ГТД 25000 [38] |
газотурбинный двигатель наземного/морского применения
ГТД 25000 - наиболее мощный и самый экономичный двигатель из унифицированного ряда газотурбинных двигателей - ГТД 3000, ГТД 6000+, ГТД 15000, предназначенных для привода нагнетателей газа, электрогенераторов и судовых движителей. При проектировании ГТД 25000 максимально учитывался опыт разработки и эксплуатации газотурбинных двигателей третьего поколения, применяемых на флоте с 1972 г. Эти компактные двигатели отличают высокая экономичность, маневренность, надежная работа в морской и запыленной атмосфере и большой ресурс. Эксплуатация двигателей третьего поколения на флоте превышает 200000 часов.
ГТД 15000 [38] |
ГТД 15000С (ДС90) N = 25000 кВт ^ = 41,8% Ов = 72 кг/с Туходящих газов = 712 К Псиловой турбины = 3000...3600 об./мин. Ьдв. = 6400 мм Ьдв. = 2500 мм Ьдв. = 2700 мм Мдв. = 15000 кг |
ГТД 15002 (ДА90) N = 17600 кВт ^ = 35,0% Ов = 73 кг/с Туходящих газов = 673 К Псиловой турбины = 5300 об./мин. Ьдв. = 4800 мм 2200 мм = 2200 мм 9000 кг |
Ьдв. Ьдв Мдв |
ГТД 15001 (ДГ90) N = 17150 кВт ^ = 35,0% Ов = 71 кг/с Туходящих газов = 693 К Псиловой турбины = 5200 об./мин. Ьдв. = 4700 мм Ьдв. = 2100 мм Ьдв. = 2200 мм Мдв. = 11600 кг |
ГТД 15003Р (Д090) N = 14700 кВт ^ = 33,0% Ов = 70 кг/с Туходящих газов = 673 К Псиловой турбины = 4400 об./мин. Ьдв. = 5000 мм Ьдв. = 2600 мм Ьдв. = 2800 мм Мдв. =11500 кг |
В конструкции ГТД 25000 сохранена традиционная схема - модульный дви-
|
|
НПО "МАШПРОЕКТ"
гатель простого цикла с двухкаскад- ным газогенератором и свободной силовой турбиной.
Два девятиступенчатых осевых компрессора (к к = 21,6...23,6) приводятся двумя независимыми одноступенчатыми турбинами. Первая ступень компрессора низкого давления - сверхзвуковая. Три поворотных направляющих аппарата обеспечивают легкий запуск и устойчивую работу компрессора. Ротор компрессора высокого давления сварной. Диск турбины высокого давления крепится к нему консольно. Камера сгорания петлевая, трубчато- кольцевого типа с веерным расположением шестнадцати жаровых труб. Ее розжиг производится с помощью двух плазменных воспламенителей. Расположение камеры сгорания над модулем компрессора позволяет сократить длину двигателя и упростить его трансмиссию. Лопатки турбины высокого давления и сопловые лопатки турбины низкого давления имеют внутреннее воздушно-конвективное охлаждение. Гибкие опоры с масляными демпферами уменьшают динамические нагрузки на подшипники и уровень корпусной вибрации. Четырехступенчатая силовая турбина кинематически не связана с газогенератором, приводится энергией газового потока и может быть изготовлена правого и левого вращений в нереверсивном и реверсивном исполнениях. Высокую готовность к действию обеспечивают: циркуляционная система смазки с навесным и электроприводным маслоагрегатами, топливная система с черпаковым топливным насосом, приборы контроля и автоматической защиты, пневматический или электрический стартер для раскрутки контура низкого давления. Соединительная дисковая муфта допускает перекос валов до 0,5° и осевое перемещение до 5 мм.
|
|
Установленный ресурс до заводского ремонта двигателя 20000 часов. Полный ресурс 60000 часов. Срок службы ГТД 25000 25 лет. Высококачественные материалы и сплавы, использованные в конструкции ГТД 25000, обеспечивают высокую надежность и длительный срок службы. Лопатки и другие детали компрессоров изготавливаются из титановых сплавов. Для лопаток турбин применяются высокохромистые сплавы с защитными покрытиями. Конструктивные формы основных деталей позволяют применять методы точного формообразования. В двигателе используется более 10% деталей, выполненных литьем по выплавляемым моделям - рабочие лопатки турбин, пакеты сопловых аппаратов, стойки опорных венцов, корпуса подшипников, элементы жаровых труб. Для изготовления компрессорных лопаток применяется штамповка и холодная вальцовка. Фланцы, кожухи камеры сгорания, кольца спрямляющих аппаратов изготовлены из раскатных колец.
Применение электронно-лучевой сварки упрощает конструкцию заготовок, повышает жесткость и надежность сборочных единиц.
ГТД 25000 - автоматизированный газотурбинный двигатель. Приспособлен для работы в установках с утилизацией тепла уходящих газов, а также для совместной работы с дизелями, газовыми и паровыми турбинами. Малые габариты и вес облегчают транспортировку и монтаж двигателя на месте.
ГТД 25000 оснащен средствами диагностического контроля для раннего предупреждения отказов и неисправностей. При помощи бороскопов можно тщательно обследовать состояние проточной части двигателя без разборки.
Модульная конструкция обеспечивает замену узлов в условиях эксплуатации. Возможна замена навесных агрегатов, топливных форсунок, жаровых труб, компрессора низкого давления, силовой турбины.
Для удобства обслуживания основные и вспомогательные агрегаты установлены снаружи в доступных местах. Выпускается с 1995 г. на ПО "Зоря".