А. Люлька-сату


1 - камера сгорания; 2 - головка камеры сгорания; 3 - газовод; 4 - ТНА; 5 - турбина ТНА; 6 - насос горючего; 7 - насос окислителя; 8 - ГГ; 9 - бустерный насосный агрегат (БНА); 10 - турбина БНА; 11 - насос водорода БНА; 12 - насос кислорода БНА; 13, 14 - регуляторы кислорода; 15 - клапан водорода; 16 - клапан кислорода; 17 - поворотное сопло; 18 - клапан кислорода ГГ
пг

 


Схема Д-57 [114]


 


Многоразовый ЖРД Д-57 работает по замкнутой схеме с дожиганием гене­раторного газа. Охлаждение камеры ЖРД обеспечивается жидким водоро­дом и жидким кислородом. Сброс во­дорода из камеры производится не в газогенератор, а в камеру сгорания через головку и завесы охлаждения. Схема охлаждения камеры обеспечи­вает работу газогенератора на "ста­бильных" компонентах, т.е. нет пере­менного разогрева водорода при из­менении режима, зависящего от ра­зогрева в сопле камеры сгорания. Та­кая схема охлаждения камеры дает возможность отработать "стабиль­ный" режим дросселирования ЖРД от 20% до номинальной тяги. Выбранная схема двигателя позволи­ла создать за основными насосами ТНА давление в 175...240 атм. За счет охлаждаемого сопла двига­тель стабильно работает во всем диа­пазоне рабочих режимов. Это позво­ляет профилировать и изготавливать сопла с различной степенью расши­рения. Такая схема позволяет удовле­творять потребности двигателя в топ­ливе с помощью одновального, одно- турбинного ТНА.

Наличие бустерного насосного агре­гата в системе питания позволяет применять легкие баки с низким дав­лением и обеспечивать бескавитаци- онную работу основных насосов. Бус- терные насосы можно размещать не­посредственно в баках горючего и окислителя, что сократит размеры двигателя и уменьшит расход компо­нентов на захолаживание системы при запуске.

Карданная подвеска двигателя обес­печивает его качание в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Компоненты топлива - жидкий кис­лород и жидкий водород. Рп = 40 тс (393 кН) 1п = 456,5 с Km = 5,8 (± 10%)

Диапазон изменения давления в ка­мере сгорания +5,5...-7,5% рк = 10 МПа (+10%...-20%) t = 800 с Мдв. = 840 кг Ьдв. = 3660 мм Эс = 1860 мм

Геометрическая степень расширения сопла 143,3

Количество испытанных двигателей 105

Общее количество испытаний 470 Суммарная наработка 53500 с Максимальная наработка одного дви­гателя 5293 с

Максимальное число запусков одного двигателя 11

Первый в мире однокамерный ЖРД со сдвижным соплом (соплом изменя­емой геометрии) Д-57М (11Д57М) разработан в 1976 г. для установки на РН "Вулкан".

Компоненты топлива - жидкий кис­лород и жидкий водород Рп = 44 тс (432 кН) 1п = 461 с рк = 11,5 МПа Km = 6,2

Геометрическая степень расширения

сопла 170

Мдв. = 874 кг

Эдв. = 2000 мм

Ьдв. = 4100 мм


ФГУП

„Научно-производственное предприятие „Мотор"

"МОТОР"

Адрес: 459039 Россия, Башкортостан, г. Уфа, ул. Сельская Богородская, 2 Тел.: (3472) 388665 Факс: (3472) 381600

Генеральный конструктор — Ивах Александр Федорович

Предприятие образовано на основании Постановления Правительства СССР от 12 августа 1955 г. № 1510-845 и Приказа министра авиационной промышленности от 26 сентября 1955 г. №638 и получило наименование "Опыт­но-конструкторское бюро №26 Министерства авиационной промышленности" (ОКБ-26 МАП). С 1999 г. предприятие носит нынешнее наименование.

НПП "Мотор" разработало около 70 типов двигателей и их модификаций, из которых 21 тип двигателей выпускал­ся серийно, в частности:

• двигатель РД-9Ф для сверхзвукового самолета Як-27Р, переданный в серийное производство в 1956 г.;

• более 10 модификаций двигателя РД-9Б, разработанных в 1956-61 гг. для различных модификаций самолетов МиГ-19;

• модифицированные двигатели РД-9И и РД-9Е для опытных самолетов Е-4 и Е-5 (прототипы самолета МиГ-21);

• ряд двигателей для беспилотных ЛА различного назначения;

• семейство двигателей Р13-300, Р13Ф-300, Р25-300, созданных в 1965 г. для различных модификаций истребите­ля МиГ-21, а также для самолетов Су-15М и Су-15ТМ;

• вентилятор двигателя РД-33, устанавливаемого на самолеты МиГ-29 (работы проводились с 1973 по 1972 гг. в рам­ках кооперации с головным разработчиком РД-33 — НПП "Завод им. В.Я.Климова");

• двигатели Р9-300 и Р95Ш, созданные в 1975-78 гг. для самолетов-штурмовиков Су-25 различных модификаций;

• двигатели Р195, созданные в 1982-86 гг. для самолетов Су-25Т (Су-34), Су-25ТК и Су-39.

С 80-х гг. предприятие проводит работы по созданию отдельных узлов для перспективных авиадвигателей с приме­нением в их конструкции композиционных материалов различного класса, высоконапорных малоступенчатых вен­тиляторов и компрессоров, высокотемпературных камер сгорания и турбин, выходных устройств, в том числе мно­гофункциональных, позволяющих существенно улучшить взлетно-посадочные и маневренные характеристики са­молетов, оптимальную интеграцию силовой установки и самолета.

Для модернизации самолета МиГ-21бис, обеспечивающей в соответствии с принятой РСК "МиГ" концепцией мно­гократное увеличение его боевой эффективности за счет оборудования новой авионикой и современным ракетным вооружением, НПП "Мотор" проводит в настоящее время модернизацию двигателя Р25-300. Новая модификация двигателя Р25-300-94 для модернизированного самолета МиГ-21-93 предусматривает установку и обеспечение ра­боты систем привод-генератора ПГЛ-21И для питания борта самолета переменным током постоянной частоты 400 Гц и мощностью, увеличенной в более чем в два раза. Предусматривается также установка системы поддержа­ния устойчивости работы двигателя при пуске ракет.

В рамках конверсии предприятия широко внедряются технологии для развития и модернизации топливно-энерге­тического комплекса.

НПП "Мотор" осуществляет проектирование и создание авиационных двигателей в основном для истребительной и штурмовой авиации, обеспечивает конструкторское сопровождение серийного производства авиадвигателей, ав­торский контроль в эксплуатации и при ремонте, занимается повышением ресурсов и сроков службы двигателей, их календарных сроков хранения и модернизацией авиадвигателей при изменении условий применения самолетов. В 1984 г. предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Главное направление работ сосредоточено на использовании в качестве базовых высоконадежных двигателей Р95Ш и Р13-300 для создания теплоэнергетических установок, работающих на жидком топливе и природном газе. Установка ГТЭ 10/95, вырабатывающая до 10 МВт электроэнергии и 18 Гкал/ч тепла проходит испытания. Другое направление в области энергетики связано с созданием турбодетандерных установок мощностью 0,5...2,5 МВт, использующих энергию магистрального газа при редуцировании его давления до потребительского уровня. С 1994 г. предприятие разрабатывает на основе технологий и поставляет для региональных энергосистем России (Мосэнерго, Тюменьэнерго, Свердловэнерго, Башкирэнерго и других) и ряда зарубежных стран оборудования высо­кого качества для ТЭЦ и ГРЭС, позволяющее в десятки раз повысить ресурс оборудования.

Для малых ГЭС Республики Башкортостан предприятие разработало осевые гидротурбины мощностью 45-100 и 200-400 кВт.

Разработанные предприятием поршневые двигатели малой мощности УМЗ-340, УМЗ-341 и УМЗ-342 предназначе­ны для хозяйственных нужд при полезной мощности до 8 л.с. и привода электроагрегатов при мощности 6 л.с.

Материалы по ГНПП "Мотор" предоставлены архивом Центра истории авиационных двигателей при Самарском государственном аэрокосмическом университете и самим разработчиком. Использованы рекламные материа­лы предприятия и данные из книги Jane's All the World's Aircraft. Тексты и иллюстрации согласованы с разработ­чиком.


"МОТОР"


 


Р11К

авиационный турбореактивный двигатель


 


Турбореактивные двигатели Р11К, Р11К1, Р11К2, Р11КА разработаны в 1959 г. Их производство начато в 1960 г. Уфимским моторостроитель­ным ПО и продолжалось до 1980 г. Двигатели устанавливались на само­леты Ла-17 и их модификации. Рвзл. = 2450 кгс

Суд.взл. = 0,99 кг/кгс.ч Кк взл. = 8,85 Тг взл. = 870 К


 


Р13-300

авиационный турбореактивный двигатель


 


h"..- Ш Ьййк аЛЙ... Aj/' МиГ-21СМТ [99]

Р13Ф-300 [99]

Авиационный турбореактивный двига­тель Р13-300 с форсажной камерой выполнен по двухвальной схеме с трех­ступенчатым КНД и пятиступенчатым КВД. Для повышения запасов устойчи­вости на двигателе впервые применена щелевая проставка над первым рабо­чим колесом КНД. Форсажная камера с радиально-кольцевыми стабилизато­рами пламени имеет теплозащитный экран, перфорированный отверстиями малого диаметра.

Серийно выпускался Уфимским мото­ростроительным производственным объединением с 1968 по 1986 гг. Устанавливался на ряд модификаций истребителя МиГ-21 (МиГ-21СМ, МиГ-21СМТ и МиГ-21МФ) и самоле­ты Су-15М и Су-15ТМ.

ПЕРВЫЙ ФОРСАЖНЫЙ РЕЖИМ

(Н = 0, Мп = 0) Р = 6600 кгс Суд. < 2,25 кг/кгс.ч Кк = 9,25 Тг = 1223 К

МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Р13-300 [30]
Су-15ТМ [2]
F-8IIM [55]

(Н = 0, Мп = 0) Р = 4100 кгс Суд. < 0,96 кг/кгс.ч кк = 9,15 Тг = 1193 К

Ремонт всех модификаций Р13-300 выполняется на 218 Авиационном ре­монтном заводе МО РФ, ГП "Одессаа- виаремсервис" и заводе-изготовителе. ТРДДФ Р13Ф-300 является модифи­кацией двигателя Р13-300 и на ос­новных режимах работы имеет ана­логичные рабочие параметры. На Р13Ф-300 установлен дополнитель­ный форсажный насос и новая фор­сажная камера с тремя кольцевыми стабилизаторами. Сопло имеет до­полнительный теплозащитный эк­ран. Эти конструктивные изменения позволяют реализовать на двигателе режим повышенной форсированной тяги - "чрезвычайный режим", вклю­чаемый в полете. При этом тяга уве­личивается на малых высотах до 1900 кгс).

Рф. = 6600 кгс (Н = 0, Мп = 0) Рном. = 3400 кгс Рмакс. = 4100 кгс Суд.ф. = 2,25 кг/кгс.ч Суд.ном. = 0,91 кг/кгс.ч Суд.макс. = 0,96 кг/кгс.ч Тг взл. = 1223 К Ов взл.= 66 кг/с


ГНПП "МОТОР"

К к взл. = 8,8

Ьдв. = 4600 мм Эдв. = 907 мм Мдв. = 1134,6 кг Удельный вес 0,171 Межремонтный ресурс 500 часов Назначенный ресурс 1500 часов Серийное производство двигателя осу­ществлялось с 1971 по 1978 гг. на Уфимском моторостроительном ПО. Устанавливался на самолетах МиГ-21СМФ и МиГ-21СМТ

Р13Ф2-300 с максимальной тягой 6600 кгс предназначен для самолета Су-15ТМ.

Р13-300 производился в Китае на ЬМС

(Uyang Machinery Corporation). Разра­ботка двигателя для установки на са­молеты F-7 и F-8 под обозначением WP13 начата в 1978 г. В 1985 г. двига­тель был сертифицирован. Позднее на ЬМС создан двигатель WP13A II, в ко­тором введено охлаждение лопаток турбины высокого давления, модифи­цирована камера сгорания и форсаж­ная камера, за счет чего длина двига­теля увеличена на 550 мм, а масса снизилась на 10 кг.

Модификация WP13F (Рмакс. = 3458 кгс) устанавливалась на истребитель F-7MG. При производстве WP13F были внесены

F-7MG [55]

технологические усовершенствования: увеличен расход воздуха, повышена сте­пень сжатия в компрессоре, использова­ны титановые сплавы при производстве дисков и корпуса компрессора и т. д.


 


Р25-300

авиационный турбореактивный двигатель


 



ч

Р25-300 [30]


 


Авиационный турбореактивный двух- вальный двухкаскадный двигатель Р25-300 с форсажной камерой явля­ется развитием двигателя Р13-300. Это самый форсированный среди оте­чественных ТРДФ. Он имеет по срав­нению с Р13-300 увеличенный расход воздуха. Повышенное форсирование двигателя достигается благодаря мо­дернизации форсажной камеры, улуч­шению системы ее охлаждения и уве­личению расхода форсажного топли­ва, подаваемого двумя форсажными насосами с одинаковой максимальной производительностью.


 


~~tld/pe

Украина, 65121, г. Одесса, ул. Маршала Жукова, 32а Тел./Факс: +(0482) 470537

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ УКРАИНЫ "ОДЕССКОЕ АВИАЦИОННО- РЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

"ОДЕССААВИАРЕМСЕРВИС"

Государственное предприятие Министерства Обороны Украины "Одесское авиационно-ремонтное предприятие

"ОДЕССААВИАРЕМСЕРВИС" осуществляет ремонт и модернизацию самолетов МиГ-21 (всех модификаций) и МиГ-29, ремонт авиационных двигателей Р11, Р13, Р25, АИ-25ТЛ и их агрегатов, оборудование салонов улучшенной комфортности для транспортной авиации и вертолетов


"МОТОР"


 


Р25-300 серийно выпускался Уфим­ским моторостроительным ПО с 1972 по 1986 гг.

МиГ-21бис [2]
МиГ-21-93 [1]

Устанавливался на истребители МиГ-21бис, значительно улучшив скороподъемность и маневренные ха­рактеристики этой наиболее совер­шенной модификации МиГ-21. Ремонт Р25-300 выполняется на 218 Авиационном ремонтном заводе МО

РФ, ГП "Одессаавиаремсервис" и заво­де-изготовителе.

Конструкция: КНД - 3 ступени (на диск первой ступени установлена 21 широкохордная титановая лопатка), КВД - 5 ступеней, камера сгорания трубчато-кольцевого типа, ТНД - 1 ступень, ТВД - 1 ступень, нерегулируе­мое сопло.

ПЕРВЫЙ ФОРСАЖНЫЙ РЕЖИМ

(Н = 0, М = 0)

Р = 6850 кгс

Суд. < 2,25 кг/кгс.ч

лк = 9,55

Тг = 1310 К

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ РЕЖИМ Р = 7100 кгс

лк = 9,8 Тг = 1360 К

Об взл. = 68,5 кг/с Ьдв. = 4615 мм Эдв. = 907 мм Мдв. = 1215 кг Удельный вес 0,171

Основными достоинствами являются удобство обслуживания, бесступенча­тый диапазон режимов "Форсаж" с плавным изменением тяги, простота управления режимами единой ручкой РУД в кабине. Большой бесступенча­тый диапазон режимов "Форсаж" с плавным изменением тяги достигнут благодаря конструктивной особеннос­ти электрогидравлической системой управления реактивным соплом ЭГСУ. Кроме того, двигатель оснащен двух­ступенчатой форсажной камерой, что позволяет самолету вести бой на боль­ших высотах.

Разрабатываемая в настоящее время модификация Р25-300-94 обеспечива­ет увеличенный отбор мощности и принципиальное изменение системы энергоснабжения самолета МиГ-21-93 для существенного расширения его бо­евых возможностей.

Р25-300 производится по лицензии компанией HAL (Индия) для установки на самолеты МиГ-21бис индийского производства.


 


Р95Ш

авиационный турбореактивный двигатель

Авиационный турбореактивный двухвальный одноконтурный двига­тель Р95Ш разработан под руковод­ством С.А.Гаврилова в 1979 г. и предназначен для установки на са­молеты Су-25, Су-25УБ, Су-25УТГ, Су-25БМ.

Выпускается в ОАО "Уфимское моторо­строительное ПО" с 1980 г. Двигатель характеризуется простотой в эксплуатации, высокой надежнос­тью и высокой боевой живучестью, что подтверждено непосредственно в ходе боевых действий.

МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ (Н = 0, Мп = 0) Р = 4100 кгс Суд. < 0,86 кг/кгс.ч

Су-25УБ [2]

л к = 8,66

Эдв. = 914 мм Мдв. = 990 кг На базе Р95Ш в 1998 г. создана газо­турбинная энергетическая установка

Тг = 1148 К

Суд.кр. = 1,28 кг/кгс.ч Ьдв. = 3300 мм

ГТЭ-10/95 номинальной электричес­кой мощностью 10 МВт и тепловой мощностью 18 Гкал.ч.


ГНПП "МОТОР"

Р195

авиационный турбореактивный двигатель

Су-39 [6]

Р-195 [20]


 


С-54 [2]

Авиационный турбореактивный двух- вальный одноконтурный двигатель Р195 разработан под руководством С.А.Гаврилова в 1986 г. на базе двига­теля Р95Ш, с которым он полностью взаимозаменяем.

Предназначен для установки на истре­бители-штурмовики Су-25Т, Су-25ТК, Су-25УБ, Су-39.

По сравнению со своим предшествен­ником Р195 имеет повышенные тяго­вые характеристики, улучшенную экс­плуатационную технологичность, сни­женную ИК-заметность, повышенную устойчивость работы при пуске ракет. На двигателе установлен привод-гене­ратор для энергопитания систем са­молета, оборудованного новейшей авионикой.

Конструкция двигателя разрабатыва­лась специально, чтобы противосто­ять попаданию 23-мм пушки и сохра­нять работоспособность после значи­тельных повреждений. Конструкция: КНД - 3 ступени (без ВНА, нерегулируемые лопатки стато­ра), КВД - 5 ступеней (автоматический отбор воздуха, нерегулируемые лопат­ки статора), камера сгорания трубча- то-кольцевого типа со спаренными форсунками, ТНД - 1 ступень, ТВД - 1 ступень, форсажная камера отсутст­вует, нерегулируемое сопло. Серийное производство в ОАО "Уфим­ское моторостроительное ПО" начато в 1987 г.

МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ (Н = 0, Мп = 0)

Р = 4300 кгс

Суд. < 0,88 кг/кгс.ч

Кк = 9,0

Тг = 1188 К

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ РЕЖИМ (Н = 0, Мп = 0) Р = 4500 кгс Кк = 9,35 Тг = 1250 К

Об взл. = 66 кг/с Ьдв. = 2880 мм Эдв. = 805 мм Мдв. = 860 кг Ресурс 500 часов

Ремонт Р25-300 выполняется на 218 Авиационном ремонтном заводе МО РФ и заводе-изготовителе. ТРД Р195ПФ тягой 6200 кгс планиру­ется установить на сверхзвуковом учебно-тренировочном самолете С-54.



АО „Омское моторостроительное конструкторское бюро"


"ОМСКОЕ МКБ"

Адрес: 644021 Россия, г. Омск, ул. Б.Хмельницкого, 283

Тел.: (3812) 330084

Факс: (3812) 579129

Телекс: 133112 MARS

Телетайп: 216274 МАРС

Главный конструктор - Костогрыз Валентин Григорьевич, тел. (3812) 334984 Заместитель Главного конструктора - Устюгов Владимир Иванович, тел. (3812) 337086

Омское машиностроительное конструкторское бюро (МКБ), организованное в 1956 г., начало в 1957 г. работы по со­зданию малоразмерных газотурбинных двигателей.

В настоящее время МКБ является ведущим в отрасли по малоразмерным ГТД:

• турбовальным и турбовинтовым двигателям мощностью 400...1500 л.с.;

• ТРД и ТРДД тягой 200...500 кгс;

• турбостартерам мощностью 50...200 л.с.

Предприятие выполняет капитальный ремонт двигателя ТВД-10Б. В рамках конверсии занимается теплоэлектрическими станциями малой мощности. Проводит сертификацию и инжиниринг в эксплуатации. Имеет опытный завод.

Текстовые и иллюстративные материалы по ОМКБ предоставлены Центром истории авиационных двигателей. Частично использованы рекламные проспекты предприятия и информация из книги Jane's All the World's Aircraft.



ВСУ-10

вспомогательный газотурбинный двигатель

Ил-96-300[34] ВСУ-10 [33]


 


Вспомогательный газотурбинный дви­гатель ВСУ-10 устанавливается на са­молетах Ил-86 и Ил-96-300. Государст­венные испытания прошел в 1979 г. Выпускается на Омском моторострои­тельном ПО имени П.И.Баранова. Двигатель создан на базе газогенера­тора двигателя ТВД-10Б. На ВСУ-10 установлен осецентробеж- ный компрессор. Число ступеней уве­личено на одну по сравнению с базо­вым генератором. Свободная турбина имеет две ступени. Передача мощнос­ти от свободной турбины на привод­ной компрессор производится через быстроходный редуктор. Приводной компрессор двухконтурный, восьми- ступенчатый, осевой, однорежимный (создан на базе основного компрессора). Система топливопитания и автомати­ческого регулирования гидромехани­ческая с электронным блоком защиты двигателя по предельным парамет­рам. Система управления отбором воздуха от приводного компрессора пневматическая. Запуск и управление двигателем автоматические.

Мдв. = 500 кг

Габаритные размеры 1035 х 1264 х 2224 мм

ПАРАМЕТРЫ ОТБИРАЕМОГО ВОЗДУХА Ов = 3,5 кг/с Рполн. = 0,467 МПа Т < 430,5 К

ПАРАМЕТРЫ ОТБИРАЕМОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ Мощность 40.60 кВт Напряжение 208/120 В Частота 400 Гц


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: