полит пространства, в газпром делегированы представители адм президента, надзорные органы.

При Путине, декларировавшем принцип «равноудаления» олигархов, бизнес был поставлен перед выбором: либо поддерживать власть, либо уходить с политической сцены.

Реалии российской пол-эк системы таковы, что обеспечить развитие бизнеса без положительного взаимодействия с властями практически невозможно. Представители бизнеса довольно быстро освоили демократические процедуры и научились работать с электоратом. Об этом свидетельствовали итоги региональных выборов, резко повысившие политический вес хозяйственников - управленцев.

Благодаря своим представителям в государственном аппарате и в органах законодательной власти, крупный бизнес сохранил и некоторые иные рычаги влияния на политические решения. В мае 2004 в правительстве на постах министров и т.д. были известные независимые предприниматели, управленцы.

До 2000 года, бизнесмен пришел во власть, при этом продолжая быть бизнесменом, работая там. С 2000 предприниматель или менеджер из бизнес-структуры приглашается на государственную должность, как носитель некоторого важного опыта, навыков и технологий. При этом приглашаемый должен стать, прежде всего, чиновником и разорвать содержательную связь со своим прежним бизнесом (хотя и права собственности, и доходы он может сохранить).

Экономическая элита также стремится сохранить и укрепить свои позиции в ФС. Количество членов этой палаты, характеризующихся как выдвиженцы от крупного бизнеса, по большинству оценок, существенно превышает 50 процентов. Так, в верхней палате парламента 10 миллиардеров О_о и откуда им знать, чего нам надо?

Существенно затруднен доступ к информации, касающейся отношений между политическими партиями и бизнесом, поскольку они тщательно охраняются большинством крупных бизнесменов. По некоторым оценкам, число депутатов Государственной Думы, которых можно считать представителями бизнеса, равно 114. 22 депутата Госдумы являются миллиардерами. Подавляющее большинство их состоит в партии «Единая Россия. Тоже самое и в регионах.

Исследование Агенста эк новостей: из 30 у пяти экономическое влияние было оценено выше, чем политическое - ЮКОСа, ЛУКОЙЛа, Сбербанка РФ, компании «Сибирско-Уральский алюминий, НИКОЙЛ. Полит влияние больше эк на 20% в «Альфа -группа», включая «Альфа - банк», АФК «Система», «Базовый элемент».

Опираясь на анализ взаимодействия бизнеса и власти в новых условиях, многие авторы говорят о тенденции к формированию государственно-корпоративного капитализма: модель приватизации власти в интересах бизнеса, характерная для 1990-х годов, сменяется регулярными формальными и неформальными согласованиями интересов между государственными структурами и крупнейшими корпорациями, объединенными в различные союзы и ассоциации. Первым шагом по этому пути стало образование осенью 2000 года нового института функционального представительства бизнеса - Совета по предпринимательству при правительстве. Российский союз промышленников и предпринимателей – защита крупного бизнеса, появились – деловая Россия – ср бизнес, Объединение предпринимательских организаций – 450 тыс предприятий малого бизнеса.

По мнению политолога А. Зудина, новая концепция взаимоотношений власти и крупного бизнеса выглядит следующим образом. Если раньше положение в экономической элите определялось финансовым весом и автономными политическими ресурсами, то в настоящее время ключевым является место бизнес-лидера в «иерархически построенной и институционально закрепленной системе отношений с властью».

Важнейшим каналом связи ведущих управленцев в правительстве и бизнесе является их обоюдное участие в советах директоров ряда крупнейших российских корпораций, имеющих тот или иной пакет акций, принадлежащих государству. В этих случаях формальные и неформальные институты, обретают важную для обеих сторон легитимность. Так, в "Газпроме" в 2002 г. были представлены шесть высших должностных лиц власти: глава, глава Минимущества, глава Министерства антимонопольной политики И. Южанов, вице-премьер В. Христенко, первый заместитель главы президентской администрации Д. Медведев, первый заместитель руководителя аппарата правительства А. Левицкая, министр энергетики И. Юсуфов, председатель РФФИ В. Малин, председатель Федеральной энергетической комиссии Г. Крутовой, первый заместитель министра природных ресурсов А. Караганов. В составе совета директоров "Аэрофлота" - Г. Греф, министр транспорта С. Франк (вновь избранный в ноябре 2001 г. председателем совета) и еще один представитель того же мини­стерства В. Горячев, заместители главы Минимущества А. Браверман и С. Моложавый, заместитель министра финансов В. Чернулин. В компании "Алмазы России" ("АЛРОСА") - заме­ститель главы правительства и министр финансов А. Кудрин, а также ряд других высокопоставленных чиновников финансово-экономических ведомств. Как и министр транспорта С. Франк, Г. Греф входит в состав совета директоров АО "Шереметьево", но уже в качестве его председателя.

Мухин считает что принцип «равного удаления» не сработал, и обвиняющего власть в непоследовательности. Он считает, что крупный бизнес «держится на некотором расстоянии от Кремля, однако время от времени та или иная ФПГ «приближается» на долгий или короткий срок, в зависимости от своей полезности команде Путина, которая декларирует приоритет государственных интересов».

В течение 2000-2003 гг. наблюдался относительное институциональное равновесие во взаимоотношениях власти и бизнеса при постепенном укреплении позиций федераль­ных властей.

Дело Юкоса:

Известно, что ЮКОС тогда решился на прямые действия против власти. Финансирование КПРФ, Яблока и СПС. С покупкой ЮКОСом целого ряда депутатов парламента также связывался срыв прохождения в Думе в начале 2003 г. правительственного законопроекта о природной ренте. Наконец, объявленное слияние ЮКОСа и принадлежавшей Абрамовичу компании Сибнефть м продажа части акций – потеря для власти контроля.

Широкая поддержка действующего президента избирателями на парламентских (в декабре 2003 г.) и президентских (в марте 2004 г.) выборах означала, что власть в рамках конфликта с "олигархами", олицетворением которых выступал М. Ходорковский, одержала безоговорочную победу. По данным социологического опроса, на вопрос: "Какую политику следует проводить Президенту РФ В. Путину в отношении олигархов?" 40,1% выбрали вариант "В. Путину следует шаг за шагом избавить страну от всех олигархов" 25,7% считают, что "следует провести несколько показательных процессов, чтобы другие олигархи перестали вмешиваться в политику".

Институты, обеспечивающие взаимодействие власти и бизнеса в 2000 - 2003 гг. оказались в состоянии кризиса. Возможности для продвижения в новой Государственной Думе интересов бизнеса существенно сократились, несмотря на расширенное представительство в нижней палате.

На фоне ослабления позиций РСПП усилил свою активность другой институт - Торгово-промышленная палата.

В апреле 2004 г. еще один институт представительства бизнеса - Совет по предпринимательству при правительстве - был распущен. Было объявлено, что при правительстве будет создан новый консультативный орган - Совет по конкурентоспособности и предпринимательству.

В целом, если лето 1996 г. можно считать высшей точкой господства "олигархов" в рамках их взаимоотношений с властью, то к лету 2004 г. политический маятник достиг другой точки, когда власть стала доминировать над бизнесом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: