АЛ-31СТ изготавливается с 1994 г на основе газогенератора авиационного двигателя АЛ-31Ф для применения в качестве привода центробежного нагнетателя в составе газоперекачивающих агрегатов ГПА-Ц-16/76, ГПА-Ц- 16Л, "Нева 16", ГПА-16 'Урал", ГПА-16РМ. Она может также применяться в качестве привода электрогенератора. АЛ-31СТ в настоящее время успешно работает в системе "Газпрома". Представляет собой двухвальный одноконтурный ГТД, состоящий из лег- козаменяемых модулей газогенератора и свободной турбины (см. АЛ-31Ф). Двигатель имеет высокий уровень параметров, экологичность, способность к работе в любых климатических условиях и автоматическое поддержание оптимальных режимов работы. Межведомственные испытания пройдены в 1996 г. Выпускается в АО "Уфимское моторостроительное ПО". Мощность на приводном валу свободной турбины 16,8 МВт Эффективный КПД на приводном валу свободной турбины 37% Частота вращения ротора свободной турбины 5300 об./мин. Топливо - очищенный природный газ Уровень выбросов NOx 25 ppm Уровень выбросов CO 80 ppm Температура газа на выходе из свободной турбины 763 К Расход топливного газа 0,965 кг/с Длина 5236 мм Высота 2103 мм Ширина 1950 мм Масса 4990 кг
|
|
ГТД АЛ-31СТЭ (1997 г.) как привод электрогенератора мощностью 20 МВт является модификацией высокоэффективного двигателя АЛ-31СТ со специально спроектированной силовой турбиной, предназначенной для совместной работы с электрогенератором. АЛ-31СТЭ используется в составе блочно-модульных электростанций и обеспечивает выработку электроэнергии и тепла, получаемого с помощью котла-утилизатора, работающего на выхлопных газах. Двигатель состоит из трех модулей: газогенератора, силовой турбины, модуля приводных и неприводных агрегатов, устанавливаемых на раме. Мощность силовой турбины на валу 20 МВт Эффективный КПД 35% |
Межремонтный ресурс 25000 часов Общетехнический ресурс 75000 часов Совместно с итальянской компанией Nuovo Pignone на основе АЛ-31СТ разработан газоперекачивающий агрегат PGT-21S.
Частота вращения ротора силовой турбины 3000 об./мин. Топливо - очищенный природный газ Температура газов на выхлопе (перед котлом-утилизатором) 788 К Уровень выбросов NOx 50 г/куб.нм Длина по оси 4880 мм Максимальная высота 2118 мм Максимальная ширина 1950 мм Масса (с рамой) 5260 кг Межремонтный ресурс 15000...25000 часов
АЛ-31СТ [1] |
Общетехнический ресурс 45000...75000 часов Общетехнический ресурс силовой турбины 60000...100000 часов
Конструктивная схема АЛ-31СТЭ [43] |
АЛ-41Ф
авиационный турбореактивный двигатель
АЛ-41Ф на МФИ [2] |
Многофункциональный истребитель ("Изделие 1.44") [2] |
|
|
Истребитель пятого поколения, который должен был поступить на вооружение в середине 90-х гг., планировалось оснастить новым реактивным двигателем, значительно превосходившим своих предшественников по основным параметрам. Задание на разработку такого двигателя было дано НПО "Сатурн" в 1982 г. В 1986 г. начались полномасштабные работы по ТРДД, который получил название АЛ-41Ф.
Достичь заданных параметров можно было лишь значительным увеличением удельных нагрузок за счет уменьшения числа ступеней при повышении степени сжатия воздуха, увеличения температуры газа перед турбиной, применения новых материалов, использования цифровой системы управления с полной ответственностью (типа FADEC) и гидромеханическим резервом. Характеристики АЛ-41Ф должны были обеспечить самолету длительный полет на сверхзвуковой скорости на бесфорсажном режиме. Для обеспечения сверхманевренности МФИ в двигатель было заложено управление вектором тяги.
С момента разработки АЛ-41Ф был предназначен для конкретного самолета - многофункционального истребителя (МФИ) Российской самолетостроительной корпорации "МиГ". АЛ-41Ф прошел летные испытания на летающей лаборатории МиГ-25. 29 февраля 2000 г. совершен первый полет на опытном самолете "Изделие 1.44" (МФИ), на котором установлены два ТРДД АЛ-41Ф.
Серийное производство двигателя разворачивается в ОАО "Рыбинские моторы".
ТП-22
турбопривод
Турбопривод ТП-22 - автономный источник энергии для привода насосов гидросистем или других потребителей мощности. Он работает на газообразном водороде с параметрами: рвх. = 50...300 кг/см2, Твх. = 230...430 К. Он способен обеспечивать поддержание заданной частоты вращения выходного вала при изменении загрузки в 10-15 раз с градиентом до 700 кВт/с.
ТП-22 [43] |
Поддержание постоянной частоты вращения выходного вала в большом диапазоне изменения загрузки производится релейно-импульсной системой регулирования изменения частоты и длительности импульсов подачи газа.
ТП-22 устойчиво работает в широких диапазонах внешних воздействий. Рабочим телом ТП-22 может быть любой газ, например, гелий или подогретый сжатый воздух. При работе на сжатом воздухе (рвх. = 50...300 кг/см2, Твх. = 273...323 К) располагаемая мощность на выходном валу - до 70 кВт при частоте вращения не менее 2000 об./мин.
ТП-22 может использоваться в качестве источника энергии для любого потребителя мощности при наличии газа высокого давления. Турбоприводы ТП-22 устанавливались на универсальной ракетно-космической транспортной системе "Энергия-Буран". Мощность 10...150 кВт Частота вращения выходного вала 45 00 (+117/-38з) об./мин. Удельный расход топлива 1,26 г/кВт.с Масса 46 кг
Автономный источник энергии РТВД-14 для привода насосов гидросистем ЛА или других потребителей мощности разрабатывался с 1981 г. Двигатель работает на однокомпо- нентном топливе (гидразине) с давлением на входе рвх. = 28...37 кг/см2 и способен обеспечивать поддержание заданной частоты вращения выходного вала при изменении загрузки в 10-15 раз с градиентом до 700 кВт/с. Поддержание постоянной частоты вращения выходного вала в большом диапазоне изменения загрузки производится релейно-импульсной системой регулирования изменения частоты и длительности импульсов подачи топлива.
РТВД-14 [43] |
DI |
А.ЛЮЛЬКА-САТУ |
РТВД-14 ракетно-турбовальный двигатель |
РТВД-14 устойчиво работает в широких диапазонах внешних воздействий и может использоваться в качестве источника мощности для любого потребителя, в качестве аварийного источника энергии, работающего без использования окружающего воздуха.
Двигатели РТВД-14 устанавливались на корабле многоразового использования "Буран". Мощность 10...150 кВт Частота вращения выходного вала 45 00 (+450/-315) об./мин. Удельный расход топлива 1,13 г/кВт.с Масса 63 кг
|
|
Д-57 (11Д57)
жидкостный ракетный двигатель
В 1960 г. КБ начало разработку проекта кислородно-водородного ЖРД РДУ-165. Когда работы уже подходили к концу, было получено новое задание - начать разработку кислородно- водородного ЖРД 11Д54 для третьей ступени РН Н1. Впоследствии по требованию С.П.Королева этот двигатель был переориентирован в маршевый для полета пилотируемого корабля, выводимого также РН Н1, на Луну. Двигатель получил индекс 11Д57. Три года ушло на перестройку опытного производства и создание испытательных стендов. С 1964 по 1967 гг. велись поисковые работы по выбору оптимальных решений организации рабочего процесса и технических задач - охлаждения и конструирования узлов.
Д-57 [43] |
Д-57М [114] |
Огневые испытания 11Д57 были начаты в июле 1967 г. в НИИ химического машиностроения и шли 100 месяцев. Вплоть до января 1976 г. проведено 416 испытаний 101 двигателя с общей наработкой 48067 секунд. Всеми работами по 11Д57 руководил Михаил Афанасьевич Кузьмин.