1 - камера сгорания; 2 - головка камеры сгорания; 3 - газовод; 4 - ТНА; 5 - турбина ТНА; 6 - насос горючего; 7 - насос окислителя; 8 - ГГ; 9 - бустерный насосный агрегат (БНА); 10 - турбина БНА; 11 - насос водорода БНА; 12 - насос кислорода БНА; 13, 14 - регуляторы кислорода; 15 - клапан водорода; 16 - клапан кислорода; 17 - поворотное сопло; 18 - клапан кислорода ГГ |
пг |
Схема Д-57 [114]
Многоразовый ЖРД Д-57 работает по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа. Охлаждение камеры ЖРД обеспечивается жидким водородом и жидким кислородом. Сброс водорода из камеры производится не в газогенератор, а в камеру сгорания через головку и завесы охлаждения. Схема охлаждения камеры обеспечивает работу газогенератора на "стабильных" компонентах, т.е. нет переменного разогрева водорода при изменении режима, зависящего от разогрева в сопле камеры сгорания. Такая схема охлаждения камеры дает возможность отработать "стабильный" режим дросселирования ЖРД от 20% до номинальной тяги. Выбранная схема двигателя позволила создать за основными насосами ТНА давление в 175...240 атм. За счет охлаждаемого сопла двигатель стабильно работает во всем диапазоне рабочих режимов. Это позволяет профилировать и изготавливать сопла с различной степенью расширения. Такая схема позволяет удовлетворять потребности двигателя в топливе с помощью одновального, одно- турбинного ТНА.
|
|
Наличие бустерного насосного агрегата в системе питания позволяет применять легкие баки с низким давлением и обеспечивать бескавитаци- онную работу основных насосов. Бус- терные насосы можно размещать непосредственно в баках горючего и окислителя, что сократит размеры двигателя и уменьшит расход компонентов на захолаживание системы при запуске.
Карданная подвеска двигателя обеспечивает его качание в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Компоненты топлива - жидкий кислород и жидкий водород. Рп = 40 тс (393 кН) 1п = 456,5 с Km = 5,8 (± 10%)
Диапазон изменения давления в камере сгорания +5,5...-7,5% рк = 10 МПа (+10%...-20%) t = 800 с Мдв. = 840 кг Ьдв. = 3660 мм Эс = 1860 мм
Геометрическая степень расширения сопла 143,3
Количество испытанных двигателей 105
Общее количество испытаний 470 Суммарная наработка 53500 с Максимальная наработка одного двигателя 5293 с
Максимальное число запусков одного двигателя 11
Первый в мире однокамерный ЖРД со сдвижным соплом (соплом изменяемой геометрии) Д-57М (11Д57М) разработан в 1976 г. для установки на РН "Вулкан".
Компоненты топлива - жидкий кислород и жидкий водород Рп = 44 тс (432 кН) 1п = 461 с рк = 11,5 МПа Km = 6,2
Геометрическая степень расширения
|
|
сопла 170
Мдв. = 874 кг
Эдв. = 2000 мм
Ьдв. = 4100 мм
ФГУП
„Научно-производственное предприятие „Мотор"
"МОТОР"
Адрес: 459039 Россия, Башкортостан, г. Уфа, ул. Сельская Богородская, 2 Тел.: (3472) 388665 Факс: (3472) 381600
Генеральный конструктор — Ивах Александр Федорович
Предприятие образовано на основании Постановления Правительства СССР от 12 августа 1955 г. № 1510-845 и Приказа министра авиационной промышленности от 26 сентября 1955 г. №638 и получило наименование "Опытно-конструкторское бюро №26 Министерства авиационной промышленности" (ОКБ-26 МАП). С 1999 г. предприятие носит нынешнее наименование.
НПП "Мотор" разработало около 70 типов двигателей и их модификаций, из которых 21 тип двигателей выпускался серийно, в частности:
• двигатель РД-9Ф для сверхзвукового самолета Як-27Р, переданный в серийное производство в 1956 г.;
• более 10 модификаций двигателя РД-9Б, разработанных в 1956-61 гг. для различных модификаций самолетов МиГ-19;
• модифицированные двигатели РД-9И и РД-9Е для опытных самолетов Е-4 и Е-5 (прототипы самолета МиГ-21);
• ряд двигателей для беспилотных ЛА различного назначения;
• семейство двигателей Р13-300, Р13Ф-300, Р25-300, созданных в 1965 г. для различных модификаций истребителя МиГ-21, а также для самолетов Су-15М и Су-15ТМ;
• вентилятор двигателя РД-33, устанавливаемого на самолеты МиГ-29 (работы проводились с 1973 по 1972 гг. в рамках кооперации с головным разработчиком РД-33 — НПП "Завод им. В.Я.Климова");
• двигатели Р9-300 и Р95Ш, созданные в 1975-78 гг. для самолетов-штурмовиков Су-25 различных модификаций;
• двигатели Р195, созданные в 1982-86 гг. для самолетов Су-25Т (Су-34), Су-25ТК и Су-39.
С 80-х гг. предприятие проводит работы по созданию отдельных узлов для перспективных авиадвигателей с применением в их конструкции композиционных материалов различного класса, высоконапорных малоступенчатых вентиляторов и компрессоров, высокотемпературных камер сгорания и турбин, выходных устройств, в том числе многофункциональных, позволяющих существенно улучшить взлетно-посадочные и маневренные характеристики самолетов, оптимальную интеграцию силовой установки и самолета.
Для модернизации самолета МиГ-21бис, обеспечивающей в соответствии с принятой РСК "МиГ" концепцией многократное увеличение его боевой эффективности за счет оборудования новой авионикой и современным ракетным вооружением, НПП "Мотор" проводит в настоящее время модернизацию двигателя Р25-300. Новая модификация двигателя Р25-300-94 для модернизированного самолета МиГ-21-93 предусматривает установку и обеспечение работы систем привод-генератора ПГЛ-21И для питания борта самолета переменным током постоянной частоты 400 Гц и мощностью, увеличенной в более чем в два раза. Предусматривается также установка системы поддержания устойчивости работы двигателя при пуске ракет.
В рамках конверсии предприятия широко внедряются технологии для развития и модернизации топливно-энергетического комплекса.
НПП "Мотор" осуществляет проектирование и создание авиационных двигателей в основном для истребительной и штурмовой авиации, обеспечивает конструкторское сопровождение серийного производства авиадвигателей, авторский контроль в эксплуатации и при ремонте, занимается повышением ресурсов и сроков службы двигателей, их календарных сроков хранения и модернизацией авиадвигателей при изменении условий применения самолетов. В 1984 г. предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Главное направление работ сосредоточено на использовании в качестве базовых высоконадежных двигателей Р95Ш и Р13-300 для создания теплоэнергетических установок, работающих на жидком топливе и природном газе. Установка ГТЭ 10/95, вырабатывающая до 10 МВт электроэнергии и 18 Гкал/ч тепла проходит испытания. Другое направление в области энергетики связано с созданием турбодетандерных установок мощностью 0,5...2,5 МВт, использующих энергию магистрального газа при редуцировании его давления до потребительского уровня. С 1994 г. предприятие разрабатывает на основе технологий и поставляет для региональных энергосистем России (Мосэнерго, Тюменьэнерго, Свердловэнерго, Башкирэнерго и других) и ряда зарубежных стран оборудования высокого качества для ТЭЦ и ГРЭС, позволяющее в десятки раз повысить ресурс оборудования.
|
|
Для малых ГЭС Республики Башкортостан предприятие разработало осевые гидротурбины мощностью 45-100 и 200-400 кВт.
Разработанные предприятием поршневые двигатели малой мощности УМЗ-340, УМЗ-341 и УМЗ-342 предназначены для хозяйственных нужд при полезной мощности до 8 л.с. и привода электроагрегатов при мощности 6 л.с.
Материалы по ГНПП "Мотор" предоставлены архивом Центра истории авиационных двигателей при Самарском государственном аэрокосмическом университете и самим разработчиком. Использованы рекламные материалы предприятия и данные из книги Jane's All the World's Aircraft. Тексты и иллюстрации согласованы с разработчиком.
"МОТОР"
Р11К
авиационный турбореактивный двигатель
Турбореактивные двигатели Р11К, Р11К1, Р11К2, Р11КА разработаны в 1959 г. Их производство начато в 1960 г. Уфимским моторостроительным ПО и продолжалось до 1980 г. Двигатели устанавливались на самолеты Ла-17 и их модификации. Рвзл. = 2450 кгс
Суд.взл. = 0,99 кг/кгс.ч Кк взл. = 8,85 Тг взл. = 870 К
Р13-300
авиационный турбореактивный двигатель
h"..- Ш Ьййк аЛЙ... Aj/' МиГ-21СМТ [99] |
Р13Ф-300 [99] |
Авиационный турбореактивный двигатель Р13-300 с форсажной камерой выполнен по двухвальной схеме с трехступенчатым КНД и пятиступенчатым КВД. Для повышения запасов устойчивости на двигателе впервые применена щелевая проставка над первым рабочим колесом КНД. Форсажная камера с радиально-кольцевыми стабилизаторами пламени имеет теплозащитный экран, перфорированный отверстиями малого диаметра.
|
|
Серийно выпускался Уфимским моторостроительным производственным объединением с 1968 по 1986 гг. Устанавливался на ряд модификаций истребителя МиГ-21 (МиГ-21СМ, МиГ-21СМТ и МиГ-21МФ) и самолеты Су-15М и Су-15ТМ.
ПЕРВЫЙ ФОРСАЖНЫЙ РЕЖИМ
(Н = 0, Мп = 0) Р = 6600 кгс Суд. < 2,25 кг/кгс.ч Кк = 9,25 Тг = 1223 К
МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ
Р13-300 [30] |
Су-15ТМ [2] |
F-8IIM [55] |
(Н = 0, Мп = 0) Р = 4100 кгс Суд. < 0,96 кг/кгс.ч кк = 9,15 Тг = 1193 К
Ремонт всех модификаций Р13-300 выполняется на 218 Авиационном ремонтном заводе МО РФ, ГП "Одессаа- виаремсервис" и заводе-изготовителе. ТРДДФ Р13Ф-300 является модификацией двигателя Р13-300 и на основных режимах работы имеет аналогичные рабочие параметры. На Р13Ф-300 установлен дополнительный форсажный насос и новая форсажная камера с тремя кольцевыми стабилизаторами. Сопло имеет дополнительный теплозащитный экран. Эти конструктивные изменения позволяют реализовать на двигателе режим повышенной форсированной тяги - "чрезвычайный режим", включаемый в полете. При этом тяга увеличивается на малых высотах до 1900 кгс).
Рф. = 6600 кгс (Н = 0, Мп = 0) Рном. = 3400 кгс Рмакс. = 4100 кгс Суд.ф. = 2,25 кг/кгс.ч Суд.ном. = 0,91 кг/кгс.ч Суд.макс. = 0,96 кг/кгс.ч Тг взл. = 1223 К Ов взл.= 66 кг/с
ГНПП "МОТОР"
К к взл. = 8,8
Ьдв. = 4600 мм Эдв. = 907 мм Мдв. = 1134,6 кг Удельный вес 0,171 Межремонтный ресурс 500 часов Назначенный ресурс 1500 часов Серийное производство двигателя осуществлялось с 1971 по 1978 гг. на Уфимском моторостроительном ПО. Устанавливался на самолетах МиГ-21СМФ и МиГ-21СМТ
Р13Ф2-300 с максимальной тягой 6600 кгс предназначен для самолета Су-15ТМ.
Р13-300 производился в Китае на ЬМС
(Uyang Machinery Corporation). Разработка двигателя для установки на самолеты F-7 и F-8 под обозначением WP13 начата в 1978 г. В 1985 г. двигатель был сертифицирован. Позднее на ЬМС создан двигатель WP13A II, в котором введено охлаждение лопаток турбины высокого давления, модифицирована камера сгорания и форсажная камера, за счет чего длина двигателя увеличена на 550 мм, а масса снизилась на 10 кг.
Модификация WP13F (Рмакс. = 3458 кгс) устанавливалась на истребитель F-7MG. При производстве WP13F были внесены
F-7MG [55] |
технологические усовершенствования: увеличен расход воздуха, повышена степень сжатия в компрессоре, использованы титановые сплавы при производстве дисков и корпуса компрессора и т. д.
Р25-300
авиационный турбореактивный двигатель
ч
Р25-300 [30]
Авиационный турбореактивный двух- вальный двухкаскадный двигатель Р25-300 с форсажной камерой является развитием двигателя Р13-300. Это самый форсированный среди отечественных ТРДФ. Он имеет по сравнению с Р13-300 увеличенный расход воздуха. Повышенное форсирование двигателя достигается благодаря модернизации форсажной камеры, улучшению системы ее охлаждения и увеличению расхода форсажного топлива, подаваемого двумя форсажными насосами с одинаковой максимальной производительностью.
~~tld/pe
Украина, 65121, г. Одесса, ул. Маршала Жукова, 32а Тел./Факс: +(0482) 470537
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ УКРАИНЫ "ОДЕССКОЕ АВИАЦИОННО- РЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
"ОДЕССААВИАРЕМСЕРВИС"
Государственное предприятие Министерства Обороны Украины "Одесское авиационно-ремонтное предприятие
"ОДЕССААВИАРЕМСЕРВИС" осуществляет ремонт и модернизацию самолетов МиГ-21 (всех модификаций) и МиГ-29, ремонт авиационных двигателей Р11, Р13, Р25, АИ-25ТЛ и их агрегатов, оборудование салонов улучшенной комфортности для транспортной авиации и вертолетов
"МОТОР"
Р25-300 серийно выпускался Уфимским моторостроительным ПО с 1972 по 1986 гг.
МиГ-21бис [2] |
МиГ-21-93 [1] |
Устанавливался на истребители МиГ-21бис, значительно улучшив скороподъемность и маневренные характеристики этой наиболее совершенной модификации МиГ-21. Ремонт Р25-300 выполняется на 218 Авиационном ремонтном заводе МО
РФ, ГП "Одессаавиаремсервис" и заводе-изготовителе.
Конструкция: КНД - 3 ступени (на диск первой ступени установлена 21 широкохордная титановая лопатка), КВД - 5 ступеней, камера сгорания трубчато-кольцевого типа, ТНД - 1 ступень, ТВД - 1 ступень, нерегулируемое сопло.
ПЕРВЫЙ ФОРСАЖНЫЙ РЕЖИМ
(Н = 0, М = 0)
Р = 6850 кгс
Суд. < 2,25 кг/кгс.ч
лк = 9,55
Тг = 1310 К
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ РЕЖИМ Р = 7100 кгс
лк = 9,8 Тг = 1360 К
Об взл. = 68,5 кг/с Ьдв. = 4615 мм Эдв. = 907 мм Мдв. = 1215 кг Удельный вес 0,171
Основными достоинствами являются удобство обслуживания, бесступенчатый диапазон режимов "Форсаж" с плавным изменением тяги, простота управления режимами единой ручкой РУД в кабине. Большой бесступенчатый диапазон режимов "Форсаж" с плавным изменением тяги достигнут благодаря конструктивной особенности электрогидравлической системой управления реактивным соплом ЭГСУ. Кроме того, двигатель оснащен двухступенчатой форсажной камерой, что позволяет самолету вести бой на больших высотах.
Разрабатываемая в настоящее время модификация Р25-300-94 обеспечивает увеличенный отбор мощности и принципиальное изменение системы энергоснабжения самолета МиГ-21-93 для существенного расширения его боевых возможностей.
Р25-300 производится по лицензии компанией HAL (Индия) для установки на самолеты МиГ-21бис индийского производства.
Р95Ш
авиационный турбореактивный двигатель
Авиационный турбореактивный двухвальный одноконтурный двигатель Р95Ш разработан под руководством С.А.Гаврилова в 1979 г. и предназначен для установки на самолеты Су-25, Су-25УБ, Су-25УТГ, Су-25БМ.
Выпускается в ОАО "Уфимское моторостроительное ПО" с 1980 г. Двигатель характеризуется простотой в эксплуатации, высокой надежностью и высокой боевой живучестью, что подтверждено непосредственно в ходе боевых действий.
МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ (Н = 0, Мп = 0) Р = 4100 кгс Суд. < 0,86 кг/кгс.ч
Су-25УБ [2] |
л к = 8,66
Эдв. = 914 мм Мдв. = 990 кг На базе Р95Ш в 1998 г. создана газотурбинная энергетическая установка |
Тг = 1148 К
Суд.кр. = 1,28 кг/кгс.ч Ьдв. = 3300 мм
ГТЭ-10/95 номинальной электрической мощностью 10 МВт и тепловой мощностью 18 Гкал.ч.
ГНПП "МОТОР"
Р195
авиационный турбореактивный двигатель
Су-39 [6] |
Р-195 [20] |
С-54 [2] |
Авиационный турбореактивный двух- вальный одноконтурный двигатель Р195 разработан под руководством С.А.Гаврилова в 1986 г. на базе двигателя Р95Ш, с которым он полностью взаимозаменяем.
Предназначен для установки на истребители-штурмовики Су-25Т, Су-25ТК, Су-25УБ, Су-39.
По сравнению со своим предшественником Р195 имеет повышенные тяговые характеристики, улучшенную эксплуатационную технологичность, сниженную ИК-заметность, повышенную устойчивость работы при пуске ракет. На двигателе установлен привод-генератор для энергопитания систем самолета, оборудованного новейшей авионикой.
Конструкция двигателя разрабатывалась специально, чтобы противостоять попаданию 23-мм пушки и сохранять работоспособность после значительных повреждений. Конструкция: КНД - 3 ступени (без ВНА, нерегулируемые лопатки статора), КВД - 5 ступеней (автоматический отбор воздуха, нерегулируемые лопатки статора), камера сгорания трубча- то-кольцевого типа со спаренными форсунками, ТНД - 1 ступень, ТВД - 1 ступень, форсажная камера отсутствует, нерегулируемое сопло. Серийное производство в ОАО "Уфимское моторостроительное ПО" начато в 1987 г.
МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ (Н = 0, Мп = 0)
Р = 4300 кгс
Суд. < 0,88 кг/кгс.ч
Кк = 9,0
Тг = 1188 К
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ РЕЖИМ (Н = 0, Мп = 0) Р = 4500 кгс Кк = 9,35 Тг = 1250 К
Об взл. = 66 кг/с Ьдв. = 2880 мм Эдв. = 805 мм Мдв. = 860 кг Ресурс 500 часов
Ремонт Р25-300 выполняется на 218 Авиационном ремонтном заводе МО РФ и заводе-изготовителе. ТРД Р195ПФ тягой 6200 кгс планируется установить на сверхзвуковом учебно-тренировочном самолете С-54.
АО „Омское моторостроительное конструкторское бюро"
"ОМСКОЕ МКБ"
Адрес: 644021 Россия, г. Омск, ул. Б.Хмельницкого, 283
Тел.: (3812) 330084
Факс: (3812) 579129
Телекс: 133112 MARS
Телетайп: 216274 МАРС
Главный конструктор - Костогрыз Валентин Григорьевич, тел. (3812) 334984 Заместитель Главного конструктора - Устюгов Владимир Иванович, тел. (3812) 337086
Омское машиностроительное конструкторское бюро (МКБ), организованное в 1956 г., начало в 1957 г. работы по созданию малоразмерных газотурбинных двигателей.
В настоящее время МКБ является ведущим в отрасли по малоразмерным ГТД:
• турбовальным и турбовинтовым двигателям мощностью 400...1500 л.с.;
• ТРД и ТРДД тягой 200...500 кгс;
• турбостартерам мощностью 50...200 л.с.
Предприятие выполняет капитальный ремонт двигателя ТВД-10Б. В рамках конверсии занимается теплоэлектрическими станциями малой мощности. Проводит сертификацию и инжиниринг в эксплуатации. Имеет опытный завод.
Текстовые и иллюстративные материалы по ОМКБ предоставлены Центром истории авиационных двигателей. Частично использованы рекламные проспекты предприятия и информация из книги Jane's All the World's Aircraft.
ВСУ-10
вспомогательный газотурбинный двигатель
Ил-96-300[34] ВСУ-10 [33] |
Вспомогательный газотурбинный двигатель ВСУ-10 устанавливается на самолетах Ил-86 и Ил-96-300. Государственные испытания прошел в 1979 г. Выпускается на Омском моторостроительном ПО имени П.И.Баранова. Двигатель создан на базе газогенератора двигателя ТВД-10Б. На ВСУ-10 установлен осецентробеж- ный компрессор. Число ступеней увеличено на одну по сравнению с базовым генератором. Свободная турбина имеет две ступени. Передача мощности от свободной турбины на приводной компрессор производится через быстроходный редуктор. Приводной компрессор двухконтурный, восьми- ступенчатый, осевой, однорежимный (создан на базе основного компрессора). Система топливопитания и автоматического регулирования гидромеханическая с электронным блоком защиты двигателя по предельным параметрам. Система управления отбором воздуха от приводного компрессора пневматическая. Запуск и управление двигателем автоматические.
Мдв. = 500 кг
Габаритные размеры 1035 х 1264 х 2224 мм
ПАРАМЕТРЫ ОТБИРАЕМОГО ВОЗДУХА Ов = 3,5 кг/с Рполн. = 0,467 МПа Т < 430,5 К
ПАРАМЕТРЫ ОТБИРАЕМОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ Мощность 40.60 кВт Напряжение 208/120 В Частота 400 Гц