Внутренние (корпоративные) лоббисты

3. Лоббисты профессиональных и коммерческих ассоциаций. представляет коллективные интересы предприятий, работающих в одной или нескольких отраслях.

4. Группы, защищающие общественные интересы. Это различные объединения за права женщин, этнических и сексуальных меньшинств, любителей животных и т.д.

5. Профсоюзы. Влияние профсоюзов на власть более институционализировано.

Неопределенность статуса лоббистов имеет место в виду отсутствия четкого законодательства. Но все страны пытаются начать регулировать это явл. В США законность лоббизма из 1 поправке к К – гарантия прав граждан обращаться к правительству с прошениями.

США, Канада- законы о лоббизме. Сэм Уард – король лоббизма.

США. В 1876 году был принят закон – все лоббисты обязаны были оф зарегистрироваться в нижней палате парламента. Особая роль была у иностранного лобби. Своих лоббистов в Вашингтоне имеют 135 государств и отдельных территорий.

С 1946г. в США ФЗ о регулировании лоббизма в Конгрессе. Закон направлен как раз на отделение лоббизма от коррупции, делая достоянием общественности, какие группы интересов и как влияли на принятие того или иного закона. Открыты финансовые потоки лоббистов, При рег лоббист обязан указать данные, суммы на лоб выделенные, кто его нанял, на кого будет действовать + должен ежеквартально представлять подробные отчеты о полученных и израсходованных на указанные цели средствах, которые обнародуются в издании Конгресса. Нарушение – штраф 5000$ + закл до 1 года. При повторном – 10000$ и заключение до 5 лет.

С 1996 года действует более жесткий закон о лоббизме — закон о раскрытии лоббистской деят. Стали рег и лоббистов в Правительстве. Так как Исп органы стали основным О для лоббистов. Именно используя право правительства на законодательную инициативу, основная масса лоббистов легализует свои интересы.

В 2006 году ужесточение закона. Сенаторам было запрещенопринимать подарки и приглашения на ужин от лоббистов и необходимо не только отчитываться о целях поездок, финансируемых частными лицами + спрашивать разрешение.

Австралия, Бразилия, Россия – законы в стадии подготовки.

В Австралии и Германии приняты специ­альные правила регистрации юр и физ лиц, пы­тающихся влиять на законодательный процесс.

Ос­новой законодательства о лоббизме в России являются положе­ния Конституции РФ о праве граждан создавать объединения и общества, обращаться в государственные органы, участвовать в управлении государством (ст. 30, 32, 33).

Лоббизм обычно рассматривается в трех аспектах:

- лоббизм как социальное явление;

- лоббирование как вид политической дея­тельности;

- лобби как форма пол организации заинтере­сованных лиц.

Лоббирование — процесс деятельности в органах законода­тельной и исполнительной власти с целью выявления и предо­ставления в этих органах интересов определенных общественных групп.

Спец хар – ки лоббиста – профессионала:

- чаще всего политики, чиновники, военные, спец свзя с общ, депутаты (бывшие)

- профессионалы

- шир связи в бизнесе и власти

- общительность

- способность к сбору и анализу информации

-честность

-открытость

-умение завоевать доверие и т.д.

Лобби отличаются от политических пар­тий тем, что они не ставят целью завоевать власть, а ограничива­ются давлением на нее.

Интересы предпринимателей лоббируют прежде всего много­численные предпринимательские объединения (союзы, ассоциа­ции, лиги), общ-гос фонды, общественные структуры при органах зак и исп влас­ти, бизнес-клубы, социальные лоббистские фирмы.

Лоббисты добиваются фи­нансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода комитетах конгресса и ведомствах исполнительной власти.

Наиболее активно к практике лоббирования прибегают биз­нес, как крупный, так и средний и мелкий, их предприниматель­ские организации и ассоциации. Один только Американский институт нефтяной промышленности держит в столице около 60 зарегистрированных лоббистов. Лоббизм шир исп на h и штатов и местах. В широких мас­штабах лоббирование практикуется на штатном и местном уров­нях (во время каждой сессии законодательного собрания штата Калифорния регистрируется около 500 лоббис­тов).

К наиболее крупным лоббистским организациям относятся - «Нэшнл райфл асоушиэйшн», «Нэшнл эдюкейшн асоушиэйшн», «Американская федерация фермерских бюро», «Американская ассоциация», «Американский нефтяной инсти­тут», «Шоссейное лобби», «Военно-промышленное лобби», так называемое «еврейское лобби» и т.д.

Россия:

В России лидирующие позиции в данной сфере деятельности занимают Торгово-промышленная палата Российской Федера­ции, Российский союз промышленников и предпринимателей, Федерация товаропроизводителей России, Круглый стол бизнеса России и т.д. Лоббирование этими и другими организациями заключается в решении задач общеотраслевого кредитования и субсидирования, формирования эк политики государства, спонсировании избирательных кампаний, защите деловых людей от коррупции в органах гос власти, поддержке предпринимателей в борьбе с бюрократизмом, оказании помощи в получении достоверной информации о ры­ночной конъюнктуре и политических прогнозах, поиске партне­ров для совершения сделок, включая зарубежных партнеров, по­иске партнеров для совместной работы и т.д.

В проекте ФЗ «О регулировании лоббистской деятельности в феде­ральных органах государственной власти» лоббирование является признаком демократи­ческой формы правления, если оно способно отражать реальные потребности в государственном управлении и не основано на те­невых и незаконных способах реализации. Достижение этой цели возможно путем законодательного закрепления данного институ­та, определения правового статуса лоббистских объединений, их прав и обязанностей в сфере государственного управления.

В про­екте приводятся следующие формы и методы лоббистской дея­тельности:

- предоставление в федеральные органы государствен­ной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановле­ний и других НПА, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов исполнительной власти;

- участие в обсуждении комитетами и ко­миссиями ФС, органами исполнительной власти отмеченных выше законопроектов, документов и матери­алов;

- устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организаций, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность;

- экспертиза проектов законов и иных нормативных актов федеральных органов госу­дарственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.

Шаги лоббиста:

- Он должен знать, кем и в какие сроки обсуждается интересующий его вопрос, необходимо выявить то гос учрежде­ние или то должностное лицо, которое занимается конкретным направлением политики и соответствующими программами, необходимо более или менее точно сформулировать интересующий клиента вопрос.

- отыскание в соответствующих сборниках зак актов законов, связанных с данным направлением политики. Далее определяется, в прерогативы каких именно комитетов или комиссий законодательного собра­ния и федеральных ведомств входят контроль, финансирование и реализация интересующей программы,

Приемы лоббистов:

- личные контакты с теми, кто принимает решения, мобилизация влиятельных групп избирателей для нажима на членов конгресса, пропаганда своей позиции путем рассылки письменных материалов по почте, а также сбор денежных средств, подбор сотрудников или оказание иных услуг в избирательной кампании.

- убеждением членов ЗС проголосовать за или против того или иного законопроек­та, внести в них необходимые для своих клиентов поправки или изменить редакцию законов и постановлений и т.д.

- информирование. Оно должно быть точным, так как много конкурентов.

Немаловажное значение приобретает этап разработки чиновниками проектов постановле­ний и инструкций по осуществлению принятых законов. Естественно, что лоббисты стремятся к тому, чтобы эти постановления и инструкции отвечали интересам своих клиентов.

Воздействие на законодательные органы государственной власти:

- сбор и представление информа­ции;

- выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парла­мента;

- внесение законопроектов;

- участие в разработке проектов;

- информирование депутатов о соц, эк и по­л последствиях принятия соответствующих законов;

- пропагандистские акции в СМИ;

- не­формальные контакты;

- рассылка писем, телеграмм, поддержка связи по телефону;

- финансирование избирательных кампаний…

32. Экономическая система. Понятие. Виды.

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

Традиционная экономическая система

Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики (сущ разл форм хозяйствования).

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

Хар – на активная роль гос-ва.

«+»: стабильность;предсказуемость;добротность и большое количество благ.

«-»: беззащитность перед внешними воздействиями; неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

- крайне примитивные технологии;

- преобладание ручного труда;

- все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

- организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство.

Современная рыночная экономическая система.

Отличительные черты:

- многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных видах;

- развертывание НТР, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

- ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

- изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

- рост уровня образования (послешкольное);

- новое отношение к труду (творческое);

- повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

- гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

- информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

- ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);

- глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

Административно-командная система (плановая)

СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Основные черты:

- государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

- сильная монополизация и бюрократизация экономики;

- централизованное, директивное эк планирование как основа хозяйственного механизма.

- непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

- государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

- государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Смешанная система

И государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной

Отличительные черты:

- приоритетность рыночной организации экономики;

- многосекторность экономики;

- государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

- ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на эк рост и соц стабильность;

- социальная защита населения.

Характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

33. Экономическая власть: сущностные характеристики.

Эк С - способность отдельного человека, руко­водства фирмы, крупной корпорации или заинтересованной груп­пы оказывать эк средствами воздействие на от­дельно взятого человека, группу людей или общество в целом с тем, чтобы приспособить их поведение к своим интересам.

Большую опасность для общества и отдельно взятого человека представляет концентрация экономической власти в руках него­сударственных субъектов. Эта опасность состоит прежде всего в том, что более сильные могут навязывать свою волю слабым. Бесконтрольная экономическая власть порож­дает еще большую экономическую власть, и она может приобрес­ти политическое влияние, перерасти в политическую власть.

F предпринимат деят – f оптимального комбинирова­ния факторов производства и тем самым наиболее эффективного использования ресурсов — материальных, финансовых, трудо­вых, интеллектуальных и других в целях максимизации прибыли.

Распоряжение эк ресурсами есть реальная хозяйственная власть, а ее носитель — предприниматель, будь то государство или частный субъект экономических отношений является субъектом этой власти. Хозяйственная власть - эк (общ) отношение господства и подчинения между S хозяйст­вования в ходе комбинирования эк ресурсов в про­цессе производства, распределения, обмена и потребления благ и присвоения результатов хозяйственной деятельности.

S хозяйствования:

² Домохозяйства - все население страны. С 1 ст – поставщики всех ресурсов, с 2 – основная расходующая группа.

² Фирмы: они выступают ос­новными потребителями эк ресурсов и производите­лями всевозможных товаров и услуг как личного, так и произво­дительного потребления.

² Государство обладает эк и материальными ре­сурсами + оно обеспечивает общие условия хозяйственной дея­тельности, а также получателя доходов и распорядителя ими.

О предпринимателе:

Суть власти предпринимателя состоит в том, что он самостоя­тельно принимает решения:

— что, в каких объемах производить, где, кому и по каким ценам реализовывать;

— о вариантах комбинации эк ресурсов, приемле­мых для него условиях привлечения заемных, арендуемых, фак­торов производства, о порядке, условиях найма и увольнения в рамках действующего трудового законодательства.

Предприниматель является руководителем производственной единицы. Ему принадлежит власть; Предприниматель формирует внутрифирменные структуры организации и управления производственным и хозяйственным процессами; осуществляет стратегическое и текущее планирова­ние деятельности фирмы и контроль за их реализацией. Эта функция хозяина никогда не переходит к простому работнику.

Предприниматель осуществляет руководство деятельностью фирмы, реализуя свою волю путем воздействия в различных пря­мых и косвенных формах на руководимые объекты.

Объек­том управления выступают ресурсы фирмы и ее персонал. Цель управления — максимизация прибыли. Бла-бла о том, как много делает предприниматель.

+ предприниматель имеет дополнительную хозяйственную власть, мате­риальной основой существования которой выступает властный капитал. «Властный капи­тал генерирует для себя властное хозяйственное пространство, в рамках которого реализуется контроль, управление и господ­ство».

Н-р: владения одними акционерными компаниями ценными бумагами других акционер­ных компаний. Иногда это участие взаимное. Технология организации такого рода участия: головная материнская компа­ния скупает контрольный пакет акций других форм — дочернего общества, которое в свою очередь подчиняет себе аналогичным образом внучатые общества и т.д. Зачастую в этих целях создают­ся холдинги.

Холдинговые компании выступают в двух видах: чистый холдинг, создаваемый специально для выполнения функ­ций контроля и управления; смешанный холдинг, занимающийся помимо функций контроля и управления предпринимательской деятельностью.

Материнские структуры:

1. Крупные предприниматели, банкиры, владеющие акциями промышленно-торговых корпо­раций и кредитно-финансовых учреждений и оказывающие ре­шающее воздействие на внутреннюю и внешнюю политику.

2. Кредитно-финансовые учреждения (банки, страховые ком­пании, инвестиционные фонды и т.п.), скупающие и владеющие контрольными пакетами промышленных и торговых корпораций.

3. Торговые и промышленные корпорации, приобретающие крупные пакеты акций банков и страховых компаний в целях получения доступа к денежным капиталам и обеспечения льгот­ного для себя режима пользования ими.

Развитие системы участие ведет к созданию финансовых групп. В совр они находятся на вершине хоз деят. Предприятия объединяются обычно путем соглашений (1- конкуренция затратная, лучше объединиться. 2 – для малых и сред – уберечься от конкур, пусть доход и средний, но стабильный).

Объединения могут быть как ясными и законными, так и теневыми. К явным относятся картели: Картель - группа предприятий, которые за­ключают письменное соглашение относительно цен, объемах вы­пуска, т.е. разделения отраслевого рынка в целях установления монопольных цен при сохранении его участниками своей индивидуальности, экономической, технической и финан­совой самостоятельности. Оно может регламентировать: закупочные и продажные цены; условия закупок и продаж; объем производства; распре­деление рынков сбыта.

Картели делятся на:

национальные картели, которые занимаются главным обра­зом внутренними продуктами или продуктами, охраняемыми та­моженными барьерами

— международные картели, которые занимаются сырьем и полуфабрикатами, являю­щимися предметами международного потребления; государство часто вмешивается в международные соглашения, выступая в каче­стве представителей интересов национальных производителей.

В большинстве стран со смешанной экономикой практика кар­телирования, как правило, является противозаконной и регламентируется антимонопольным законодательством.

Отраслевые, региональные, общенациональные предпринима­тельские союзы, которые создаются как в целях защиты интересов предпринимательства в целом, так и с целью разработки и осу­ществления общей хозяйственной стратегии и тактики.

В экономике власть ран­жирована и выступает в следующих видах.

1. Хозяйственная власть, которая распространяется на эк ресурсы, определенные варианты их комбинирования в производственном процессе и в ограниченной мере на такие ры­ночные параметры, как спрос, предложение, цена.

2. Дополнительная хозяйственная власть, которая распростра­няется на другие хозяйствующие субъекты и носители хозяйст­венной власти, обладающие меньшим властным потенциалом

S дополнительной хозяйственной власти выступают крупные предприниматели или такие предпри­нимательские образования, как:

- корпорации;

- финансовые (финансово-промышленные, финансово-тор­говые) и т.п. группы;

- картельные структуры всевозможных видов и форм суще­ствования (явные, теневые, закамуфлированные);

- союзы предпринимателей

Все предприниматели, союзы сталкиваются с интересами и волей идентичных носителей хозяй­ственной власти, с одной стороны, и с интересами иных хозяйст­венных субъектов: домохозяйств, государства, — с другой à Необходимость упорядочивания эк отношений, что и делает гос-во.

Власть, которой обладают фирмы, служит делу достижения 3х целей:

- Защитная цель. стремится сохранить свое положение, избежать банкротства. Основными средствами достижения этой цели выступа­ют стабилизация цен, контроль над издержками производства, управление потребительским спросом, обеспечение такой прави­тельственной политики, которая способна сделать спрос устойчи­вым, и т. д.

- Обеспечение неуклонного роста.

Корпорация стремится контролировать и регулировать выбор, осуществляе­мый частным потребителем. Не всегда потребитель контролирует функционирование рынка и цены. Дело в том, что в отличие от мелких и средних фирм, которые действуют на рынке на свой страх и риск, крупнейшие корпорации обладают властью не только над ценами и потреблением, но и над обществом и правительством.

В США общие доходы двух крупнейших корпора­ций «Дженерал моторе» и «Стандарт ойл» превышают доходы таких крупных штатов, как Калифорния и Нью-Йорк. Решения, принимаемые в штаб-квартире, скажем, транснациональной кор­порации «Бритиш датч шелл», зачастую могут оказывать большее влияние на граждан такой небольшой, но развитой в экономичес­ком отношении страны, как Голландия, чем иные решения, при­нимаемые правительством этой страны.

Власть корпораций основана во многом на их способности влиять на вкусы и предпочтения потребителей и на общественное мнение. Более того, они обладают возможностями формировать общественное мнение и направлять его в нужное русло. «Что хорошо для «Дже­нерал моторе», то хорошо и для Соединенных Штатов».

Задача состоит в том, чтобы убедить общественность в том, что именно политика государства, служащая интересам корпораций, является разум­ной политикой, обеспечивающей интересы всего общества.

So, эти рассуждения служат подтверждением верности марксистского тезиса - экономичес­кий базис определяет надстройку или форму государственно-по­литического правления. Но, как показал опыт Советского Союза и других стран с авторитарными и тоталитарными режимами, зачастую экономика оказывается пленницей или служанкой по­литики.

вий хозяйственной деятельности, а также получателя доходов и распорядителя ими.

Экономическая власть имеет два аспекта:

- Внутри корпорации о власти можно говорить в том смысле, что здесь управляющая система построена по иерархическому принципу подчинения низших звеньев вышестоящим звеньям, деятельность которых регулируется высшим руководством пред­приятия.

- Внешняя - способность как нац эк, так и отдельных предприятий, фирм, корпораций обеспечивать свою жизнеспособность и защищать и по возможности увеличивать свой вес и влияние на внутреннем и мировом рынках, навязывать свои принципы и правила игры другим участникам рынка, погло­щать или отодвигать на периферию более слабых конкурентов, по возможности диктовать рынку свои, как правило, монопольные цены, оказывать влияние на принимаемые государством решения.

Эк могущество и всевластие государства, как и любая другая власть, взятая сама по себе, не является злом. Важно то, для каких целей и каким образом эта власть используется.

Большую опасность для общества и отдельно взятого человека представляет концентрация экономической власти в руках него­сударственных субъектов. При таком положении дел власть в государстве может быть использо­вана в интересах не только всего общества, но и защиты группо­вых, классовых, клановых, расовых, личных и иных интересов.

34. Политическое поведение. Поведенческий подход к политике. Психологические составляющие политического поведения. Факторы воздействия на политическое поведение. Поведение в организованных и стихийных формах.

Человек политический – активная личность, которая посредством исполнения полит роли добивается достижения определенных и нужных ему целей.Человек – основной S политики. Включение в полит жизнь – полит социализация, отстранение – десоциализация, политизация – умение пользоваться нормами, ролями, их активное применение.

Политическое поведение (Мейно, Лансело) – образ действий индивида или групп при их реакции на какое – либо общ событие. Политические типы – слабый тип, сильный неуравновешенный тип, сильный и уравновешенный, сильный и уравновешенный и подвижный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: