газотурбинный двигатель наземного/морского применения
ГТД 15000 (15000, 15000С, 15001, 15002, 15003Р) разработан в 1984 г. для привода электрогенераторов, нагнетателей, судовых движителей. Серийное изготовление с 1988 г. на ПО "Зоря".
Конструктивные особенности: компрессор осевой двухкаскадный (число ступеней 9+10, степень сжатия 20), турбины компрессора осевые (число ступеней 1+1, охлаждение воздушно- конвективное), турбина силовая осевая (число ступеней 3, 4), исполнение реверсивное (Р), нереверсивное, направление вращения левое/правое, камера сгорания трубчато-кольце- вая, противоточная (жаровых труб 16, форсунок 16, воспламенителей 2), подшипники шариковые радиально- упорные (3), роликовые радиальные (5). Система смазки циркуляционная под давлением с навесным и электроприводным маслоагрегатами. Стартер электрический (380 В, 140 кВт). Управление дистанционное, автоматическое.
Возможна работа двигателя с пароводяным теплоутилизирующим контуром.
Установленный ресурс 40000 часов
ГТД 15000 (ДБ90)
N = 17500 кВт
^ = 35,0% Ов = 71 кг/с Туходящих газов = 706 К Псиловой турбины = 3000...3600 об./мин. Ьдв. = 6100 мм Ьдв. = 2200 мм Ьдв. = 2500 мм Мдв. = 12800 кг