Оползание откоса
выемки в однородном грунте
Оползание откоса
Выемки при слоистом
Напластовании
Выжимание слабого
Грунта на дне выемки
Под действием веса откоса
Многолетние исследования в обл. АД/ЖД позволили выработать конструкции устойчивого земполотна. Т.е. типовые поперечные профили земполотна. Иногда проектируют по индивидуальным проектам (насыпи > 12м, выемки > 12м, земполотно на косогорах, на слабых основаниях и т.д.)
Методы расчета основаны на закономерностях механики грунтов. Работа грунта земполотна происходит в условиях переменной степени увлажнения и меняющихся температур. В результате сопротивление грунта нагрузкам неодинаково в различные периоды времени. Устойчивость земполотна необходимо оценивать для периода неблагоприятного состояния грунтов.
Степень устойчивости против сползания, просадки и других деформаций характеризуют коэффициентом устойчивости. Этот коэффициент представляет собой отношение сил и их моментов, удерживающих насыпь, к силам или к моментам сдвигающей массы.
|
|
Устойчивость слабых грунтов от нагрузки насыпей оценивают коэффициентом безопасности. Т.е. отношением максимальной выдерживаемой нагрузке к фактически приложенной. Нагрузка автомобиля является дополнительной. Ее учитывают заменяя эквивалентным слоем грунта установленные по полосам движения на проезжей части и на обочинах колонны автомобилей.
Коэф-т устойчивости (а также коэф-т безопасности) запроектированного земполотна должен быть >1.
Основные характеристики грунтов земполотна: модуль деформации, упругости; коэф-т Пуассона, угол внутреннего трения, сцепления.