жидкостный ракетный двигатель
Испытания НК-33 на стенде компании Aerojet (США) [100] |
НК-33 [40] |
НК-33 разработан в 1968-72 гг. на базе ЖРД НК-15 для первой ступени РН Н1 и Н1Ф. Первая ступень РН Н1 должна была включать в себя 30 ЖРД НК-33.
Двигатель представляет собой однокамерный ЖРД с турбонасосной системой подачи экологически чистого несамовоспламеняющегося топлива (горючее - керосин, окислитель - жидкий кислород). Он выполнен по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа при умеренно высоком давлении в камере. Рабочее тело турбины ТНА - продукты сгорания основных компонентов топлива при большом избытке окислителя. Практически весь окислитель газифицируется в газогенераторе при небольшой добавке горючего. Камера сгорания двигателя с внутренним диаметром 430 мм и сопло с диаметром критического сечения 281 мм имеют бронзовую внутреннюю оболочку с фрезерованными ребрами, с внешней стороны которых пайкой крепится внешняя стальная силовая оболочка сопла. При работе ЖРД камера и сопло охлаждаются керосином, протекающим между бронзовой и стальной оболочками. Камера сгорания имеет внутреннее теплозащитное керамическое покрытие для защиты от больших тепловых потоков и два пояса отверстий внутреннего завесного охлаждения. Коллектор подачи горючего распределяет его на два потока: один - в сторону форсуночной головки, второй - в сторону среза сопла. Затем горючее из коллектора на срезе сопла поступает с помощью трубок перелива в форсуночную головку.
|
|
Гладкая форсуночная головка камеры сгорания без гасителей колебаний включает центробежные форсунки горючего и струйные газовые форсунки окислителя. Форсуночная головка газогенератора имеет гасители колебаний (крылышки).
Турбонасосный агрегат НК-33 [100] |
ТНА двигателя НК-33 включает встроенные преднасосы, позволяющие работать при низких входных давлениях компонентов топлива. Преднасос горючего приводится через редуктор, преднасос окислителя - шнекоцентро- бежный, низкооборотный (ппно = 3600 об./мин.) с приводом от гидротурбины, расположенной в пространстве между шнеком и крыльчаткой основного насоса окислителя.
Пуск двигателя осуществляется с помощью пусковой турбины, находящейся на противоположном от основной турбины конце вала ТНА и работающей от специальной пирошашки. Выхлоп пусковой турбины отводится с помощью специального патрубка вниз, на срез сопла. Зажигание компонентов топлива в камере сгорания обеспечивается тремя пиросвечами. Выключение двигателя проводится путем перекрытия линии подачи горючего в газогенератор с последующей продувкой ТНА и рубашки камеры сгорания. Регулятор расхода с самонастройкой находится на линии подачи горючего в газогенератор. Дифференциальные расходные клапаны срабатывают автоматически при заданном перепаде давлений компонентов топлива.
|
|
Двигатель НК-33 отличается от своего прототипа НК-15 упрощенной пнев- могидравлической схемой, усовершенствованными элементами автоматики и улучшенными агрегатами ТНА и камеры сгорания. Так, в частности, число элементов пироавтоматики в двигателе было уменьшено с 12 до 7. Разъемные соединения и взаимозаменяемость узлов обеспечивают ремонтопригодность двигателя. Некоторые образцы двигателя НК-33 на стенде при интенсификации процесса сгорания в газогенераторе (повышении температуры) и некоторых незначительных модификациях насоса горючего развивали тягу до 205207 тс, т.е. попадали совсем в другой класс тяги двигателей. Диапазон регулирования тяги (от 50 до 105%) для НК-33 определялся прежде всего ресурсом двигателя. При незначительном снижении ресурса этот диапазон мог быть повышен до 135%. Несмотря на наличие пусковой пиро- турбины, двигатель НК-33 имеет меньшую массу, чем РД-253 из-за отсутствия на НК-33 шарнирного узла крепления, а также более высоких параметров ТНА: перепад давления на турбине достигает 2,2, а максимальное дав- "С
ление за дополнительным насосом горючего (ДНГ) составляет 710 атм. Дата первого испытания - апрель 1970 г Дата Госиспытания - сентябрь 1972 г Для доказательства высокой надежности двигателей НК-33 в 1976 г по распоряжению Н.Д.Кузнецова было проведено длительное стендовое испытание. Вместо необходимых по техническому заданию 140 секунд двигатель непрерывно отработал более 14000 секунд. Один из двигателей НК-33 №Ф115026М, изготовленный в 1972 г., испытывался по программе контрольно-сдаточных испытаний 10 января 1973 г. и 10 января 1974 г. После длительного хранения и проведения регламентных работ этот двигатель 12 июля 1995 г. был доставлен в США, где с 17 октября по 15 ноября 1995 г. на стенде фирмы Aerojet прошел комплекс огневых испытаний. Суммарная наработка этого двигателя составила 492,5 секунд, из них 5 пусков в США - 411 секунд. Эти испытания проводились с целью выяснения возможности использования двигателей НК-33 и НК-43 на американских ракетах Atlas и Delta, предназначенных для коммерческих запусков в мирных целях.
1 ИМЕНИ Н.Д.КУЗНЕЦОВА'
На хранении в СНТК находятся более 80 двигателей НК-33. Отклонение соотношения компонентов топлива - до 20% Используемый блок на ракете Н1- блок "А" (I ступень)
Схема двигателя - замкнутая, с дожиганием
Рп = 167 тс (1638 кН) Рз = 154 тс (1509,8 кН) 1з = 297 с 1п = 331 с
Суммарный расход компонентов топлива 517,3 кг/с Кт = 2,62 Рк = 14,83 МПа
Степень расширения сопла 27,0
Мдв. = 1222 кг
Dдв. = 1490,5 мм
Ьдв. = 3705 мм
Муд. = 8,1 кг/тс
Ntha = 46000 л.с.
птна = 18500 об./мин.
t = 600 с
Рассматривалась модификация НК-33, в которой в качестве компонентов топлива использовались жидкий кислород и жидкий метан Рп = 154 тс (1509,8 кН) 1п = 361 с t = 410 с