вспомогательный газотурбинный двигатель
ВГТД-43 устанавливается на пассажирский среднемагистральный самолет Ту-204.
ВГТД-43 [33] |
Он представляет собой двигатель двухкаскадной соосной схемы, с отбором воздуха между каскадами и приводом электрического генератора от вала ротора низкого давления, вращающегося с постоянной скоростью. Компрессор низкого давления: осевой пятиступенчатый с развитой механизацией. Компрессор высокого давления - центробежный, одноступенчатый. Камера сгорания - кольцевая, противоточная с двумя контурами топливных форсунок. Турбина высокого давления - осевая, одноступенчатая с охлаждаемыми рабочими и сопловыми лопатками. Турбина низкого давления - осевая, одноступенчатая, неохлаждаемая. Система топливопи- тания, автоматического регулирова-
Конструктивная схема ВГТД-43 [20]
ния - электронная цифровая, с гидромеханической исполнительной частью (имеется резервная гидромеханическая система). Система управления отбора воздуха - пневматическая. Запуск и управление двигателем - автоматическое. Конструкция двигателя - модульная.
Ту-204[45] |
ПАРАМЕТРЫ ОТБИРАЕМОГО ВОЗДУХА Об = 1,9 кг/с Рполн. = 4,9 кгс/см Тполн. = 523 К
ПАРАМЕТРЫ ОТБИРАЕМОМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Мощность 30 кВт при максимальном отборе воздуха, длительно, не более 4 часов, без отбора воздуха до Н = 11000 - 90 кВт
Суд. = 0,316 кг/л.с.ч Высотность запуска до 10000 м Мдв.без генератора = 229 кг (с системами запуска, контроля, автоматического управления, отбора и перепуска воздуха) Габаритные размеры 650х720х1300 мм
Ггц-з
авиационный турбовальный двигатель
ГТД-3Ф [12] |
Ка-25ПЛ [35] |
Летные испытания ТВаД ГТД-3 для корабельного противолодочного/ многоцелевого вертолета Ка-25 завершены в 1964 г. В 1966 г. он был передан в серийное производство. За 20 лет на Омском моторостроительном ПО имени П.И.Баранова выпущено около 1000 ГТД-3. На первых опытных образцах Ка-25 устанавливались двигатели ГТД-3 мощностью 750 л.с., позднее - ГТД-3Ф
мощностью 900 л.с. (с редуктором
РВ-3Ф) и ГТД-3М мощностью 1000 л.с.
(с редуктором РВ-3М).
N взл. = 900 л.с.
N кр. = 479 л.с.
Се взл. = 0,300 кг/л.с.ч
Се кр. = 0,378 кг/л.с.ч
Об взл. = 4,65 кг/с
К к взл. = 6,5
Тг взл. = 1142 К
Мдв. = 240 кг
Ширина 900 мм Длина 2295 мм Высота 580 мм
Модификация ГТД-3БМ имела мощность 990 л.с.
Бе-32 [2] |
ТВД-10 мощностью 920 л.с. разработан в 1970 г. для самолета местных воздушных линий Бе-30 "Скат". Двигатель работал с трехлопастными ревер- сивно-флюгерными ВИШ АВ-24Б/М (диаметр 3,0 м; частота вращения на взлетном режиме 1590 об./мин.; КПД 80%; масса ВИШ 105 кг). TWD-10B создан на базе двигателя ТВД-10. В 1978 г. он прошел государственные стендовые испытания и сертифицирован в составе самолета Ан-28 и рассчитан также на применение с самолетом Бе-32. Серийно TWD-10B изготавливается в Польше на заводах PZL Rzeszow и PZL Kalisz. Двигатель устанавливается на самолеты Т-101 "Грач", Т-106 "Орел-2" и др. На входе в двигатель имеются три радиальные стойки, входной направляющий аппарат и стартер, который защищен от обледенения воздухом, подаваемым из камеры сгорания. Компрессор TWD-10B состоит из шести осевых ступеней и одной центробежной ступени. Он приводится двухступенчатой турбиной с охлаждаемыми лопатками направляющего аппарата. Камера сгорания кольцевого типа с центробежной главной форсункой, две свечи зажигания.
TWD-10B [36] |
Ан-28 [1] |
ОМСКОЕ МКБ" |
ТВД-10 авиационный турбовитовой двигатель |
Конструктивная схема TWD-10B [36] |
Мощность с одноступенчатой осевой приводной турбины передается быстроходным редуктором, промежуточным валом и планетарным редуктором на винт переменного шага.
Воздушный винт флюгерно-реверсив- ный трехлопастный АВ-25Б или АВ-24АН (диаметр 2,8 м; частота вращения на взлетном режиме 1800 об./мин., на крейсерском 1620; КПД 85%; масса 95,4 кг). Система топливо- питания, автоматического регулирования и управления воздушным винтом гидромеханическая с электронным регулятором температуры газа и блоком защиты от раскрутки свободной турбины. Запуск автоматический от электростартера. Питание от бортовых аккумуляторов или аэродромно-
"ОМСКОЕ МКБ"
го источника постоянного тока напряжением 27 В. Ne взл. = 960 л.с. Ne кр. = 510 л.с. Сэ взл. = 0,255 кг/л.с.ч Сэ кр. = 0,335 кг/л.с.ч Кк взл. = 7,4 n = 1745 об./мин. Ов = 4,58 кг/с пгг = 29600 об./мин. Тг = 1160 К
Топливо - Т-1, Т-2, ТС-1, Jet A-1 Мдв. = 225 кг
Ьдв. = 555 мм Ьдв. = 900 мм Ьдв. = 2060 мм
PZL-10W представляет собой турбо- вальную модификацию TWD-10B для вертолета PZL Swidnik W-3 "Sokol". Двигатель сертифицирован в США, России, Польше, Германии. Производится в PZL Rzeszow (Польша). Газогенератор PZL-10W тот же, что и у TWD-10B. Однако турбина имеет одну ступень (количество оборотов уменьшено до 22490 об./мин.), введена "сво-
бодная" турбина, модифицирована система подачи топлива и др. N взл. = 888 л.с. N макс. = 1134 л.с. (2,5 мин.) N кр. = 736 л.с. (30 мин.) Се взл. = 0,268 кг/л.с.ч Мдв. = 141 кг Ьдв. = 1875 мм Ьдв. = 595 мм Ьдв. = 765 мм
ТВД-20
авиационный турбовинтовой/турбовальный двигатель
Двигатель ТВД-20 со свободной турбиной предназначен для одно- или двухмоторного многоцелевого самолета с толкающим и тянущим воздушными винтами.
ТВД-20 [1] |
-3Т[1] |
Производится Омским моторостроительным ПО имени П.И.Баранова для установки на самолет Ан-3 и другие самолеты подобного класса. ТВД-20 оснащен 7-ступенчатым осе- центробежным компрессором, кольцевой камерой сгорания с вращающейся форсункой, двухступенчатой неохлаж- даемой осевой турбиной компрессора. Свободная турбина также осевая, двухступенчатая. Маслосистема автономная. Воздушный винт флюгерно- реверсивный, низкошумный, шести- лопастной, тянущий и толкающий (типа АВ-106, АВ-36). Система управления электронная с резервной гидромеханической частью. Имеются электронная система контроля и диагностики, встроенный измеритель крутящего момента. Автоматический запуск от источника постоянного тока напряжением 27 В и питание борта постоянным током напряжением 27 В осуществляется с помощью стартера-генератора. Двигатель имеет привод генератора переменного тока мощностью до 16 кВт. Ne взл. = 1450 л.с. Nee взл. = 1400 л.с.
n = 1700 об./мин.
Сэ взл. = 0,220 кг/э.л.с.ч
Мдв. = 240 кг (с системами запуска,
контроля, автоматического и ручного
управления)
Ьдв. = 1900 мм
Ьдв. = 800 мм
Ьдв. = 850 мм
Турбовинтовой двигатель ТВД-20М со свободной турбиной и тормозом винта предназначен для самолета сельскохозяйственной авиации Ан-3. Компрессор осецентробежный, число ступеней увеличено на одну по сравнению с базовым генератором. Свободная турбина двухступенчатая. Передача мощности на вал винта осуществляется через редуктор, расположенный за свободной турбиной и соединенный с ней рессорой. Двигатель работает с флюгерно-реверсивным трехлопастным воздушным винтом АВ-17 (реверсивный ВИШ; Эвв = 3600 мм; Пвв взл. = 1590 об./мин., Пвв кр. = 1200 об./мин; Г] вв = 78%; Мвв = 145 кг). Запуск автоматический от двух электростартеров. Питание от бортовых аккумуляторов или аэродромного источника постоянного тока с напряжением 27 В.
Двигатель имеет перевернутую схему, т. е. входное устройство расположено сзади двигателя, а выхлопное устройство и вывод мощности спереди (по полету). На двигателе установлен тормоз винта, что обеспечивает ценное эксплуатационное свойство самолету - возможность производить заправку средствами для опыления при работающем на малом газу двигателе. Na взл. = 1430 л.с. Nbb взл. = 1375 л.с. n = 1581 об./мин. Сэ взл. = 0,245 кг/э.л.с.ч Мдв. = 285 кг (с системами запуска, контроля, автоматического и ручного управления) Ьдв. = 1770 мм Ьдв. = 850 мм Ьдв. = 845 мм
ТВД-20В предназначен для многоцелевых вертолетов. Он имеет модульную конструкцию. Оснащен пылезащитным устройством. Автоматический запуск от источника постоянного тока напряжением 27 В и питание борта постоянным током напряжением 27 В осуществляется с помощью стартера-генератора (в генераторном режиме N = 12 кВт). На двигатель устанавливается электронная система автоматического управления. Двигатель оснащен измерителем крутящего момента, автономной маслосистемой. Компрессор центробежный, состоящий из 2-х ступеней. Он создан на базе газогенератора двигателей ТВД-10Б и ВСУ-10. ^р. = 1500 л.с. N взл. = 1375 л.с. n = 3115 об/мин. Сэ взл. = 0,230 кг/л.с.ч Мдв. = 210 кг Ьдв. = 1850 мм Ьдв. = 745 мм Ьдв. = 855 мм
Конструктивная схема ТВД-20В [20] |
Конструктивная схема ТВД-20-03 [20] |
Двигатель модульной конструкции ТВД-20-03 создан на базе газогенератора двигателей ТВД-10Б и ВСУ-10 для самолета Ан-38 (воздушный винт АВ-36). Оснащен пылезащитным устройством. Схема двигателя перевернутая, т. е. входное устройство расположено сзади, выхлопное устройство и вывод мощности спереди (по полету).
Воздушный винт флюгерно-реверсив- ный, низкошумный, шестилопастной, тянущий и толкающий (типа АВ-106, АВ-36). Автоматический запуск от источника постоянного тока напряжением 27 В и питание борта постоянным током напряжением 27 В осуществляется с помощью стартера-генератора. В генераторном режиме N = 12 кВт. Маслосистема автономная. Имеет стояночный тормоз винта. ^.взл. = 1430 л.с. Nbb взл. = 1375 л.с. Мдв. = 250 кг (с системами запуска, контроля, автоматического и ручного управления)
n = 1100...1700 об./мин.
Суд.взл. = 0,225 кг/э.л.с.ч Ьдв. = 850 мм Ьдв. = 845 мм Ьдв. = 1900 мм
ТВД ТВД-10М предназначен для кораблей на воздушной подушке (подъемный и маршевый).
Конструкция двигателя ТВ-0-100 и его систем разработана ОМКБ и АМНТК "Союз" с учетом технических решений и опыта, накопленного при создании серийно выпускаемых двигателей ТВД-10Б, ВСУ-10 и ТРДД-50. ТВаД ТВ-0-100 представляет собой низкошумный ГТД модульной конструкции с передним расположением вала отбора мощности для установки на вертолет Ка-126.
ТВ-0-100 [12] |
'ОМСКОЕ МКБ" ТВ-0-100 авиационный турбовальный/турбовинтовой двигатель |
Компрессор состоит из двух осевых и одной центробежной ступени. Камера сгорания противоточная. Турбина высокого давления одноступенчатая. Силовая турбина также одноступенчатая.
ТВ-0-100 оборудован встроенным пылезащитным устройством и аварийной системой смазки (обеспечение работы двигателя в течение шести минут). Редуктор оснащен измерителем крутящего момента, муфтой свободного хода. Имеет свободный резервный привод. Оснащен дублированной адаптивной цифровой электронно-гидравлической САУ и гидромеханическим ручным приводом.
Может выпускаться в варианте ТВД, может быть форсирован до Ывзл. = 1150 л.с., Сэ = 0,220 кг/л.с.ч с поддержанием установленной мощности до tK = +35°С.
Ка-126 [35] |
ТВ-0-100 прошел сертификационные испытания. Наработка опытных образцов составляет более 8300 часов, включая 400 часов летной наработки. Ые взл. = 720 л.с. Се взл. = 0,259 кг/л.с.ч Ые кр. = 461 л.с. Суд.кр. = 0,291 кг/л.с.ч Ов = 2,66 кг/с n = 6000 об./мин. Тг взл. = 1300 К 7Тк взл. = 9,2 с вх = 0,970 Г! кнд = 0,765 Г] г = 0,980 с кс = 0,950 Г] твд = 0,850 Г] тнд = 0,890 Мдв. = 125 кг Ьдв. = 780 мм Ьдв. = 735 мм Ьдв. = 1275 мм
Рассматриваются две модификации ТВ-0-100 тягой 830 л.с. (Тг = 1350 К, лк = 10,2) и 710 л.с. для вертолета Ка-118.
Конструктивная схема ТВ-0-100 [20] |
ОМСКОЕ МКБ"