Семинар № 2 гражданский процесс, гражданское процессуальное право и процессуальная наука. – 2 часа

Цель занятия: закрепить и углубить теоретические знания по изучаемой теме. Проверить способность студентов выделять элементы сходства и различия гражданского процессуального права со смежными отраслями права, закрепить основные понятия гражданского процессуального права, сформировав понятийный аппарат.

План проведения занятия

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительное слово – 3 мин.
  3. Контрольный опрос (обсуждение вопросов по теме)– 30 мин.
  4. Доклады студентов – 45 мин.
  5. Подведение итогов и разбор занятия, ответы на вопросы студентов – 5 мин.
  6. Постановка задач на самостоятельную подготовку – 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

2. Гражданское процессуальное право. Его задачи, предмет, метод и система. Место гражданского процессуального права в системе российского права.

3. Источники гражданского процессуального права:

4. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы.

5. Действие гражданских процессуальных норм во времени, пространстве и по кругу лиц.

6. Понятие гражданского судопроизводства и его задачи.

7. Стадии гражданского процесса. Краткая характеристика стадий.

8. Виды гражданского судопроизводства (процесса).

9. Процессуальная наука.

Темы докладов:

1. История процессуального права. Выдающиеся отечественные процессуалисты.

2. Толкование норм гражданского процессуального права.

3. Судебная практика в системе источников гражданского процессуального права.

Тема 3: Принципы гражданского процессуального права. Гражданские процессуальные правоотношения. – 2 часа.

Цель занятия: закрепить и углубить теоретические знания по изучаемой теме. Проверить способность студентов выделять элементы сходства и различия принципов гражданского процессуального права и смежных отраслей права, закрепить сущность и основные принципы гражданского процессуального права, сформировав понятийный аппарат, определить специфику гражданско-процессуальных отношений.

Выработать практические навыки применения ГПК РФ в конкретной ситуации.

План проведения занятия

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительное слово – 3 мин.
  3. Контрольный опрос (обсуждение вопросов по теме)– 30 мин.
  4. Доклады студентов – 25 мин
  5. Ситуационные задачи – 20 мин.
  6. Подведение итогов и разбор занятия, ответы на вопросы студентов – 5 мин.
  7. Постановка задач на самостоятельную подготовку – 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие принципов гражданского процессуального права. Задачи и система принципов.

2. Принципы организации правосудия (организационно-функциональные принципы).

3. Принципы, определяющие процессуальную деятельность (функциональные принципы).

4. Понятие гражданских процессуальных правоотношений. Основания их возникновения и содержание.

5. Классификация субъектов гражданских процессуальных правоотношений.

6. Суд как обязательный субъект гражданских процессуальных правоотношений.

7. Лица, участвующие в деле, другие участники процесса как субъекты гражданских процессуальных правоотношений. Понятие и состав лиц, участвующих в деле.

8. Объекты процессуальных правоотношений.

Тема 4: Лица, участвующие в деле. Представительство в гражданском процессе. – 4 часа.

Цель занятия: Проверить степень усвоения учебного материала, закрепить и углубить теоретические знания по изучаемой теме. Проверить способность студентов выделять основные группы субъектов гражданского процесса, сформировать понятийный аппарат, определить специфику участия в гражданском процессе каждого из субъектов.

Выработать практические навыки применения ГПК РФ в конкретной ситуации.

План проведения занятия

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительное слово – 3 мин.
  3. Контрольный опрос (обсуждение вопросов по теме)– 30 мин.
  4. Ситуационные задачи – 45 мин.
  5. Подведение итогов и разбор занятия, ответы на вопросы студентов – 5 мин.
  6. Постановка задач на самостоятельную подготовку – 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

  1. Гражданская процессуальная правоспособность. Гражданская процессуальная дееспособность.
  2. Понятие сторон в гражданском процессе.
  3. Процессуальное соучастие. Цель и основания соучастия. Виды соучастия. Процессуальные права и обязанности соучастников.
  4. Замена ненадлежащего ответчика.
  5. Процессуальное правопреемство (понятие и основания). Понятие третьих лиц в гражданском процессе. Их виды. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования.
  6. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований.
  7. Понятие представительства в гражданском процессе. Полномочия представителя в суде (объём и оформление). Виды и основания представительства в суде.

Тема 5: Подведомственность дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства. – 2 часа.

Цель занятия: Проверить степень усвоения учебного материала, закрепить и углубить теоретические знания по изучаемой теме. Проверить способность студентов определять подведомственность конкретных правовых конфликтов, проводить межпредметные связи, сформировать понятийный аппарат, определить специфику каждого из видов подведомственности.

Выработать практические навыки применения ГПК РФ в конкретной ситуации.

План проведения занятия

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительное слово – 3 мин.
  3. Контрольный опрос (обсуждение вопросов по теме)– 30 мин.
  4. Ситуационные задачи – 45 мин.
  5. Подведение итогов и разбор занятия, ответы на вопросы студентов – 5 мин.
  6. Постановка задач на самостоятельную подготовку – 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и значение подведомственности.

2. Виды подведомственности.

3. Подведомственность суду исковых дел.

Тема 6: Подсудность. – 4 часа.

Цель занятия: Проверить степень усвоения учебного материала, закрепить и углубить теоретические знания по изучаемой теме. Проверить способность студентов выделять основные виды подсудности, сформировать понятийный аппарат, определить специфику каждого из подвидов территориальной подсудности.

Выработать практические навыки применения ГПК РФ в конкретной ситуации.

План проведения занятия

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительное слово – 3 мин.
  3. Контрольный опрос (обсуждение вопросов по теме)– 30 мин.
  4. Ситуационные задачи – 45 мин.
  5. Подведение итогов и разбор занятия, ответы на вопросы студентов – 5 мин.
  6. Постановка задач на самостоятельную подготовку – 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Подсудность: понятие и виды. Отличие подсудности от подведомственности.

2. Родовая подсудность.

3. Территориальная подсудность и её виды.

Тема 7: Процессуальные сроки. – 2 часа.

Цель занятия: Проверить степень усвоения учебного материала, закрепить и углубить теоретические знания по изучаемой теме. Проверить способность студентов исчислять процессуальные сроки, сформировать понятийный аппарат, определить понятие и специфику перерыва и приостановления процессуальных сроков.

Выработать практические навыки применения ГПК РФ в конкретной ситуации.

План проведения занятия

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительное слово – 3 мин.
  3. Контрольный опрос (обсуждение вопросов по теме)– 30 мин.
  4. Ситуационные задачи – 45 мин.
  5. Подведение итогов и разбор занятия, ответы на вопросы студентов – 5 мин.
  6. Постановка задач на самостоятельную подготовку – 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Процессуальные сроки: понятие и значение.

2. Виды процессуальных сроков.

3. Сроки подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.

4. Исчисление процессуальных сроков. Окончание процессуальных сроков.

Тема 8: Судебные расходы и штрафы. – 4 часа.

Цель занятия: закрепить и углубить теоретические знания по изучаемой теме. Проверить способность студентов рассчитывать государственную пошлину, сформировать понятийный аппарат, определить алгоритм исчисления государственной пошлины, специфику наложения и снятия штрафов в гражданском процессе.

Выработать практические навыки применения ГПК РФ в конкретной ситуации.

План проведения занятия

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительное слово – 3 мин.
  3. Контрольный опрос (обсуждение вопросов по теме)– 30 мин.
  4. Ситуационные задачи – 45 мин.
  5. Подведение итогов и разбор занятия, ответы на вопросы студентов – 5 мин.
  6. Постановка задач на самостоятельную подготовку – 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе. Государственная пошлина.

2. Издержки, связанные с производством по делу.

3. Освобождение от уплаты судебных расходов. Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов. Уменьшение их размера. Распределение судебных расходов.

4. Судебные штрафы. Основания и порядокналожения судебных штрафов. Сложение или уменьшение штрафов.

5. Судебные извещения и вызовы.

Тема 9: Доказательства в гражданском процессе. – 2 часа.

Цель занятия: проверить степень усвоения учебного материала, закрепить и углубить теоретические знания по изучаемой теме. Проверить способность студентов определять предмет доказывания по конкретным категориям гражданских дел, определять виды необходимых доказательств, умение распределять бремя доказывания, сформировать понятийный аппарат, определить специфику средств доказывания в гражданском процессе.

Выработать практические навыки применения ГПК РФ в конкретной ситуации.

План проведения занятия

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительное слово – 3 мин.
  3. Контрольный опрос (обсуждение вопросов по теме)– 30 мин.
  4. Ситуационные задачи – 45 мин.
  5. Подведение итогов и разбор занятия, ответы на вопросы студентов – 5 мин.
  6. Постановка задач на самостоятельную подготовку – 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и цель судебного доказывания. Понятие судебных доказательств.

2. Фактические данные и средства доказывания. Доказательственные факты.

3. Понятие предмета доказывания. Факты, не подлежащие доказыванию.

4. Распределение между сторонами обязанности доказывания. Доказательственные презумпции.

5. Классификация доказательств. Относимость доказательств и допустимость средств доказывания. Оценка доказательств.

6. Виды средств доказывания. Объяснения сторон и третьих лиц. Свидетельские показания. Письменные доказательства. Вещественные доказательства, их отличие от письменных доказательств. Заключение эксперта. Дополнительная и повторная экспертизы.

Тема 10: Иск. – 2 часа.

Цель занятия: проверить степень усвоения учебного материала, закрепить и углубить теоретические знания по изучаемой теме. Проверить способность студентов выделять основные элементы иска, сформировать понятийный аппарат.

Выработать практические навыки применения ГПК РФ в конкретной ситуации.

План проведения занятия

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительное слово – 3 мин.
  3. Контрольный опрос (обсуждение вопросов по теме)– 30 мин.
  4. Ситуационные задачи – 45 мин.
  5. Подведение итогов и разбор занятия, ответы на вопросы студентов – 5 мин.
  6. Постановка задач на самостоятельную подготовку – 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и сущность искового производства. Понятие иска и его элементы. Виды исков.

2. Соединение и разъединение исков. Объединение исковых требований.

3. Защита ответчика против иска. Возражения на иск. Встречный иск.

4. Распоряжение сторон средствами защиты прав и интересов. Изменение основания иска. Изменение предмета иска. Отказ от иска. Признание иска. Мировое соглашение.

5. Обеспечение иска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: